Что же касается налогообложения самих НПФ, то у них возникает налог на прибыль по размещенным пенсионным резервам (в случае превышения доходности вложений над ставкой рефинансирования Банка России), хотя данные средства очевидно не являются средствами самого НПФ и вообще не должны облагаться какими-либо налогами в ходе управления ими.
На наш взгляд, необходимо серьезное (может быть, даже на уровне принятия специального налогового режима) изменение действующих положений глав 21-25 НК РФ по вопросам, касающимся рынка негосударственного пенсионного обеспечения. Только такой подход позволит существенно стимулировать пенсионные накопления граждан, способные стать серьезной альтернативой государственному пенсионному обеспечению.
Сформулируем основные предложения по реформированию системы налогообложения участников рынка негосударственного пенсионного обеспечения:
1) Необходимо зафиксировать в главе 23 НК РФ, что пенсионные взносы работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (далее – НПО) не являются объектом налогообложения НДФЛ, независимо от применяемой пенсионной схемы (солидарной или индивидуальной).
В этой же главе нужно предусмотреть, что НДФЛ возникает только «на выходе» пенсионной схемы, то есть при выплате пенсии физическому лицу от фонда. То есть негосударственные пенсии являются доходом физического лица и подлежат обложению НДФЛ. Налоговым агентом по удержанию НДФЛ является негосударственный пенсионный фонд.
2) В случае, если физическое лицо за свой счет осуществляет взносы в НПФ по договору НПО (т.е. за счет средств, в которых уже уплачены налоги), то такому физическому лицу предоставляется социальный налоговый вычет в сумме, направленной данным лицом на свое НПО (или НПО его родственников), не превышающей в год определенной величины (например, 50 тыс. руб.). Причем, в главе 23 НК РФ необходимо не только зафиксировать возможность получения физическим лицом данного налогового вычета, но и возможность его получения непосредственно у работодателя при удержании НДФЛ с заработной платы и иных аналогичных выплат. В противном случае реальность получения гражданами указанного налогового вычета через налоговые органы по итогам каждого финансового года будет близка к нулю.
3) Необходимо зафиксировать в главе 24 НК РФ, что пенсионные взносы не являются объектом налогообложения ЕСН, опять-таки независимо от применяемой пенсионной схемы (солидарной или индивидуальной).
4) В главе 25 НК РФ следует установить, что пенсионные взносы, поступающие в НПФ, являются доходом негосударственного пенсионного фонда, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль НПФ, а также что все доходы НПФ от размещения средств пенсионных резервов, а также расходы, связанные с размещением средств пенсионных резервов, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль НПФ.
5) В главе 21 НК РФ следует зафиксировать, что все операции НПФ и/или управляющей компании НПФ, связанные с размещением и/или организацией размещения средств пенсионных резервов, в том числе страхового резерва, не являются объектом налогообложения НДС.
6) Предусмотреть в главе НК РФ «Налог на имущество», что недвижимое имущество, являющееся объектом размещения средств пенсионных резервов, не является объектом налогообложения налогом на имущество при условии соблюдения фондом и/или управляющей компанией установленных нормативов.
На случай расторжения договора НПО, заключенного работодателем в пользу третьих лиц, следует предусмотреть в законодательстве следующие позиции:
1) Выкупная сумма включается в состав доходов работодателя-налогоплательщика при определении налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом периоде, в котором был расторгнут договор.
2) Выкупная сумма в случае выплаты физическому лицу является объектом налогообложения НДФЛ в полном объеме. Налоговым агентом по удержанию НДФЛ является негосударственный пенсионный фонд.
Глава 9. Основные рекомендации по совершенствованию системы регулирования
Результаты проведенного исследования позволяют считать, что целый ряд проблем регулирования финансовых рынков в России по-прежнему не решен. Это связано как с отсутствием единой государственной концепции развития финансовых рынков, из-за которого отдельные сегменты указанных рынков регулируются разными ведомствами, при помощи разных методов и с разными целями, так и с общей недоразвитостью отечественного законодательства в этой сфере. Таким образом, существуют значительные резервы повышения качества регулирования финансовых рынков России.
