Смекни!
smekni.com

Работа в свободном доступе (стр. 6 из 18)

Действия фирм. Поскольку олигополистический рынок—это рынок несовершенной, ограниченной конкуренции, фирмы, действующие на нем, могут по своему усмотрению повысить цены. Рост цен снижает уровень жизни и заставляет профсоюзы добиваться повышения заработной платы. Повышение заработной платы увеличивает издержки, и фирмы вновь повышают цены. Начинает разворачиваться инфляционная спираль.

Действия профсоюзов. Если в экономике существовало равновесие и профсоюзы добились повышения зарплаты, то фирмы могут либо уволить часть работников, чтобы производство оставалось выгодным, либо повысить цены, чтобы компенсировать выросшие издержки. Естественно, что профсоюзы будут противодействовать увольнениям, поэтому остается только повысить цены. Рост цен заставит профсоюзы вновь добиваться повышения заработной платы. Инфляционная спираль начинает раскручиваться.

Следует отметить следующее важное отличие. Если инфляция спроса при прочих равных условиях может развиваться бесконечно, то инфляция предложения вызовет спад экономики, который приведет к постепенному снижению издержек и ликвидирует инфляцию. Естественно, в современной реальной жизни инфляция на основе роста спроса и инфляция на основе роста издержек производства существуют в чистом виде только в коротком периоде времени. Один вид инфляции обусловливает развитие другого. На практике невозможно четко разграничить эти два вида, и поэтому важно выявить, какой вид инфляции преобладает, является ведущим в процессе роста цен.


Глава.2. Инфляция в экономике России, её анализ и особенности

2.1. Анализ и причины развития инфляционных процессов в России

В условиях шокового перехода России к рыночной экономике произошли структурные изменения. В результате приватизации сформировался частный сектор, появились миллионы акционеров.

Россияне были вовлечены в массовую спекулятивную игру на повышение курса ценных бумаг, а также доллара США и снижение курса рубля. Возникли сомнительные финансовые пирамиды типа МММ на частном уровне и ГКО-ОФЗ на государственном. Нарождающуюся рыночную экономику периодически сотрясают финансовый, биржевой, валютный, банковский кризисы в условиях экономического спада.

Скрытая инфляция, проявлявшаяся прежде в товарных дефицитах, стала явной. Неэффективные рекомендации МВФ в духе либерализма и монетаризма без учета специфики России стимулировали длительный спад производства и сильную инфляцию.

С 1992 г. инфляция в России переросла в стагфляцию (сочетание экономического спада - стагнации - с инфляцией). Розничные цены выросли в 1992 г. в 26,1 раза, в 1993 г. - 9,4 раза, 1994 г. - 3,2 раза, 1995 г. - 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций[9].

Спад производства в России (в 1992 - 1996 годах) почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923 – 1933 годов. Доля убыточных предприятий в промышленности составила 50,1% (на 1 сентября 1998 г.), строительстве - 42,3%, на транспорте 59,2%. Фактическое банкротство производственного сектора и разбалансированность экономики стали фундаментальным фактором инфляции, так как снизилось товарное обеспечение рубля.

Новое явление в России - снижение темпа инфляции с 1996 г. до конца августа 1998 г. (21,8% в 1996 г., 11% в 1997 г.) Инфляция была подавлена, но огромный инфляционный потенциал сохранился, так как ее воспроизводственные факторы не были преодолены.

Дефляция в России способствовала резкому обострению социально-экономических противоречий, которые, в конечном счете, усугубили инфляционный процесс.

Одной из причин дефляционной политики явилось возведение в ранг официальной догмы либерализма и монетаристской концепции без учета трудностей перехода России к рыночной экономике и вопреки опыту зарубежных стран. Там давно отказались от безоглядного либерализма и чистого модернизма и комбинируют их постулаты с рецептами кейнсианства о необходимости государственного регулирования.

Российские реформаторы опирались на прямолинейную монетаристскую интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег, бюджетного дефицита и нестабильности валютного курса и преувеличивали эффективность рыночного регулирования (рынок якобы лучше проведет свою работу, чем государство).

