Смекни!
smekni.com

Докла д (стр. 8 из 39)

Во-вторых, если в ходе освидетельствования инвалидность подтверждается, то датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение медико-социальной экспертизы заявления гражданина о проведении освидетельствования[54]. Но, определяя право инвалида на получение ежемесячных денежных выплат только с момента подачи заявления об их назначении, которое может быть подано лишь после поступления в орган, осуществляющий эту выплату, выписки из акта освидетельствования, законодательство не допускает реализацию права на ежемесячные выплаты непосредственно с даты, когда гражданин считается инвалидом. Между тем иногда срок освидетельствования может растянуться до двух месяцев, как это было с гражданином Кр. (вх.73 от 02.02.2010г.)[55].

В связи с изложенным считаю необходимым определить, что право на ежемесячную денежную выплату возникает у гражданина с даты установления инвалидности, и с этого дня ему должна осуществляться выплата.

Довольно часто заявители высказывают несогласие с положением, согласно которому граждане, кому ежемесячные денежные выплаты назначены впервые, не могут отказаться от получения набора социальных услуг в текущем и в следующем (если назначение выплат имело место после 01 октября) годах. А в связи с наличием у них права на набор социальных услуг происходит уменьшение размера ежемесячной денежной выплаты. В основном такие обращения поступают от лиц, для которых затруднительно или невозможно реально воспользоваться этими услугами. Предлагаю предоставить гражданам, имеющим право на ежемесячные денежные выплаты, возможность отказаться от набора социальных услуг не один раз в год, а один раз в квартал.

В 2010 году бывшими несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей, признанных инвалидами, ставился вопрос об обеспечении их права на льготы по оплате надомных услуг. В настоящее время, в соответствии с федеральным законодательством, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, признанные инвалидами, имеют право на меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов войны[56]. При этом не уточняется, каким нормативным актом установлены эти меры социальной поддержки. Следовательно, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей имеют право на меры социальной поддержки инвалидов войны независимо от того, правовым актом какого уровня они определены.

В связи с изложенным гражданка Сн. (вх.666 от 10.08.2010г.) правомерно ставила вопрос о предоставлении ей льготы по оплате надомных услуг, установленных для инвалидов Великой Отечественной войны законодательством Волгоградской области[57]. Однако ей отказали в предоставлении указанных льгот.
К сожалению, обращение Уполномоченного не привело к положительным результатам[58].

Вынужден констатировать сохранение в законодательстве ограничений в предоставлении инвалидам льгот по оплате жилья в зависимости от вида жилищного фонда, к которому относится жилое помещение, где они проживают[59], что, по мнению Уполномоченного, не может быть обусловлено какими-либо конституционно-значимыми целями.

С 2005 года остаются без индексации размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения, предусмотренные Указами Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года №636 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 –
1945 годов» и от 01 августа 2005 года №887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». Кроме того, возможно расширение круга лиц, имеющих право на такое обеспечение, за счет вдов умерших участников Великой Отечественной войны и совершеннолетних узников мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Волгоградской городской молодежной общественной организацией «Преодоление» отмечаются следующие проблемы инвалидов:

- низкая информированность общества о проблемах, потребностях и правах инвалидов и их семей;

- малое количество светофоров с аудиооповещением;

- ограниченное количество общественных транспортных средств, приспособленных для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата (обычно на троллейбусах и трамваях очень высокие ступеньки);

- отсутствие пандусов, съездов у светофоров, тротуаров для пешеходов вдоль проезжих частей либо их несоответствие установленным нормативам;

- отсутствие приспособленности общественных мест пользования для инвалидов, имеющих рост ниже 130 см (стойки в аптеках, расположение кнопок лифта и домофонов и т.д.);

- трудности в поиске места работы, которая бы соответствовала медицинским ограничениям инвалида и хорошо оплачивалась;

- низкая доступность медицинского обслуживания (не во всех медицинских учреждениях имеются пандусы, поручни, имеются сложности в получении консультации врача узкой специальности вследствие большой очередности пациентов);

- незначительное число групп в плавательных бассейнах для людей с ограничениями по здоровью; недостаточно активное распространение информации о спортивных учреждениях, где проводятся занятия с инвалидами;

- недостаточный объем предоставляемых в настоящее время в льготном порядке услуг по санаторно-курортному лечению.

