· Несистемные политические акторы в регионе не проявлены.
· Отсутствует ярко выраженный конфликт между губернатором края и администрацией краевого центра. Хотя противоречие между мэром и губернатором начинают проявляться все сильнее.
· В региональном парламенте партии «Единая Россия» принадлежит большинство голосов (36 из 60). Кроме ЕР в ЗСПК представлены еще четыре фракции - СПС, РПП, КПРФ и ЛДПР. В законодательном органе очень много представителей крупных промышленных предприятий. ЕР контролирует работу всех комитетов Законодательного собрания. По вопросу о сокращении бюджета предложения О. Чиркунова поддержали все фракции, кроме КПРФ.
· Имеющийся процент голосов «Единой России» на выборах в ЗС региона обеспечивался как работой административного ресурса (в меньшей степени, по мнению экспертов), так и реальным рейтингом партии. «Победа ЕР в том, что в настоящий момент большее количество партийцев побеждает по воле партии, побеждают единороссы самостоятельно, как одномандатники».
· Эксперты не отметили в настоящий момент конфликтов губернатора с лидерами партий. Однако можно отметить напряженные взаимоотношения между руководителем региона и руководством регионального политсовета ЕР, в котором, в свою очередь, тоже нет единства. «Политические конфликты позади. Остаются напряженные отношения между губернатором и Политсоветом ЕР».
· В информационном поле региона практически отсутствуют, по мнению экспертов, оппозиционные губернатору масс-медиа. «Основная масса СМИ лояльны власти». Среди относительно независимых СМИ называются «Пермский обозреватель», «Деловое Прикамье», «Звезда», «Парма», сайты «Пермские соседи», 59.ru. У губернатора нет цели закрыть или задавить эти издания, так как они создают атмосферу свободы мнений в информационном пространстве. Однозначно антигубернаторской можно назвать только газету местного отделения КПРФ, выходящую тиражом 30 тысяч экземпляров.
· Можно констатировать средний уровень информированности населения о принимаемых решениях. Это связано не с закрытостью краевой власти, а скорее, с недостаточно эффективной работой в информационном поле. Создается впечатление, что губернаторская команда и сам губернатор не могут доступно объяснить населению суть своих инициатив и проектов. Народ их просто не понимает. Исключение составляет продвинутая часть населения. Она может участвовать в обсуждении стратегически важных для края проектов через Интернет. Тема «электронного правительства» и всякого рода интерактива весьма популярна в среде высшего чиновничества Пермского края. Так, как сообщал в мае сайт www.perm.ru любой житель Пермского края может дописать Программу социально-экономического развития региона на 2009-2012 годы и на период до 2017 года. Ее проект доступен для правок любому человеку, зарегистрировавшемуся на сайте http://permkrai.ru/. Чтобы дополнить Программу своими мыслями, нужно зайти в раздел «Стратегия» и пройти по ссылке «Обсуждение Программы социально-экономического развития Пермского края». Все предложения будут фиксироваться в Аналитическом управлении регионального правительства. По словам его руководителя П. Блуся, светлые мысли пользователей будут учитываться даже после принятия документа на Законодательном собрании Пермского края - на этапах дальнейшей коррекции.
· Массовые акции протеста проводятся только системными акторами, только в традиционные для всей Федерации сроки и не направлены против региональной власти (речь идет о митингах коммунистов 7 ноября и 1 мая и о митингах против политики Правительства РФ, проходивших под эгидой КПРФ по всей стране). «5 апреля в рамках Всероссийской акции протеста в Пермском крае прошли митинги против бездарной политики правительства по выводу страны из кризиса».
Таким образом, тип административно-политического управления регионом можно с известной долей огрубления отнести к либерально-устойчивому.
При этом личный стиль руководителя близок к волюнтаристскому. Эксперты называют его «технократом, для которого люди являются винтиками в большой машине». Любой винтик можно легко заменить, и система будет продолжать работать. «В Пермском крае сложился режим личной власти. У губернатора нет экспертного сообщества, в нем он не видит необходимости. Не высоки и компетенции министров. О роспуске предыдущего правительства многие из них узнали из новостных передач по радио и по телефону. Были поставлены в известность по факту». О. Чиркунов является приверженцем американской модели управления персоналом (теория Х, описанная в начале 20 века МакГрегором), адаптированной к условиям 21 века. Вместе с тем, он готов выслушивать чужое мнение, если оно исходит от авторитетных для него людей (таких мало), либо профессионально аргументировано.
