Смекни!
smekni.com

Условия устойчивого развития финансового сектора: регулирование и саморегулирование финансовых рынков; механизмы гарантирования (страхования); унификация надзорных требований (стр. 32 из 102)

Кэптивность банка означает его несвободу в определении стратегии поведения на рынке и, прежде всего, в вопросах размещения средств, то есть при принятии решений о выдаче крупных кредитов, вложений в финансовые инструменты, работе на различных рынках менеджмент банка руководствуется не только и не столько сложившимися рыночными условиями, но в первую очередь – интересами группы в целом или отдельных ее предприятий.

По оценкам российских экспертов, среди всех крупных банков кэптивные банки составляют примерно половину, на них приходится 49% активов.

Ни один российский банк, кроме Сбербанка, не в состоянии конкурировать с зарубежными банками по предоставлению долгосрочных ресурсов для финансирования инвестиций крупнейших российских корпораций – ни по объему, ни по срочности, ни по процентным ставкам. В этих условиях у кэптивных банков остается два пути развития: либо сосредоточиться на обслуживании различных финансово-расчетных схем внутри группы, или избранного круга клиентов, либо «открываться рынку»: выходить за пределы группы, охватывая своим кредитованием не только крупные компании, но и средний, и малый бизнес, а также население. В первом случае долгосрочные перспективы развития банковского бизнеса сомнительны. Крупные кэптивные банки, становящиеся на «рыночные» рельсы, быстро сталкиваются с проблемой недостаточности собственных средств и повышения кредитных рисков, и вынуждены либо искать западного инвестора, либо на деле становиться публичной компанией.

К прочим «болевым точкам» банковской системы можно отнести:

6. Слабость системы ликвидационных процедур.

Между отзывом лицензии и реальной ликвидацией банка, как правило, проходит значительный промежуток времени, в течение которого осуществляется вывод практически всех активов, имеющих какую-либо реальную ценность. Есть надежда, что изменения и дополнения к Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», проект которых уже имеется на настоящий момент, позволят устранить данный недостаток.

7. Участие государства в банковской системе.

На сегодняшний день фактически не происходит заявленного ранее выхода государства из капитала банков. К данному вопросу следует подходить жестко, государственное участие целесообразно сохранить лишь в банках, имеющих стратегическое значение (на федеральном или уровне субъекта федерации). Кроме того, как показывает практика, не имея контрольного пакета, государство не может реально влиять на деятельность банка, а значит и настаивать на том, чтобы банк проводил в жизнь государственную политику. Поскольку смысл участия государства в капитале банков заключается именно в проведении своей политики, а не в получении прибыли, мы считаем целесообразным для государства наличие именно контрольного пакета.

8. Несовершенство конкурентной среды.

Формирование конкурентной среды в понимании Правительства и Банка России фактически сводятся к повышению открытости кредитных организаций. В тоже время Ассоциация Российских Банков и Федеральная антимонопольная служба активно борются с монополией Сбербанка на рынке частных вкладов, не учитывая в полной мере последствий этой борьбы. Во-первых, монополизм Сбербанка не является абсолютным, а во-вторых, выравнивание конкурентных возможностей (основное конкурентное преимущество Сбербанка состоит в наличии у него государственных гарантий по вкладам) следует проводить путем создания при участии государства соответствующей системы гарантирования вкладов для физических лиц, а не лишения Сбербанка гарантий, что могло бы привести к оттоку сбережений физических лиц из банковской системы в целом.

9. Наличие административных барьеров по капиталу.

Институциональная структура банковской системы, на наш взгляд, должна развиваться исключительно эволюционным путем. Масштабы и структура российской экономики требуют наличия в российской банковской системе как крупных многофилиальных банков, так и небольших кредитных организаций, специализирующихся на узком круге операций или небольшой клиентской базе.

Государство может содействовать рекапитализации банков путем постепенного ужесточения нормативных требований, прежде всего повышая относительные показатели достаточности собственного капитала банков, а не показатели его абсолютного значения.

10. Отсутствие «прозрачной» и понятной банковской отчетности для потенциальных инвесторов, как иностранных, так и отечественных.

В этой связи имеет смысл говорить о скорейшем переходе банков на международные стандарты финансовой отчетности, к которому подавляющее большинство банков совершенно не готово (в том числе и по вине Банка России – до сих пор нет внятных нормативных документов по этому поводу).

