Смекни!
smekni.com

Условия устойчивого развития финансового сектора: регулирование и саморегулирование финансовых рынков; механизмы гарантирования (страхования); унификация надзорных требований (стр. 38 из 102)

5) Сектор личного страхования (кроме страхования жизни) демонстрировал в рассматриваемое четырехлетие эволюционный рост, который может объясняться скорее ростом цен на медицинские услуги по программам ДМС, нежели увеличением числа застрахованных и объемов предоставленных им медицинских услуг.

6) Перспектива радикального оздоровления рынка отодвигается на следующий электоральный цикл 2004 - 2008 гг., в который предстоит решить ключевые для рынка страховых услуг проблемы: ликвидацию суррогатного страхования жизни (1), отладку механизма ОСАГО (2), создание реальных стимулов для граждан использовать страховые услуги в целях минимизации рисков их личности (жизни) и имуществу (3).

4.1.4. Страхование в корпоративной стратегии российского бизнеса

Период 2000 - 2003 гг. со всем основанием можно назвать встраиванием страхового бизнеса в структуры крупнейших российских финансово-промышленных групп (далее - ФПГ).

Если в 1991 - 1999 гг. политика российских страховых компаний по распределению долей участия в своем капитале носила, в основном, хаотический характер и сводилась к преследованию сиюминутных и конъюнктурных целей (зачастую, к необходимости увеличить уставный капитал в соответствии с изменившимся законодательством), то в рассматриваемое четырехлетие на страховом рынке появляются стратегические инвесторы, которые руководствуются долгосрочными мотивами диверсификации собственной деятельности на новых рынках, построения надежной сбытовой и филиальной сети, интеграции финансов страховой компании в рамках крупного договорного или недоговорного объединения юридических лиц, а также стремлением рационализировать управление приобретенными ранее долями участия в различных страховых компаниях.

Крупнейший российский страховщик - ОАО "Росгосстрах" - в начале 2001 года одним из первых встал на путь реструктуризации. Неудачные попытки приватизации этого сложносоставного холдинга во второй половине 90-х годов вынудили владельца его контрольного пакета - государство в лице федерального правительства - передать управление холдингом менеджерам инвестиционной компании "Тройка Диалог". Располагая самой разветвленной региональной сетью, "Росгосстрах" в период 2000 - 2003 гг. реализует политику повышения собственной инвестиционной привлекательности в последующем приватизационном конкурсе, рационализируя филиальную сеть, загружая её распространением новых страховых продуктов и централизуя управление финансовыми потоками, что, кстати, является успешной конкурентной стратегией холдинга на новом рынке ОСАГО. По итогам января - февраля 2003 года, "Росгосстраху" удалось заключить более 30% всех договоров по данному виду страхования.

Мотивы интеграции финансов страховой компании в рамках ФПГ, а также выход ФПГ на принципиально новые рынки страховых услуг, лежат в основе приобретения контрольных пакетов акций крупных страховых компаний "Ингосстрах" и "Россия" консорциумом, в составе которого "Сибнефть", "Сибирский Аллюминий" и "Нафта-Москва", и "Промышленно-страховой компании" - инвестиционной компанией "Никойл"[29].

В 2001 г. расширила свое присутствие на российском рынке страховых услуг через покупку крупного пакета акций ведущего российского страховщика - компании "РОСНО" немецкая страховая компания Allianz AG. Участие немецкого страховщика в бизнесе "РОСНО" выходит за рамки портфельного владения акциями: его опыт и кадровый потенциал способствуют реализации стратегии "РОСНО" по развитию региональной сети, стандартизации страховых продуктов и совершенствованию структуры управления в компании.

Крупнейшие российские ФПГ в период 2000 - 2003 гг. вывели на страховой рынок новые аффилированные компании или страховые группы:

– Группа "Альфа" приобрела "Восточно-европейское страховое агентство" (ВЕСТА) и создала на его базе новую страховую компанию "Альфастрахование", которая начиная с 2001 г. постепенно сворачивает унаследованное от ВЕСТЫ суррогатное страхование жизни и позиционирует себя в качестве универсальной, хорошо капитализированной компании.

– Холдинг "Интеррос-Согласие" централизовал в страховом холдинге "Согласие" пакеты акций принадлежащих ему десяти региональных страховщиков (в частности, компаний "Капитал-Полис", "Сервисрезерв-Ковров", "АСКО-Липецк").

– В ФПГ "Лукойл" вошла Русская страховая компания, специализирующаяся на розничных продажах.

