За последние годы в Татарстане и Башкортостане немало сделано для того, чтобы обеспечить гражданам возможность свободно удовлетворять религиозные потребности, созданы условия для полноценной деятельности религиозных организаций. В республике Татарстан постепенно завершается процесс возвращения культовых зданий верующим. За последнее десятилетие открыто, отреставрировано и построено около тысячи мечетей, православных храмов и других культовых зданий. В стадии строительства находятся более 120 таких объектов. В столице республики верующим возвращены синагога, лютеранская кирха, католическая часовня. В Казанском Кремле ведется строительство мечети Кул-Шариф и реставрация Благовещенского собора.
В Республике Башкортостан только в 2000 г. постороено 40 новых молитвенных зданий, в том числе 38 зданий мечети. В настоящее время строется 81 молитвенное здание, в том числе 68 зданий мечетей.
В Республике Татарстан обеспечение взаимоотношений органов власти с религиозными организациями возложено на Совет по делам религий, осуществляющий свою деятельность в постоянном контакте с Аппаратом Президента РТ, Советом безопасности, Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РТ, силовыми ведомствами, инстерствами культуры, образования, здравоохранения, администрациями городов и районов республики. Регулярной является информационная. аналитическая, экспертная работа, подготовка религиоведческих заключений. В 2000 г. был издан в рамках реализации Закона “О языках народов Республики Татарстан” “Краткий религиоведческий словарь-справочник на русском и татарском языках”. При участии Совета по делам религий были изданы альбомы: “мечети Татарстана”, “Православные храмы Татарстана”.
В Башкортостане эти функции выполняет Совет по делам религии при Кабинете Министров РБ. Совет работает под непосредственным руководством Кабинета Министров и его руководства, Администрации Президента республики, в тесном контакте с Министерством Юстиции РБ, администрациями районов и городов, республиканскими органами.
Татарстан и Башкортостан являются полиэтническими, поликонфессиональными и поликультурными республиками. Количество зарегистрированных мусульманских организаций в РТ на порядок превышает количество зарегистрированных православных организаций (по данным Совета по делам религий на 1999 год: мусульманских – 937, православных – 178). Кроме того, в Татарстане православные организации характеризуются меньшей социальной активностью, чем мусульманские. Так, мусульманских общин на практике оказывается больше, чем зарегистрированных исламских организаций. В случае православия, наоборот, некоторые из зарегистрированных организаций существуют только формально. Общее количество местных мусульманских организацийй доходит до 550, православных – 160.
За последние годы в Татарстане и Башкортостане не наблюдается этноконфессионального противостояния. Это объясняется, видимо, во-первых, установившейся репутацией республик, как относительно экономически стабильных регионов, а во-вторых, тем, что религиозные организации имеют большой миротворческий потенциал и способствуют формированию благоприятного общественного климата и межэтнической и межконфессиональной толерантности. Определенный опыт взаимного уважения и сотрудничества мусульман и православных в Татарстане и Башкортостане безусловно существует. В какой-то мере это может служить примером для других стран.
Учитывая поликонфессиональный характер Российской Федерации, законодательство, регулирующее сферу религиозных отношений, должно отвечать требованиям универсальности, быть способным учитывать специфику каждой из законно действующих религий на той или иной территории, не нарушая при этом конституционного принципа отделения религий и религиозных объединений от государства [47, с.19].
По нашему мнению, подводя итог параграфа, необходимо привести слова Президента РТ М.Ш. Шаймиева, прозвучавшие в Послании Государственному Совету Республики Татарстан: “будучи отделенными от государства, религиозные организации не отделены от общества. Поэтому государство осознает необходимость конструктивного сотрудничества с конфессиями в решении многих социально значимых проблем, и прежде всего это касается консолидации нашего общества. Именно этому, мы считаем, способствовал визит в республику Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который продемонстрировал глубокое уважение к государственности Татарстана, выявил высокую степень готовности к сотрудничеству православной и мусульманской конфессий” [48].
Непростые процессы, как известно, протекают в мусульманской общине республики. Тем не менее, ведущей тенденцией стало стремление к консолидации, разрешению организационных и иных споров. Как бы ни старались отдельные силы преподнести это в негативном свете, в целом из средств массовой информации видно, что в обществе есть понимание необходимости единения. В данном случае государство и материально, и в организационном плане будет способствовать тому, чтобы консолидация прошла на высоком уровне. Религиозные конфессии сейчас переживают примерно те же процессы, какие общество проходило в своей политической жизни несколько лет тому назад. Президент и иные органы государственной власти приложили свои усилия, чтобы выйти на консолидацию. Все население нашей республики заинтересовано в этом”.