В основе МСФО лежит несколько основополагающих принципов, некоторые из которых уже полностью реализованы в российском бухгалтерском учете, а другие пока лишь частично. При этом необходимо учитывать, что фактически основной целью российского бухгалтерского учета является предоставление объективной и полной информации о совершаемых операциях не столько для собственников и инвесторов, сколько для налоговых органов, поэтому реформы учета и отчетности должны быть тесно увязаны с соответствующими поправками в налоговом законодательстве.

Меры Банка России – методические рекомендации по переходу банковской системы РФ на МСФО с 1 октября 2004 года путем трансформации российской отчетности на международные стандарты. На наш взгляд, значительно более перспективным представляется приближение (а может быть, даже полное сближение) российского банковского бухгалтерского учета с международными стандартами ведения учета.

Поясним, что имеется в виду. Банк России предлагает коммерческим банкам вести свой бухгалтерский учет по-прежнему, то есть по российским стандартам, составлять отчетность по российским стандартам, и затем, при помощи специальных методов пересчета, трансформационных таблиц и пр., делать из отчетности по российским стандартам отчетность по МСФО. По нашему мнению, проще, удобнее, перспективнее и корректнее было бы изменить правила ведения бухгалтерского учета на аналогичные международным, и тогда отчетность, которая автоматически получалась бы из данных такого бухгалтерского учета, сразу являлась бы отчетностью по МСФО.

11. Несовершенство системы обязательных нормативов банковской деятельности.

Основной задачей в области банковского регулирования и надзора является реализация новых подходов к банковскому надзору, предложенных в 2001 году Базельским комитетом, которые начнут действовать с 2004 года. В основе нового подхода лежат три составляющих: минимизация требований к достаточности капитала, активное использование банками внутренних систем контроля за рисками и повышение открытости банковских операций.

Меры, принимаемые Банком России в этом направлении, - это введение с 1 апреля 2004 года новой системы обязательных нормативов кредитных организаций. В целом новые правила расчета нормативов и отчетности по ним можно отнести к безусловно прогрессивным, однако, как обычно, имеется масса процедурных проблем: нет нового программного обеспечения, непонятно, как будет осуществляться контроль за ежедневным расчетом нормативов, неясны переходные положения и др.

3.3.2. Развитие банковской системы и действия Банка России в этом направлении

Развитие российской банковской системы в ближайшие два-три года, как и развитие экономики в целом, во многом будет зависеть от изменения конъюнктуры мировых рынков, а также от успешности адаптации российских кредитных организаций к новым условиям, от их способности обеспечить устойчивый рост в условиях более низких мировых цен и стабильного (укрепляющегося) курса рубля. В зависимости от динамики мировых цен, объемов экспорта и реакции на них экономики сценарии развития банковской системы могут быть различными. С другой стороны, развитие банковской системы (и финансовых рынков в целом) во многом зависит от институциональных факторов, прежде всего перспектив пенсионной реформы и увеличения притока капитала. На наш взгляд, предстоящие два-три года будут носить переходный характер.

Сложившаяся банковская система, несмотря на все ее недостатки, обладает достаточным запасом устойчивости. Вероятность системного кризиса даже в случае резкого падения цен на нефть весьма мала. Основная проблема, на наш взгляд, заключается скорее не в возможных кризисных потерях, а в опасности утраты открывшихся в последнее время возможностей, в потере темпа развития. А потеря темпа и качества роста неизбежно (уже спустя 2-3 года) приведет к замещению российского банковского сектора прямым выходом отечественных компаний в качестве заемщиков на мировые рынки капитала и экспортом туда же не только избыточных доходов бизнеса, но и сбережений населения.

По нашему мнению, банковский сектор сохранит в целом в ближайшие годы свой ведущий характер по отношению к финансовым рынкам, так как на нем лежит (и будет продолжать лежать) основная нагрузка по обеспечению роста финансирования экономики и населения. В числе основных тенденций можно также назвать значительное усиление дифференциации рынков (появление новых – например, ипотека) и общее повышение доли операций с ценными бумагами (в первую очередь – корпоративными) в активах кредитных организаций. Это неизбежно повлечет за собой увеличение рисков и издержек банковской деятельности (расширение персонала, повышение его квалификации, внедрение новых технологических решений, программных продуктов, маркетинговых стратегий и пр.). Также развитие операций банков на финансовых рынках может существенно ускорить процесс слияний и поглощений в банковской системе, так как малые и средние банки зачастую не смогут качественно работать на все более усложняющихся рынках. В этой связи появление на законодательном уровне новых форм небанковских кредитных организаций с ограниченным кругом осуществляемых операций становится все более актуальным.