Институт коучинга
Санкт-Петербург
Дипломная работа
на тему
Эго и иррациональные энергии в принятии инвестиционных решений
Студент ВГ-4: Ичкитидзе Юрий
Руководитель: Савкин Александр
Июнь 2007
Исследовать влияние эмоций, убеждений и иррациональных энергий (интуиции, веры) на управляющего активами на финансовом рынке при принятии им инвестиционных решений. Выявить, что из этого способствует повышению эффективности принимаемых инвестиционных решений, что нет. Сформировать список внутренних навыков, необходимых управляющему активами для повышения эффективности управления активами на финансовом рынке. Разработать и протестировать на группе упражнения, позволяющие сформировать эти навыки.
1. Эмоции и убеждения снижают эффективность принятия инвестиционных решений
2. Умение осознанно проживать эмоции при принятии инвестиционных решений способствует повышению эффективности операций
3. Умение трансформировать свои убеждения при принятии инвестиционных решений способствует повышению эффективности операций.
4. Умение использовать иррациональные энергии значительно повышает эффективность управления активами на финансовом рынке.
5. Развивать указанные выше три навыка можно, используя классические методы психотерапии, коучинга и медитации.
6. Умение осознанно работать со своими целями повышает эффективность принятия инвестрешений
СОДЕРЖАНИЕ
Классический процесс научного познания. 12
Процесс научного познания человеком самого себя. 13
Прямые и косвенные методы научного познания. 15
Путь рационала и путь мистика.. 19
Мир воспринимаемый на основе опыта. 19
Расширение воспринимаемой реальности. 21
Эксперимент над самим собой.. 27
Основания научного эксперимента.. 28
Условия эксперимента. Характеристика российского финансового рынка и рынка FORTS. 31
Опыт торговли в апреле-декабре 2006 года.. 33
Опыт торговли в 2007 году.. 40
Выводы из собственного опыта.. 51
Эффективно работать по тренду. 51
Эго человека мешает работе по тренду. 52
Эффективность «выхода за эго». 54
Причины усиления/ослабления эго. 55
Диагностика методов принятия решений профессиональными управляющими активами 59
Практическая часть. Как развивать умение работать с иррациональными энергиями? 67
Тренинг по развитию интуиции. Мой опыт. 67
Выводы. Полученные блоки для тренинга. 87
Косвенные методы в обучении Управляющих Активами.. 91
Внедрение осознанности и иррациональных энергий в управлении капиталом.. 92
Список используемой литературы... 100
В курсовой работе написанной год назад на тему «Интуиция в принятии инвестиционных решений» я исследовал, как техники работы с интуицией позволяют повысить эффективность принимаемых инвестиционных решений. Исследование состояло из описания своего собственного опыта принятия инвестиционных решений на рынке фьючерсов и опционов на российские акции в течение 2002-2006 годов плюс опроса 10-15 трейдеров с целью понять используют ли они интуицию в принятии инвестиционных решений и какие существуют ограничения, мешающие применять интуицию для управления капиталом. Теоретическая часть проведенного тогда исследования была частично озвучена на конференции «Теория и практика торговли опционами» в мае 2006 года в моем докладе на пленарном заседании и реакция зала была удивленной. На фразе что «один из методов развития интуиции – медитация», аудитория заполнилась смехом, недоверием и удивлением. Множество заданных мне после доклада вопросов похоже имели целью уличить меня в непонимании самых простейших трейдинговых вещей, как то необходимость наличия у трейдера системы управления рисками, а также необходимости рационально, трезво смотреть на окружающие его вещи и понимать что стол это стол, а фломастер это фломастер. Иными словами меня пытались уличить в полнейшем не понимании общеизвестных истин, возможно в сумасшествии. Это не удалось, и вопросы стихли, превратив возрастающую бурю в тихое недоумение. После доклада один человек подошел ко мне с моей брошюрой «Иррациональные технологии на финансовых рынках» и взял автограф.
В октябре 2006 года сотрудники моей фирмы «Рефлексивность ру» провели детальное исследование на тему интуиция в принятии инвестиционных решений. Было опрошено 50 трейдеров российских инвестиционных компаний. Результаты исследования показали, что подавляющее большинство трейдеров, по их словам, не используют интуицию в принятии инвестиционных решений. Многие из тех, кто ответили, что используют интуицию в принятии инвестиционных решений, были уверены, что интуицию нельзя осознанно развивать и использовать.
