Смекни!
smekni.com

Докла д (стр. 7 из 39)

- снять ограничения предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей не чаще одного раза в год[44].

В 2010 году продолжали поступать обращения волгоградцев по вопросам временного прекращения ежемесячных денежных выплат на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги в связи с перерасчетом денежных сумм, подлежащих выплате с 01 января 2009 года[45]. В докладе Уполномоченного за 2009 год данная проблема подробно описана, действиям органов социальной защиты населения давалась соответствующая правовая оценка. Продолжаю настаивать, что перерасчет ежемесячной денежной выплаты за период до 15 августа 2009 года неправомерен. Но, к сожалению, практика удержаний продолжилась и в 2010 году. Обращения Уполномоченного оставлены без внимания.

Обсуждая проблему удержания ежемесячных денежных выплат на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, Уполномоченный также обращал внимание на то, что в результате перерасчета льготные категории граждан определенное время вообще не получают никаких выплат. Ранее полученные в рамках авансовых платежей средства они уже потратили, так как никто их не уведомлял, что им компенсировались расходы не только за текущий месяц, но и на будущее время. Поэтому на период удержаний ими оплачивалась полная стоимость жилищно-коммунальных услуг, что для многих было слишком обременительно. Уполномоченный в 2010 году вновь предлагал установить правило об удержании в счет погашения переплаченной суммы лишь части последующих ежемесячных денежных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг (например, 30%), а не в полном объеме. Однако такое предложение не было принято по причине того, что «предлагаемый механизм выплат увеличит срок их зачета, что в свою очередь может привести к неэффективному использованию средств федерального бюджета»[46]. Возникает вопрос: каким образом можно определить расходы на социальную поддержку нуждающихся в ней граждан как неэффективное использование бюджетных средств?

Отдельной темой в 2010 году стало получение гражданами пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет. Обычно причинами возникающих проблем становится имущественная несостоятельность работодателя. Так, гражданке Ш. (вх.488 от 03.06.2010г.) не выплачивалось начисленное пособие по беременности и родам в связи с отсутствием финансовых средств у работодателя – ООО «Завод «Спецбуртехника» по причине неоплаты продукции предприятия заказчиками.
В дальнейшем Ш. уволилась из данного общества и обратилась в Фонд социального страхования Российской Федерации для получения пособия непосредственно от него. Однако в связи с тем, что она уже не являлась работником, ей отказали в удовлетворении заявленной просьбы и предложили обратиться в суд с иском к ООО «Завод «Спецбуртехника». Однако, даже в случае положительного для Ш. исхода судебного разбирательства, исполнить решение будет затруднительно из-за финансового состояния должника. Кроме того, считаю неверным направлять женщину в суд самостоятельно решать свои проблемы, тратить на это силы и средства, которые она должна направлять на уход за малолетним ребенком.

Трудности с реализацией права на пособия возникают и тогда, когда Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет работодателю суммы пособий для выплаты заявителю. Так, гражданка С. (вх.214 от 10.03.2010г.) не получила положенное пособие по уходу за ребенком, хотя соответствующие средства Фонд социального страхования Российской Федерации перечислил на счет работодателя – ООО «Звезда Поволжья» в ФКБ «Райффазенбанк». Конкурсный управляющий общества несколько месяцев не может оформить в банке документы, позволившие бы ему распоряжаться находящимися на счете денежными средствами. Кроме того, как стало известно, банк списал без согласия конкурсного управляющего денежные средства со счета несостоятельного работодателя[47]. Взыскание необоснованно списанных средств еще больше затянет выплату пособия.

Гражданка К. (вх.933 от 15.11.2010г.) не может получить положенные пособия, связанные с материнством, так как ООО «Алла», в котором она работала, получив денежные средства с Фонда социального страхования Российской Федерации, полностью их ей не выплатило. При этом организация выбыла из ранее занимаемого помещения и найти ее местонахождение сегодня невозможно.