2.3 Исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска
На сегодняшний день в Нижнекамском муниципальном районе сложилась определенная система взаимоотношений в сфере этноконфессиональных отношений. Все религиозные объединения и группы находятся в поле зрения Совета по взаимоотношению с религиозными объединениями при Исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района (председатель - И.Х.Мезикова).
В таблице 1 приведены данные об общественных формированиях, функционирующих на территории Нижнекамского муниципального района.
Таблица 1
Данные об общественных формированиях, функционирующих на территории Нижнекамского муниципального района
№ п/п | Общественные формирования | Количество общественных формировании |
1. | Общественные организации | 36 |
2. | Общественно-политические организации | 11 |
3. | Национально-культурные оъединения | 6 |
4. | Политические партии | 6 |
5. | Религиозные организации | 43 |
ИТОГО: | 96 |
На территории города и района функционируют 43 религиозных организации и групп. Из них:
- мусульманских –21;
- православных –13;
- протестантских – 9.
Общее количество культовых зданий - 36. Из них:
- мусульманских мечетей – 16;
- помещений, приспособленных под мечеть – 4;
- православных церквей – 12;
- православных молебных домов – 3;
- протестантских церквей – нет;
- протестанских молебных домов - 1 (не зарегистрирован).
В муниципальном районе создаются необходимые условия, способствующие строительству культовых объектов традиционных конфессий, что открывает новые возможности для духовного возрождения общества. В 2007 году на пожертвования предприятий и частных лиц построены и сданы в эксплуатацию часовня и минарет на территории филиала ОАО «Генерирующая компания «Нижнекамская ТЭЦ», молебные комнаты для верующих в лечебно-исправительных учреждениях №1 и №4, кряшенский приход церкви «Иоанна Крестителя» в н.п. Кашаево.
Религиозным организациям и верующим со стороны Исполнительного комитета муниципального района оказывается всесторонняя помощь по проведение религиозных праздников «Ураза байрам», «Курбан байрам», «Рождество», «Пасха» «День Петра и Павла». В день Покрова пресвятой богородицы 14 октября ежегодно проводится Крестный ход (количество участников 500 человек). Безопасность движения обеспечивают УВД и отдел ГИБДД, а безопасность здоровья прихожан бригада скорой помощи.
Вне культовых зданий организованы кружки нравственного воспитания в 12 школах, 5 дворовых клубах. Успешно работает нравственная группа в детском саде «Сююмбике» и нравственные классы в школе № 5 г. Нижнекамска.
При мечети действует Молодежный Центр социального развития мусульман, который состоит из 9 секторов. В его деятельности участвуют более 30 молодых людей. В его задачи входит организация спортивных мероприятий, социальная и материальна помощь нуждающимся семьям, посещение больных и воспитательная работа отбывающими наказание в исправительных учреждениях района.
При Соборной мечети города действует информационный центр. Ежемесячно выпускается газета «Рисаля», которая бесплатно распространяется по Татарстану местам компактного проживания татар в России. В газетах «Туган як», «Чулман» и «Нижнекамское время» выходят мусульманские странички. На канале НТР еженедельно выходит 15-минутная религиозная передача «Рисаля». На радио «Нефтехим» периодически ведутся проповеди. На средства спонсоров издаются бесплатно распространяются буклеты, диски и кассеты с записями на религиозную тематику.
В 3 детских сада, 2 школы и международный аэропорт "Бегишево" поставляется мясо халяль, мясоперерабатывающий комбинат "Химокамагро" из мяса халяль производит 10 наименований колбасных изделий.
В мечети работает отдел по проведению религиозных обрядов для верующих города, в котором задействованы 72 аксакала.
Плодотворная работа ведется с имамами деревень района. Привлекают спонсоры для организации в селах праздничных мероприятий. Для сельских имамов 2006 и 2007 годах были организованы курсы повышения квалификации, которые был проведены в санаториях-профилакториях «Шифалы» и «Корабельная Роща» при финансовом обеспечении ОАО «ТАНЕКО» и ОАО «Нижнекамскнефтехим», в 2007 году курсами охвачены 60 имамов.