Как и ранее, Уполномоченным уделялось особое внимание обеспечению права граждан, которые стали инвалидами в результате виновных действий юридических лиц, впоследствии признанных банкротами, на получение возмещения вреда здоровью. Ранее Уполномоченный неоднократно ставил вопрос о необходимости надлежащего правового регулирования связанных с этим вопросов. В частности, указывалось следующее:

- неопределенность порядка исполнения обязанности Российской Федерации по выплате капитализированных повременных платежей в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 135 Федерального закона «О банкротстве (несостоятельности)».
В результате граждане могли реализовать свои права только в судебном порядке;

- несостоятельность существующих различий в условиях капитализации повременных платежей, получаемых лицами, утратившими здоровье, непосредственно от причинителя вреда и платежей ликвидируемых юридических лиц в Фонд социального страхования Российской Федерации на обеспечение ежемесячных выплат работникам этой организации, потерявшим трудоспособность при исполнении трудовых обязанностей.

В 2010 году Уполномоченный вновь обратился по этим проблемам в Правительство Российской Федерации, попутно поставив дополнительные вопросы:

- о материальном обеспечении лиц, перед которыми ответственность за причиненный вред здоровью несло непосредственно несостоятельное юридическое лицо, после достижения ими 70 лет;

- о предоставлении гражданам, непосредственно получившим от банкрота суммы капитализации повременных платежей, возможность передать эту сумму в управление государственной организации в целях сохранения покупательской способности имеющихся средств и получения ежемесячно денежных средств.

Из полученных ответов стало известно о том, что частично эти вопросы скоро разрешатся путем внесения изменений в действующее законодательство. Фонд социального страхования Российской Федерации будет ответственен за осуществление выплат в возмещение вреда здоровью гражданам, передавшим в ходе конкурсного производства право на получение капитализированных платежей государству. Кроме того, изменится и порядок расчета капитализированных платежей, при котором будут учитывать не только повременные платежи, подлежащие выплате потерпевшим, но и их нуждаемость в лекарствах, определенном лечении, уходе и другие обстоятельства. На момент получения Уполномоченным данных ответов велась работа по согласованию законопроекта между различными ведомствами[60].

Также Уполномоченным оказывалась конкретная помощь волгоградцам в реализации права на получение выплат в возмещение причиненного вреда здоровью. Например, гражданину Ко. (вх.77 от 02.02.2010г.) при оспаривании действий органов Фонда социального страхования Российской Федерации, в результате которых ему уменьшили размер ежемесячных выплат. Причиной конфликта стали необоснованные требования о прохождении переосвидетельствования, предъявленные в 2004 году к Ко., хотя ранее ему уже определялась утрата трудоспособности в размере 60% бессрочно, и последовавшее приостановление ежемесячных выплат в связи с отказом Ко. выполнить эти требования. При рассмотрении данного вопроса суд назначил медико-социальную экспертизу, по итогам которой Ко. определили утрату трудоспособности в размере 20%. Однако соответствующее заключение выносилось экспертами в отсутствие необходимой медицинской документации. Поэтому оно не было принято судом в качестве доказательства. Однако органы Фонда социального страхования Российской Федерации со ссылкой на это недействительное заключение пересчитали размер ежемесячных выплат Ко., что и послужило поводом для новых судебных разбирательств. В итоге решением Волжского городского суда от
26 февраля 2010 года права К. были восстановлены, неполученные суммы ежемесячных выплат взысканы. Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда это решение отменила и в иске отказала. Однако права Ко. вновь удалось восстановить в Президиуме Волгоградского областного суда, который признал решение городского суда правомерным.