Таким образом, в результате аврального решения проблемы расселения жильцов общежитий возникла еще одна группа потерпевших – собственники квартир, выселенные из приобретенного без надлежащего оформления жилья. Они возмущены тем, что власти отдают предпочтение жителям общежитий и ущемляют интересы тех, кто своими силами обустраивался во время войны. Массовое изъятие «отказных» квартир создает острую конфликтную ситуацию вокруг расселения жильцов общежитий и приводит к росту социальной напряженности.
В представительство ПЦ «Мемориал» в г. Грозном обратились жильцы дома № 24 на ул. Чайковского Октябрьского района города, которые на протяжении нескольких лет не могут заселиться в свои квартиры. 5-этажный дом на указанной улице был построен еще в 1985 г. Грозненским производственным швейным объединением (ГПШО) для своих работников. Многие жильцы в 90-х годах приватизировали свои квартиры и имеют на руках правоустанавливающие документы.
В результате военных действий жители дома перебрались в более безопасные места, а дом оказался частично разрушен. В 2003 г. отремонтированный дом был арендован УФМС по ЧР на пять лет под ПВР, и туда заселили ВПЛ, вернувшихся из Ингушетии. При этом администрация города заверила настоящих хозяев, что после расселения ВПЛ они смогут заселиться в свои квартиры. В феврале 2008 г. ПВР закрыли, последних ВПЛ, несмотря на холод, силой выгнали на улицу, выдав по 20 тыс. руб., а в доме произвели полный ремонт.
В марте 2008 г. распоряжением администрации Грозного первые два этажа дома были переданы службе мировых судей Октябрьского района, третий этаж решено передать проектному институту. Квартиры на четвертом и пятом этажах пока пустуют, в них нет света, газа, воды, отсутствуют окна и двери. Жильцы дома, имеющие документы на жилье (примерно 25 семей), неоднократно обращались в районную прокуратуру и администрацию, а также в администрацию Грозного, однако их вопрос пока еще не решен.
В марте 2008 г. в представительство ПЦ «Мемориал» в г. Грозный обратились жители дома № 14 на ул. Тухачевского (Ленинский район г. Грозный). Они считают, что их дом был незаконно разрушен. Дом состоял из шести подъездов. В ходе боевых действий сильнее всего пострадал третий подъезд, где были разрушены все двадцать квартир. В первом и втором подъездах также пострадало несколько квартир. Фундамент дома полностью сохранился. В апреле 2007 г. жильцам предложили покинуть дом, чтобы строители смогли провести ремонт. Жители не хотели выезжать, – многим идти было практически некуда, а временного жилья, как положено по закону, им не предоставили. Сотрудники администрации Ленинского района вызвали отряд милиции и выселили их насильно. В ноябре 2007 г. дом огородили, начались работы. Однако 28 февраля 2008 г. дом решено было снести. Жителям объяснили, что в определенный для восстановления срок, до мая 2008 г., закончить ремонт не успеют, поэтому дом сносят. На вопрос людей, где они будут жить, ответили: могут идти, куда хотят. За несколько дней дом снесли, котлован засыпали, забор убрали, никаких следов от дома № 14 не осталось. Большая часть квартир в уничтоженных подъездах принадлежала хозяевам на правах частной собственности, – часть по договору найма. В настоящее время почти все жильцы дома № 14 арендуют платное жилье.
Таким образом, на практике при всем стремительном восстановлении жилого массива и возрождении Чечни тысячи людей остаются без жилья и надежды на его получение в обозримом будущем. Без участия Федеральной власти в жилищном обеспечении жителей Чеченской Республики эта проблема решена не будет.
Встреча с президентом ЧР Рамзаном Кадыровым и ее последствия
22 февраля 2008 г. состоялась встреча Президента ЧР Рамзана Кадырова с представителями ПЦ «Мемориал», на которой обсуждалась в числе других вопросов проблема ВПЛ. В результате Президент ЧР поручил главе администрации Грозного М. Хучиеву проверить, совместно с сотрудницей ПЦ «Мемориал» Н. Эстемировой, всю информацию о случаях нарушения прав внутриперемещенных лиц (в том числе и при их расселении из ПВР), и если эта информация соответствует действительности, то – исправить ситуацию.
Начало проверке было положено в тот же вечер. В ее ходе были выявлены два случая, требующих немедленного вмешательства властей для исправления ситуации.
Первый случай был связан с семьей (шесть человек) Назо Гаургашвили, которая была возвращена из Грузии в ноябре 2006 г. с заверениями, что их в течение года обеспечат жильем. В январе 2008 г. семья Назо, вынуждена была выселиться из бывшего ПВР, взяв арендные 18 тыс. руб., – в противном случае, говорили им, они будут выселены силой. Снять квартиру им не удалось, приютились у знакомых, поблизости к школе, где учатся двое детей Назо.
