28 марта под председательством Н. Эстемировой состоялось заседание этого Общественного Совета. Обсуждались вопросы организации работы Совета, о порядке взаимодействия территориальных отделений милиции с общественными организациями, о работе органов опеки и попечительства и др. Также рассматривались некоторые индивидуальные жалобы.
31 марта мэр г. Грозный Муслим Хучиев неожиданно попросил Н. Эстемирову срочно прибыть во Дворец молодежи в г. Грозный, где в это время находился президент ЧР Р. Кадыров.
Вначале мэр Грозного коротко обсудил с представительницей «Мемориала» будущую работу городского Общественного Совета. Однако вошедший в зал президент ЧР резко изменил тему да и сам тон разговора. Он обрушился с резкими нападками на Н. Эстемирову. Главным поводом для нападок стали суждения Н. Эстемировой, высказанные ею в передаче «Исламская эволюция», показанной 30 марта по телеканалу РЕН-ТВ. Сотрудница «Мемориала» высказывалась против вмешательства государства в частную жизнь граждан и осуждала попытки в административном порядке насаждать в ЧР обязательное ношение женщинами платков в общественных местах.
Президент ЧР не ограничился этим высказыванием. Он также сказал, что ПЦ «Мемориал» распространяет ничем не подтвержденные сведения, очерняющие руководство республики, что не видит никаких положительных результатов от работы правозащитных организаций. В конце концов, он заявил, что снимает Н. Эстемирову с поста председателя грозненского Общественного Совета по оказанию содействия в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Более того, он потребовал, чтобы ПЦ «Мемориал» направил в этот совет человека, согласного с политикой властей ЧР относительно ношения женщинами платков, а Н. Эстемировой настоятельно порекомендовал вообще прекратить посещать министерства и ведомства, подконтрольные президенту ЧР.
ПЦ «Мемориал» отказался посылать своего представителя в грозненский городской Общественный Совет по оказанию содействия в обеспечении прав и свобод человека и гражданина вместо Н. Эстемировой. Суждения и оценки, высказанные ею на телеканале РЕН-ТВ, соответствуют позиции ПЦ «Мемориал».
Ингушетия: беженцев продолжают выдавливать в Чечню
Попытки выдавливания чеченских ВПЛ из Ингушетии начались с декабря 1999 г. во время военных действий. Кампании по выселению то утихали, то возобновлялись с новой силой, как это было в ноябре–декабре 2002 г., когда президентом Ингушетии стал Мурат Зязиков. Общественные организации постоянно следили за этим процессом, порой удавалось ему противодействовать. С начала 2009 г. последних 10 тыс. ВПЛ вынуждают покинуть Ингушетию. Особенному давлению подвергаются жители мест компактного проживания (МКП), в которых еще остается около 3 тыс. ВПЛ.
27 февраля 2009 г. в представительство ПЦ «Мемориал» обратились с заявлением ВПЛ из Чечни, проживающие в лагере беженцев «Механ-Строй» (ст. Орджоникидзевская, ул. Мичурина, 9).
В этом заявлении, в частности, сказано:
«Мы живем в таких нечеловеческих условиях не скуки ради. Конечно же, мы тоже хотим жить на своей Родине, в нормальных условиях. Хотим иметь свое жилье, свой угол. Но никто нам не предлагает ничего подобного. Мы не хотим, не имея никаких гарантий, сниматься с учета и отправляться в неизвестность. Неужели за эти долгие годы скитаний мы не заслужили ни моральной компенсации, ни разрешения нашего жилищного вопроса?
В общем, наши права во внимание никто здесь не берет и не учитывает».
По имеющейся у ПЦ «Мемориал» информации, с подобного рода проблемой столкнулись почти все вынужденные переселенцы из Чеченской Республики, проживающие на территории Ингушетии. Подобное заявление беженцев из лагеря «Кристалл», расположенного в г. Назрань, было опубликовано на сайте информационного агентства «Максимум».
4 марта в представительство ПЦ «Мемориал» в г. Назрань с письменным заявлением обратились ВПЛ из Чеченской Республики, проживающие в лагере беженцев «Ангушт» (г. Назрань, ул. Муталиева, 35).
Они сообщили, что к ним в лагерь в конце февраля 2009 г. неоднократно приезжали члены специальной комиссии из Чечни, в состав которой входят представители районных администраций и сотрудники миграционной службы ЧР.
ВПЛ предлагают сняться с миграционного учета (форма №7) и возвращаться в Чечню. Комиссию сопровождали чиновники миграционной службы РИ, которые утверждали, что до 15 марта все вынужденные переселенцы из Чечни будут сняты с миграционного учета. Чеченские беженцы были возмущены таким отношением к себе. Основная причина, по которой они не возвращаются домой, – отсутствие собственного жилья. Средств для оплаты съемного жилья у них нет. Дети переселенцев ходят в ингушские школы и это еще одна проблема, с которой могут столкнуться чеченские беженцы, – устройство детей в новую школу в середине учебного года.
«Нас, граждан Российской Федерации, не имеющих никакого собственного жилья и права которых долгое время нарушаются в самой грубой форме, снова хотят лишить прав, но уже в ином качестве. Мы вынуждены проживать в частном объекте. Мы хотим иметь свое жилье, но никто нам не предлагает ничего подобного. И мы не хотим, не имея никаких гарантий, сниматься с учета».