Как грубое нарушение социальных прав матери и ребенка можно определить ситуацию с гражданкой Е. (вх.126 от 15.02.2010г.), матерью несовершеннолетней девочки, отца которой призвали на военную службу. Территориальное управление по Дзержинскому району г. Волгограда Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области отказало заявительнице в назначении пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, по мотиву того, что отец ребенка лишен родительских прав. Хотя по действующему законодательству право на пособие принадлежало не отцу ребенка, а его матери. Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации поддержали данную позицию[48]. Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области был вынужден вынести заключение о нарушении социальных прав Е., а также обратиться к прокурору Волгоградской области.
В итоге прокурор Дзержинского района г. Волгограда обратился в Дзержинский районный суд г. Волгограда с исковым заявлением в пользу гражданки Е., но первоначально районный суд и Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда отказали в его удовлетворении. Добиться справедливости получилось только в Президиуме Волгоградского областного суда, который отменил вынесенные судебные акты и направил дело в суд первой инстанции. В настоящее время Дзержинский районный суд г. Волгограда признал незаконным отказ в назначении Е. пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву[49]. Это решение вступило в законную силу.

В 2010 году была поднята проблема социальной поддержки лиц из числа детей-сирот, ранее находившихся под опекой их родственников. Она заключалась в том, что до достижения ими 18-летнего возраста их опекунам и попечителям выплачиваются ежемесячно денежные средства на содержание сирот. Также законодательство предусматривает право лиц из числа детей сирот или оставшихся без попечения родителей, достигших 18 лет, на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке в случае поступления в образовательные учреждения профессионального образования. Однако бывают ситуации, когда сироты достигают 18 лет еще во время обучения в общеобразовательной школе. А законодательство не предусматривает сохранение за ними права на меры государственной поддержки после совершеннолетия в случае обучения в этом учебном заведении.

Принимая во внимание, что решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета региона, Уполномоченный обратился в Волгоградскую областную Думу и к Главе Администрации Волгоградской области с предложением об установлении мер социальной поддержки детям-сиротам, достигшим 18 лет в период обучения в общеобразовательном учреждении. Как было сообщено, готовится пакет проектов нормативных актов, вносящих изменения в региональное законодательство, определяющих меры социальной поддержки указанных граждан[50].

При анализе обращений инвалидов по вопросам, связанным с ежемесячной денежной выплатой, были выявлены следующие проблемы. Во-первых, действующее законодательство не позволяет гражданину максимально оперативно решить вопрос о назначении этих выплат, так как поступление документов, подтверждающих право на их получение, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации от льготника не зависит. В соответствии с действующим законодательством ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Однако признание лица, в том числе ребенка в возрасте до 18 лет, инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности, группа инвалидности должны подтверждаться выпиской из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы[51]. Между тем гражданин, признанный инвалидом, не имеет права на получение выписки из акта освидетельствования. На руки он получает только справку о признании инвалидом, которая не является основанием для назначения ежемесячных денежных выплат. Выписка же подлежит направлению в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, исключительно самим учреждением медико-социальной экспертизы. Установлены сроки направления выписок из акта освидетельствования (в течение трех дней)[52]. Однако, если гражданин после получения справки о признании инвалидом пожелает в тот же день обратиться за назначением ежемесячной денежной выплаты, то ему откажут даже в принятии заявления, если выписка из акта освидетельствования еще не поступила. Именно такая ситуация произошла с гражданином Са. (вх.37 от 19.01.2010г.). 19 октября 2009 года он получил справку о признании инвалидом. На следующий день он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Волгограда с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, в принятии которого отказали по мотиву отсутствия необходимых документов о признании инвалидом (выписки из акта освидетельствования). Предъявленную справку о признании инвалидом принимать во внимание отказались. Заявление приняли только 22 октября 2009 года после поступления выписки из акта освидетельствования. И именно с этой даты, а не с момента его первоначального обращения, ему была установлена ежемесячная денежная выплата[53].