Передача всех функций регулирования финансовых рынков в одно ведомство («мегарегулятор») на сегодняшний день не представляется стратегическим направлением развития данного регулирования даже в теории, а ее практическое осуществление невозможно из-за сложившегося соотношения сил между регулирующими ведомствами. Административная реформа, в сущности, лишь незначительно расширила функции бывшей ФКЦБ, превратив ее преемника – ФСФР – в лучшем случае в «полирегулятора», а не в «мегарегулятора», поскольку регулятивные полномочия Центрального банка и Минфина сохранились применительно к тем секторам, где они существовали и раньше. Поэтому в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе необходимо выстраивать модель регулирования финансовых рынков с учетом сосуществования нескольких регуляторов.
Это обстоятельство, впрочем, не мешает ни попыткам выработать единую государственную концепцию развития финансовых рынков, ни совершенствованию отдельных аспектов нормативно-правовой базы и механизмов правоприменения. В дальнейшем можно будет ставить вопрос о целесообразности укрупнения регулятора путем передачи в ФСФР регулятивных полномочий ЦБ и Минфина.
Основными задачами на ближайшую перспективу можно считать:
А) В сфере банковского регулирования:
1) налаживание системы обязательного страхования депозитов населения для повышения доверия граждан к банковской системе (необходимый закон уже существует, теперь необходимо развитие подзаконной нормативной базы со стороны Банка России, а также практические действия Банка России и Агентства по страхованию вкладов);
2) создание благоприятных условий для формирования ресурсной базы банковской системы, в том числе введение особого вида договора банковского вклада с физическим лицом, по которому не допускается досрочное изъятие вклада (или устанавливается право банка взимать за досрочное изъятие вклада штраф с клиента за счет средств вклада), - для этого необходимо внести поправки в Гражданский кодекс РФ;
3) защита средств на расчетных счетах юридических лиц при банкротстве кредитной организации (требования юридических лиц из договора банковского счета, если этот счет используется для расчетно-кассового обслуживания, а не для извлечения дохода, должны получить приоритет по сравнению с требованиями иных кредиторов кредитной организации, вступающих с ней в гражданско-правовые отношения с целью получения дохода), - для этого необходимо внести поправки в Гражданский кодекс РФ и закон «О несостоятельности (банкротстве)»;
4) повышение требований к качеству банковского капитала и повышение эффективности борьбы Банка России с «раздуванием капитала», что должно способствовать транспарентности российских банков и увеличению доверия к ним;
5) допуск банков к участию в управлении средствами пенсионных накоплений граждан (необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об инвестировании средств для формирования накопительной части трудовой пенсии»);
6) меры, направленные на снижение рисков кредитования, включая поощрение становления системы кредитных бюро (необходимо принятие Закона «О кредитных бюро») и смягчение надзорных норм для кредитования малого и среднего бизнеса, а также частных лиц (необходимо внести изменения в инструкции Центрального банка);
7) увеличение дифференциации кредитных организаций по кругу осуществляемых операций и введение новых форм небанковских кредитных организаций на законодательном уровне (необходимы изменения в Закон «О банках и банковской деятельности».
Б) В сфере регулирования страхового рынка:
1) формирование новых отраслей страхового права (законодательство о взаимном страховании, законодательство об актуарном деле, законодательство о гарантиях страхователям по договорам страхования жизни в случае банкротства страховщика), а также развитие законодательства о перестраховании – необходимо принятие соответствующих специальных законов, а также изменений в базовый закон «Об организации страхового дела в РФ»;
2) развитие стандартной практики правоприменения в области страхования, отказ от избирательности государственного реагирования на нарушения законодательства (необходим учет этих требований в подзаконных нормативно-правовых актах Федеральной службы страхового надзора и в практике ее деятельности);
3) унификация регулирования деятельности страховых компаний и смежных финансовых институтов, прежде всего негосударственных пенсионных фондов (для этого необходимо либо скоординировано принимать поправки в законы «Об организации страхового дела в РФ» и «О негосударственных пенсионных фондах», либо разработать более общий закон, действие которого распространялось бы на оба указанных типа финансовых институтов);
4) детализация требований к формированию страховых резервов, к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, к квотам на перестрахование в целях обеспечения финансовой устойчивости страховщиков (для этого необходимо принятие новых подзаконных нормативно-правовых актов Федеральной службы страхового надзора и внесение изменений в ее действующие подзаконные нормативно-правовые акты);