Показательно, что интеграция российского страхового бизнеса в сложившиеся ФПГ помогает страховщикам преодолеть кэптивный характер своих организаций: новые акционеры изначально нацелены не на удовлетворение собственной потребности в страховании, но на капитализацию страховщика и его продвижение на смежные с ФПГ рынки.

Особую актуальность процессам реструктуризации страхового бизнеса придавали два самостоятельных фактора: подготовка Российской Федерации к вступлению во Всемирную Торговую Организацию и внедрение ОСАГО с 1 июля 2003 года. Согласование условий членства РФ в ВТО вносило существенную неопределенность в конкурентное положение российских страховщиков: вполне вероятно, что страхование будет той частью сектора финансовых услуг, которую Российская Федерация согласится полностью открыть для доступа иностранных компаний, их филиалов и дочерних обществ, а это в корне меняет условия конкуренции на многих рынках страховых услуг (сегодня иностранные страховщики не принимают участия в обязательном страховании, в разрешительном порядке осуществляют приобретение долей участия в российских страховых организациях и т.п.). Вероятное в ближайшем будущем членство РФ в ВТО заставит распространить национальный режим не только на страховщиков из стран-членов Евросоюза, но и на всех остальных членов ВТО.

Автогражданское страхование было воспринято страховщиками и отечественными ФПГ как способ радикального укрепления своих позиций на рынке в преддверии прихода крупных страховщиков из-за рубежа.

В этом свете вполне естественным выглядит бурный рост филиальных и агентских сетей российских страховщиков в период 2000 - 2003 гг.: во-первых, без филиальной сети общероссийского масштаба участие в ОСАГО невозможно; во-вторых, замещать суррогатное страхование жизни реальным страхованием можно лишь с помощью работоспособной сбытовой сети. Количественная оценка роста сбытовых сетей затруднена: статистика числа филиалов запаздывает на 2 года, однако широко заявленные планы страховщиков по увеличению агентской сети и использование ими принципиально новых розничных каналов сбыта страховых продуктов (в основном, полисов ОСАГО и полисов имущественного страхования, продаваемых через представительства в отделениях банков, супермаркетов, местах регистрации прав на имущество, местах прохождения таможенного контроля и технического осмотра транспортных средств) убеждает, что агентская сеть увеличится за 2002 - 2003 гг. в несколько раз. По данным на конец первого полугодия 2003 года, до 30% полисов ОСАГО реализуется через нестраховые организации.

Идея эмиссии государственных ценных бумаг, предназначенных специально для размещения активов страховых компаний, прозвучавшая в Программе Германа Грефа и широко обсуждавшаяся в период 1999 - 2001 гг., не была реализована Правительством РФ. Стабилизация рынка государственных ценных бумаг в пост-кризисный период, широкое распространение принципиально новых инвестиционных инструментов (прежде всего, корпоративных облигаций) лишили идею актуальности.

4.1.5. Государственные меры поддержки конкуренции на страховом рынке

Крупнейшим событием на рынке в самом начале четырехлетнего периода 2000 - 2003 гг. стало вступление в силу закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"[30], четвертая глава которого установила важнейшие для страхового рынка правила конкурсного отбора страховщиков, привлекаемых для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета. На протяжении десятилетнего периода рыночного развития страхования 1991 - 2000 гг. доступ к средствам бюджета был основным конкурентным преимуществом в среде страховых компаний. Территориальные фонды ОМС самостоятельно осуществляли отбор страховщиков в систему ОМС, самостоятельно осуществляли отбор страховщиков и заключение договоров личного страхования собственных сотрудников и иного персонала, иные органы исполнительной власти федерального и субфедерального уровня страховали собственное имущество, жизнь и здоровье своих работников по правилам и процедурам отбора страховщиков, которые они устанавливали по своему усмотрению. Отбор производился на основе личных связей чиновников в среде страхового бизнеса и соответствующих теневых платежей за право доступа на рынок государственного заказа.

Практика аккредитации страховщиков при органах государственной власти и фондах ОМС, придания отдельным страховщикам статуса уполномоченных по тем или иным видам страхования за счет средств бюджетов всех уровней позволили сформироваться многим лидерам современного страхового рынка. Так, на средствах ОМС выросли крупнейшие московские страховщики МАКС и "РОСНО", на средствах обязательного личного страхования на железнодорожном транспорте вырос страховой холдинг "ЖАСО", на средствах федерального бюджета выросли Военно-Страховая компания и Страховая компания правоохранительных органов, квазигосударственные компании "Газпром", РАО "ЕЭС России", "Транснефть" также вывели на рынок часть лидеров страхового бизнеса в России.