6 апреля 2009 г. в Комитет «Гражданское содействие» и офис ПЦ «Мемориал»
г. Назрань с письменным заявлением обратились ВПЛ из Чеченской Республики, временно проживающие в МКП (место компактного проживания) «Мехстрой» в ст. Орджоникидзевская по ул. Мичурина, 9.
В своем заявлении люди жалуются на то, что их незаконно исключили из базы данных УФМС по РИ (сняли с учета по форме №7). Со слов ВПЛ, с февраля 2009 г. к ним в МКП начали периодически приходить представители миграционной службы РИ и ЧР и требовать, чтобы они снялись с учета по форме №7. При этом сотрудники миграционной службы применяли различные незаконные методы давления: угрозы, оскорбления, грозились лишить детских пособий, пособий по безработице, пенсии, приостановить выдачу гуманитарной помощи и т.д.
У многих ВПЛ нет своего жилья в Чечне, и им некуда возвращаться, поэтому они отказались подписывать заявления о снятии с учета. Однако 2 апреля арендодатель, хозяин «Мехстроя», А. Арчаков показал ВПЛ акты о снятии их с учета по форме №7 и предупредил, что в течение двух дней они либо должны освободить занимаемое помещение, либо выплатить арендную плату в сумме по 1 тыс. руб. с комнаты.
3 апреля вынужденные переселенцы приехали в УФМС России по РИ на прием к и.о. начальника УФМС России по РИ М. Илезову с требованиями объяснить, на каком основании были составлены акты. М. Илезов вызвал в свой кабинет сотрудника миграционный службы по ЧР, откомандированного в УФМС России по РИ В. Хасимикова. По требованию М. Илезова, В. Хасимиков поднял все личные учетные дела ВПЛ из «Мехстроя» и показал им заявления от 31 марта 2009 г., поданные от их имени с указанием того, что они добровольно снимаются с учета по форме №7.
Все заявления были составлены одной рукой, а подписи подделаны. Жители МКП «Мехстрой» утверждают, что никаких заявлений никто из них не подписывал. Они потребовали выдать им эти заявления на руки. В. Хасимиков пообещал сделать это 4 апреля, но впоследствии отказался от этого, сославшись на то, что их заявления переправлены в Чечню. На встрече ВПЛ с Илезовым присутствовал руководитель общественной организации – Чеченского комитета национального спасения (ЧКНС) Руслан Бадалов. Он зафиксировал разговор переселенцев с чиновниками миграционной службы и подложные заявления на камеру мобильного телефона.
Большое удивлением у ВПЛ вызвал и тот факт, что сотрудники УФМС по РИ составили в марте 2009 г. 17 актов о том, что 17 вынужденных переселенцев (вместе с членами их семей) не проживают в МКП «Мехстрой», что также не соответствует действительности. В день проверки сотрудниками УФМС все жители «Мехстроя», указанные в актах, были на месте.
В заявлении чеченские ВПЛ просят правозащитников оказать им помощь в защите их прав в связи с незаконным снятием с учета по форме №7. Они просят так же защитить их от целенаправленного принудительного выдавливания из мест временного проживания.
3 апреля ВПЛ из МКП «Мехстрой» подали коллективную жалобу в прокуратуру РИ с просьбой проверки факта фальсификации документов.
6 апреля юристы ПЦ «Мемориал» помогли переселенцам составить исковое заявление в Сунженский районный суд на неправомерные действия отдела ФМС РФ по РИ.
По письму жителей «Мехстроя» Комитетом «Гражданское содействие» был сделан запрос руководству Республики Ингушетия.
Ответ был получен только в середине мая. Его подписал министр РИ по связям с общественностью и межнациональным отношениям (подпись без расшифровки фамилии). Хотя ответ из Ингушетии и составлен в мягком увещевательном тоне, из него следует, что ингушские власти не готовы более предоставлять убежище чеченским ВПЛ. Министр ссылается на то, что КТО завершена, чеченские власти готовы и стремятся принять своих жителей и предоставить им жилье. Нам поясняют, что для возвращения самое подходящее время – весна, поскольку наступила пора обрабатывать огороды, заниматься ремонтом жилья. Жители «Мехстроя», по сведениям властей Ингушетии, «сняты с учета на основании актов обследования жилищно-бытовых условий в местах их постоянного проживания на территории ЧР, составленных представителями администраций городов и районов ЧР на факт пригодности их жилья для проживания». Кроме того, как отмечается в ответе министра, жители Чечни так давно уже живут в Ингушетии, что «интегрировались в экономику республики – они торгуют на рынках и занимаются бизнесом. …они свыклись со своим положением, привыкли быть иждивенцами у государства и взваливать свои частные проблемы на органы власти».
Как именно Чеченская Республика готова обеспечивать жильем всех нуждающихся, описано выше. Но следует также напомнить, что власти Ингушетии всегда заверяли ВПЛ в том, что их никто не будет принуждать к возвращению. Теперь власти Ингушетии фактически признали, что ВПЛ не высказывали собственного желания добровольно вернуться в Чеченскую Республику.