В этой связи с 1994 г. Монетаристская антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

· ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ,

· сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов,

· сдерживание колебания курса рубля по отношению к инвалютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

Но оказалось, что монетаристскими методами невозможно подавить не денежные факторы инфляции, коренящиеся в сфере воспроизводства. Поэтому снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях.

Основанная на монетаристских рецептах антиинфляционная политика усугубила экономический спад, разрушение производственного и научного потенциала, экспроприацию народа. В 1998 г. Россия заняла 72-е место (среди 174 стран) по качеству жизни, которое зависит не только от доходов государства, но и способов перераспределения национального дохода в интересах большинства народа, а не привилегированной кучки[10]. Валютно-финансовый кризис, разразившийся вслед за другими странами в России в августе 1998 г, Обнажил эфемерность официально объявленной финансовой стабилизации и победы над инфляцией, вызвал глубокие экономические и социальные потрясения. В их числе: замораживание выплат по внутренним и внешним долгам, в том числе государственным; крах рынка ценных бумаг и финансовых пирамид, включая ГКО-ОФЗ; блокирование вкладов в крупных банках, кризис банковской системы и безналичных расчетов; приостановка или прекращение работы тысяч фирм и банков; увеличение безработицы; удвоение темпа «бегства» капитала за рубеж; девальвация рубля; паника на потребительском рынке. Следствием разбалансированности экономики и политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.

В январе 1999 г. рост потребительских цен составлял 8,5%, в феврале - 4,1%, в марте - 2,8%. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997 г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за первые восемь месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила 36,5%. Но не смотря на то, что в 2000 году инфляция составила 20,2%[11] не стоит считать, что инфляция побеждена и находится под контролем.

Для сдерживания инфляции необходима системная, комплексная антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного процесса, порождаемого деформацией воспроизводства во всех сферах, а не только монетарными факторами.

2.2. Особенности инфляции в России

Экономика России имеет переходный характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран, протекание инфляционных процессов. До 1992 года инфляция в России носила скрытый характер. Сфера проявления инфляционных процессов была ограничена наличным денежным оборотом, так как в сфере безналичного оборота ситуация жестко контролировалась финансовыми органами государства. Инфляция издержек была отодвинута на задний план, так как государство регулировало зарплату и цены на природные ресурсы, но проявлялась в форме отказа от выпуска дешевых товаров, снижению их качества без компенсирующего удешевления. Решающее значение играли факторы, ведущие к превышению денежного спроса над товарным предложением – факторы инфляции спроса. Ведущая роль принадлежала эмиссии бумажных денег, потому что эта функция полностью находилась в руках исполнительной власти и отсутствовал такой важный сдерживающий фактор, как независимый Центральный банк. Это дополнялось выдачей безвозмездных или крайне дешевых кредитов, а также гигантским отвлечением материальных ресурсов от насыщения рынков, прежде всего потребительских товаров и услуг (гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса и отраслей тяжелой промышленности).

Под действием вышеназванных факторов к началу 90-х годов в российской экономике сформировался мощнейший инфляционный навес, который включал три составляющие: общее превышение спроса над предложением; искаженные ценовые пропорции, вызванные деформированной структурой экономики; высокие инфляционные ожидания как следствие предшествующей экономической политики.

С 1992 года инфляция в России переросла в стагфляцию. Розничные цены выросли в 1992 г. в 26,1 раза; в 1993 г. –9,4 раза; в 1994 г. – 3,2 раза; в 1995 г. –2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций.4 Спад производства в России в 1992-1996 годах почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923-1933 годов. Динамика инфляции в России с началом осуществления политики либерализации экономики и цен в процентах к предыдущему году:

1994 – 840 %

1995 – 215%

1996 – 131 %

1997 – 21,8 %

1998 – 11-12 %

1999 – 70 %

2000 – 36,5 %

2001 – 20 %

2002 – 18,6 %

Российские реформаторы опирались на прямолинейную монетаристскую интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег, бюджетного дефицита и нестабильного валютного курса. Антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами: ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ; сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов; сдерживание колебание курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции. Такая политика привела не к подавлению или сдерживанию инфляции издержек, а к острой нехватке платежных средств. Денежная масса в период реформ Гайдара составляла 10-12 % от ВВП, что послужило к возникновению бартерных сделок. Другим следствием проводимой политики стало кризисное сокращение производства.