Эти два случая, а также мой собственный опыт общения в трейдерской сфере с 2001 года позволяют мне утверждать, что тема интуиции в принятии инвестиционных решений является ТАБУ для разговоров и обсуждения среди трейдеров и их руководителей, клиентов. Ключевых причин для этого я вижу две. Одна из них весьма полно показана фразой, сказанной одним из трейдеров, в прошлогоднем исследовании: «Надо экспериментировать с интуицией. Нельзя проиграть денег и сказать своему руководителю. Надо обосновать. Потому что у тебя был порыв? Или потому что у тебя есть мнение, что фундаментальные показатели плохи? Конечно тебя могут уволить за то что ты скажешь: у меня был порыв или видение. Ну а если заработаешь, то спрашивать никто не будет. Но рано или поздно наступит же момент когда интуиция ошибется. И так иногда кстати бывает. Тогда трудно будет донести до руководства мотивы действий.» Деньги и страх их потерять, превалируют над доверием к живому, происходящему здесь и сейчас, и этот страх заставляет действовать рационально и обосновывать каждое свое действие убеждением или мнением. И это принято не только на уровне трейдера, но на уровне всей системы управления активами. «Белую ворону», открыто говорящую об этом могут не понять и даже уволить.
Ко второй причине этого ТАБУ я отношу привычное Западу рациональное мышление об окружающем мире. Вот что пишет Чарльз Тартр описывая упражнение «Кредо западного человека». В этом упражнении читателю предлагается встать, вообразить группу людей вокруг себя, проделывающих упражнение вместе с ним и прочитать указанный ниже текст громко и твердым голосом.
КРЕДО ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
Я ВЕРЮ, что материальная Вселенная, управляемая неизменными физическими законами и случайностью, является единственной и предельной реальностью.
Я УТВЕРЖДАЮ, что Вселенная не имеет Творца, объективной цели, смысла или предназначения.
Я СЧИТАЮ, что все идеи относительно Бога или богов, просветленных, пророков и святых, нефизических существ или сил – сплошные предрассудки и иллюзии. Жизнь и сознание совершенно идентичны физическим процессам и возникают из случайного взаимодействия слепых физических сил. Как и вся остальная жизнь, моя жизнь и мое сознание не имеют ни объективной цели, ни смысла, ни предназначения.
Я ВЕРЮ, что все суждения, ценности и нормы морали – мои собственные или других людей – субъективны и возникают исключительно на биологической основе, личной истории или случайности. Свободная воля – это иллюзия. Следовательно, все наиболее рациональные ценности, в соответствии с которыми я могу жить, должны быть основаны на знании, что для меня хорошо то, что приносит мне удовлетворение, и плохо то, что доставляет страдание. Тот, кто помогает мне получить удовольствие и избежать страданий, - мой друг; тот же, кто мешает мне в этом или приносит страдания, - мой враг. При рациональном подходе друзья и враги должны служить увеличению моих удовольствий и уменьшению страданий.
Я УТВЕРЖДАЮ, что церкви нужны только для оказания социальной поддержки, что не существует таких грехов, которые можно было бы совершить и получить за них прощение, что нет наказания за грехи и награды за добродетель, кроме тех, которые я сам себе могу воздать, непосредственно или через других. Добродетель для меня состоит в том, чтобы получать все, что я хочу, не будучи пойманным и наказанным другими.
Я СЧИТАЮ, что смерть тела – это смерть ума. Жизни после смерти не существует, и всякая надежда на это – чепуха.
Вот что пишет Чарльз Тартр описывая наблюдение за людьми, выполнявшими данное упражнение: «Участники эксперимента нередко обнаруживали, что какая то часть их действительно верит во многое из этого «кредо западного человека», хотя в целом они считают себя духовными людьми, которые ни в коем случае не согласились бы с подобными утверждениями. Я полагаю, что, как бы ни были наши сознательные убеждения далеки от этого «кредо», мы, будучи западными людьми, отчасти верим в него, и в немалой степени. Это присутствует в нас и подкрепляется тем или иным способом в течение многих лет. Некоторые люди, считающие себя религиозными, начинали плакать, обнаружив, что какая-то часть их сущности действительно верит во многое в этом «кредо».
Я могу найти любое из фактических его утверждений. Они содержатся в той или иной форме в различных учебниках. Лженаука служит религией нашего времени. Это то, чему нас официально учат. Конечно, можно возразить против такого «кредо», можно иметь свою систему убеждений, но мы знаем, что так называемые люди науки сочтут все это проявлением слабости и неспособностью трезво смотреть на вещи.