Устойчивость управлению придает система сдержек и противовесов, не дающая усилится ни одной из групп. Как ни странно, постоянные кадровые перестановки влияют на моральный климат администрации, но не на устойчивость системы. К кризису не привели даже такие факторы, как возбуждение уголовных дел на восьмерых министров краевого правительства и отставка всего правительства во главе с Н.Ю. Бухваловым.
Система управления краем остается относительно либеральной, поскольку, раздробив и ослабив оппозицию, губернатор не уничтожает ее совсем. Высказывание критических мнений в информационном поле также способствует созданию атмосферы свободы. К тому же в традициях пермской культуры – открыто обсуждать спорные вопросы. Рыночные принципы конкуренции начинают внедряться во все сферы жизни края и управление.
По мнению экспертов, административно-политическая система управления регионом, по сравнению с 2004 - 2006 годом достигла очевидной стабильности. «К 2009 году в Пермском крае наступила эпоха политической стабильности: задушенная оппозиция, техническая «Единая Россия», отлаженный механизм взаимодействия с руководством страны. Ни митингов, ни свиней на поводке. Все важные выборы разыгрываются, как по нотам».
Главное, что система находится в развитии, поэтому признаков стагнации административно-политической жизни в Пермском крае нет.
При отсутствии политического кризиса в крае, тем не менее, существуют угрозы и риски для административно-политического управления регионом.
Уязвимым местом остается местное самоуправление. Не все руководители на местах отвечают требованиям, предъявляемым им губернатором и современными условиями хозяйствования.
Еще одним риском является замкнутость системы на одном человеке. Система управления настолько отличается от той, что была при Г. Игумнове и Ю.Трутневе, настолько «заточена» под индивидуальные особенности О. Чиркунова, что смена губернатора, случись она в данный момент, приведет к разрушению системы, потере устойчивости, усилению противоречий и борьбе за власть.
Однако вышеперечисленные факты являются скорее угрозами второго порядка. На данный момент, кроме углубления финансово-экономического кризиса, реальных угроз нет.
1. Процесс объединения двух субъектов Федерации завершился. Принят базовый документ региона – Устав края, сформированы органы государственной власти. Определены цели развития региона, утверждены показатели, характеризующие их достижение.
2. На территории края зарегистрировано восемь региональных отделений политических партий. Наиболее активны – ЕР, КПРФ, СР, ЛДПР. 15 мая прошло учредительное собрание регионального отделения ВПП «Правое дело».
3. В Законодательном Собрании Пермского края работают пять партийных фракций: ЕР, КПРФ, РПП, СПС, ЛДПР. В целом ЗСПК лояльно губернатору.
4. Согласно Уставу г. Перми исполнительная власть муниципалитета условно разделена на политическую и техническую составляющие. И мэр города, И.Шубин, и «сити-менеджер», А. Кац считаются людьми из команды губернатора.
5. В Пермском крае отсутствует острый конфликт между краевой администрацией и администрацией краевого центра. Хотя существует напряжение между О. Чиркуновым и И.Шубиным. С А.Кацем у губернатора бесконфликтные отношения.
6. На территории края зарегистрировано и действует большое количество общественных и национальных организаций.
7. Пермский край является высокоразвитым промышленным регионом, регионом-донором. К основным отраслям промышленности можно отнести топливную промышленность, электроэнергетику, нефтепереработку, машиностроение и металлообработку, черную и цветную металлургию, лесопереработку. Есть добыча и переработка калийных солей, есть алмазы. Сильный оборонный комплекс.
8. Существует неравномерность экономического развития двух частей субъекта Федерации, бывших ранее самостоятельными: Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
9. Последствия мирового финансового кризиса начали оказывать существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе. Кризис больнее всего ударил именно по тем отраслям, которые были наиболее развиты в Пермском крае: строительству, химии, нефтехимии, машиностроению, металлургии. В то же время наличие ресурсов в виде нефти, газа, соли и т.д. смягчили удар кризиса и предоставили властям края возможность для маневра.
10. Ключевой стратегической идеологемой для края стал лозунг – «Пермский край – территория конкурентного развития». Под него выстраивается вся экономическая, социальная, административная политика в регионе. Принципы рыночной экономики внедряются во все сферы жизни края и на всех уровнях управления.
11. Пермский край выступает «пилотной» территорией по целому ряду федеральных проектов: монетизация льгот, снижение налоговой нагрузки на бизнес, муниципальная реформа, подушевое финансирование в сфере образования, внедрение принципа софинансирования муниципальных проектов и т.д.