Назо Гаургашвили тут же получила обещание, что ее семье будет выделена квартира.
26 февраля квартира была выделена. Сотрудники мэрии повезли Назо и указали ей эту квартиру, даже не войдя в нее, и не выдали семье Гаургашвили никаких документов. Когда Назо самостоятельно попыталась осмотреть квартиру, соседи сообщили ей, что у квартиры уже есть хозяин. Назо сразу же пошла к сотруднику мэрии, который ей эту квартиру указал, и рассказала о сложившейся ситуации. На это было сказано, что квартиру надо отстаивать, так как свободных квартир не бывает. Позже ей сообщили в Управлении жилищным хозяйством (УЖХ), что на «ее» квартиру уже имеется лицевой счет. Тогда в мэрии заявили, что этот лицевой счет выписан незаконно, а Назо может получить документы на квартиру. А затем в УЖХ вновь заявили, что у этой квартиры есть хозяин. Такая неопределенная ситуация сохраняется до апреля 2009 г.
Второй случай касался семьи Махтиевой Зулпы. Эта семья была выселена из бывшего ПВР без арендных денег, так как из района исхода дали ложную информацию, что у них имеется жилье. Семья поселилась в г. Грозный в маленькой временной постройке, хозяева которой сейчас просят освободить ее: у них во дворе идет большая стройка – и помещение необходимо для строителей. На месте мэр М. Хучиев согласился, что так жить невозможно, но решил проверить их жилье в с. Дачу-Борзой. Позже правозащитникам сказали, что дом восстановлен, и обещали показать это на видео. В свою очередь, сотрудники ПЦ «Мемориал» сфотографировали комнатку, которая стоит на месте дома, и пояснили, что Махтиевы ее построили своими силами. Но условия и жилая площадь не позволяют семье жить в этой восстановленной одной комнате. Этот факт признали
в администрации Октябрьского района, на территории которого оказались Махтиевы, однако ничего действенного не предприняли. А глава администрации с. Дачу-Борзой,
который должен был позаботиться об этой семье, оправдываясь, их же назвал мошенниками.
На той же встрече был поставлен вопрос о расселении поселка в Грозном, прозванного «Шанхай», самовольно возведенного людьми, не имеющими жилья. Президенту было
передано письмо, в котором жительница поселка жаловалась на то, что власти ликвидируют его, выкидывая обитателей на улицу. В тот же вечер мэр Грозного, совместно
с представителями ПЦ «Мемориал», посетил поселок «Шанхай» и провел беседу с его обитателями.
Было установлено, что администрацией Грозного жителям этого поселка выделено 16 квартир и 26 земельных участков по усмотрению самих жителей, а также строительные материалы. Однако эти новые квартиры уже имели законных владельцев, а на участки не выдавались документы. Мэр Грозного твердо пообещал разобраться в происходящем.
Сотрудники ПЦ «Мемориал» в течение года продолжали отслеживать ситуацию вокруг поселка.
Земельные участки были выделены пятнадцати семьям. При этом долгое время им не выдавались на руки документы на пользование землей.
Восемь семей получили квартиры, три из которых оказались проблемными, то есть на них претендует кто-то еще или имеется законный хозяин, который не утратил права на жилье. Другие получатели квартир выражают опасение, что у них в последующем также могут возникнуть проблемы с выделенным жильем, особенно после того, как дома, в которых эти квартиры расположены, будут восстановлены.
В феврале 2009 г. «Шанхай» сравняли с землей. Несколько семей были переселены в преобразованный в общежитие бывший ПВР на ул. Окружной, где нет воды и отопления.
Роза Хамзаева занимает там комнату. Ее муж и взрослый сын не живут с ней, а ютятся у знакомых. В «предоставленной» им квартире они зарегистрировались, чтобы получить возможность оформить паспорт, поступить на работу, лечиться. Выделенная же им квартира принадлежит другой семье, которая там и проживает.
Та же ситуация у Петимат Гаджаевой, инвалида II группы, проживающей на Окружной с дочерью – вдовой и внучкой. Квартира, где они зарегистрированы, занята.
Цагаев Али живет в автобусе, жить ему негде, хотя он получил участок под застройку. Жена и три сына живут по родственникам. Его семья не вошла в число тех четырнадцати, которым УВКБ ООН выделило щитовые домики на время строительства своего жилья.
Только в апреле 2009 г. на земельные участки начали выдавать документы.
Завершая рассказ о встрече с Рамзаном Кадыровым, нельзя не упомянуть, что во время нее президент Чечни ввел Наталью Эстемирову, члена ПЦ «Мемориал», в состав грозненского городского Общественного Совета по оказанию содействия в обеспечении прав и свобод человека и назначил ее председателем.