Первую группу среди тридцати крупнейших банков представляют в основном дочерние банки крупнейших сырьевых корпораций, такие как Газпромбанк (Газпром), Сургутнефтегазбанк («Сургутнефтегаз»), Петрокоммерц (ЛУКойл). При том, что на их долю приходится примерно 12,5% всех активов российской банковской системы, в них сосредоточено более 32% средств, размещенных российскими банками за рубежом (а это без малого 5 млрд. долл.), в основном в виде остатков на корреспондентских счетах. Это объясняется, прежде всего, спецификой операций их основных клиентов, связанных с крупными валютными платежами. В частности, в среднем более половины пассивов банков этой группы представляют из себя остатки на текущих и депозитных счетах предприятий, причем более 70% - валютные.
В результате доля средств, размещенных у нерезидентов, в чистых активах этой группы банков уже на протяжении более двух лет устойчиво превышает 40% (фактически столько же, сколько у 100%-ных дочек нерезидентов). Валютизация чистых активов банков данной группы к началу 2002 года достигала почти 60% при 38% по банковской системе в целом.
Такая политика по размещению активов приводит к большим объемам недополученной прибыли. Если бы эти банки сохраняли средний по системе уровень средств, размещенных у нерезидентов (порядка 16-17%) и освободили бы часть валютных активов для размещения в кредиты, то даже разместив эти деньги под нулевую реальную процентную ставку они смогли бы увеличить свои доходы не менее, чем на 8-10% от общего объема доходов банковской системы России.
Соответственно, и вклад этих банков в кредитование остается минимальным. Доля кредитов в их чистых активах в среднем составляет 22-23%, что почти в два раза ниже, чем у системы в целом. Совокупный кредитный портфель банковской системы из-за такой политики недосчитался порядка 70-80 млрд. руб. (2,3-2,7 млрд. долл.).
Ориентация на низкодоходные операции и сильная зависимость от своих основных клиентов (одновременно являющихся основными собственниками) снижает шансы этих банков в конкурентной борьбе с более универсальными банками, а в перспективе – и с крупными иностранными банками. Поэтому они стараются изменить свой статус на универсальный. Наиболее далеко в этом направлении продвинулся Росбанк, объявивший о намерении открыть себя для внешних инвесторов и уменьшить контроль со стороны группы «Интеррос» (но не потерять его).
К этой группе «сырьевиков» по своим характеристикам близки и дочерние банки нерезидентов. У них также в активах преобладают средства, размещенные за рубежом. В пассивах этих банков высока доля средств корпоративного сектора – более 45%. Соответственно и уровень доходов большинства «нерезидентских» банков ниже, чем у большинства универсальных и тем более ниже, чем государственных.
Есть и поведенческие отличия в стратегиях «сырьевиков» и «нерезидентов». У последних доля кредитов заметно выше – более 30%. Вследствие этого, если доля в чистых активах всей банковской системы у «сырьевиков» более чем в полтора раза выше, чем у «нерезидентов», то вклад этих групп банков в кредитование почти одинаков. При этом, правда, следует иметь в виду, что валютизация кредитов, предоставляемых российскими дочками банков-нерезидентов, намного выше, чем по системе в целом (более 85% при том, что по системе в целом – менее трети), а основными получателями кредитов выступают такие же дочерние структуры иностранных предприятий.
Еще одно качественное отличие состоит в том, что дочерние структуры иностранных банков пока не собираются активно расширять спектр своих операций, что подразумевает вытеснение российских банков, а в основном довольствуются обслуживанием своей клиентуры.
Принципиально другой линии поведения придерживаются банки, условно называемые «кредитно ориентированными». Среди них есть и банки, стремящиеся к максимальной диверсификации бизнеса (Альфа-банк) и банки, в большей степени ориентированные на обслуживание предприятий крупных финансово-промышленных групп, составными частями которых они являются (МДМ-банк). Кроме того, некоторые банки, которые по формальным признакам относятся скорее к «сырьевикам», стали более активно наращивать кредитный портфель (Росбанк).
Банки данной группы обладают наиболее высоким уровнем капитализации (по данным Центра Развития, их капитал достигает 20% активов), что, собственно, и позволяет им направлять на кредитование больше средств. В целом же структура привлеченных средств у этих банков более диверсифицирована по сравнению с «сырьевиками» или «нерезидентскими» банками, хотя и прослеживается преобладание корпоративных остатков.
Еще одной важной особенностью, подчеркивающей внутреннюю ориентацию «кредитно-ориентированных» банков, является практически нулевая валютная позиция. При этом валютизация их активов составляла немногим менее 35%.
В перспективе «кредитно ориентированные» банки обладают достаточно выгодными позициями в конкурентной борьбе как со своими отечественными коллегами, так и с нерезидентами, когда те начнут увеличивать свое присутствие в России. Тем не менее, у этой группы есть еще много нереализованных возможностей. В частности, если до кризиса 1998 г. в России существовало несколько банков с развитой сетью филиалов и отделений, позволявшей осуществлять банковские операции по всей территории страны, то теперь такой сетью обладает, пожалуй, только Альфа-банк. Частные банки понемногу отвоевывают у Сбербанка позиции на рынке вкладов населения. Если перераспределение рынка частных вкладов будет продолжаться такими темпами, через три-четыре года частные банки могли бы добиться контроля над половиной депозитов населения.
Можно ожидать, что этому будет содействовать введение института гарантирования частных вкладов. Однако ожидать резкого падения роли Сбербанка после этого не следует. Во-первых, Сбербанк обладает мощной сетью филиалов и отделений, охватывающей практически всю территорию России. Во-вторых, в Сбербанке сосредоточены пенсионные вклады. Тем не менее, система гарантирования даст частным банкам дополнительный шанс в конкурентной борьбе со Сбербанком, так как позволит рассчитывать на тех инвесторов, для которых наличие гарантий является ключевым фактором.
Банки «государственнической» ориентации (Внешторгбанк, Банк Москвы, «Возрождение», Уралсиб, отдельно выделяется Сбербанк), также явно позиционируются, как кредитно ориентированные. Госбанки остаются одними из основных проводников государственной политики, направленной на увеличение вклада банков в экономический рост. Однако в отличие от ситуации 1999-2000 гг. доля кредитного портфеля у них перестала быть максимальной, что отчасти объясняется другой важной функцией – поддержанием рынка рублевых государственных ценных бумаг. Вместе с тем госбанки еще не исчерпали свои резервы наращивания кредитного портфеля.
3.2.1. Установление правил осуществления банковской деятельности
Как уже говорилось выше, в Главе 1, основным регулятором банковской системы является Банк России. При этом воздействие на банки оказывают и другие регуляторы: Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ), Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ), Комитет РФ по финансовому мониторингу.
Основные цели Банка России в сфере регулирования банковской системы:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы РФ;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
На наш взгляд, деятельность Банка России в области регулирования деятельности кредитных организаций может быть оценена по ряду показателей. В частности, это: