Смекни!
smekni.com

С. А. Ганнушкиной Оположении жителей Чечни в Российской Федерации (стр. 20 из 26)

В аэропорту «Внуково» на границе все уроженцы Чечни были задержаны, их паспорта отложены в сторону без всяких объяснений. Через некоторое время всем, кроме этнических чеченцев и ингушей, паспорта возвратили и на посадку пропустили. На вопросы коллег, не пропущенных через границу, отвечали грубостью. Руководителю семинара Светлане Ганнушкиной пришлось отыскать начальника работающей на проверке паспортов бригады, дать письменные объяснения о целях поездки, теме семинара, уставе «Мемориала». Ганнушкина передала пограничникам список участников семинара, в письменном объяснении назвала дату возвращения группы и просила избавить коллег от повторения подобной процедуры.

Непосредственно перед полетом Ганнушкина продиктовала оставшемуся в Москве секретарю запрос в ФСБ, в состав которого входит пограничная служба, о том, на каком основании группа была подвергнута проверке в такой странной и оскорбительной форме.

На обратном пути все повторилось в еще более грубой и оскорбительной форме, разговор с начальником бригады был еще более резким и сопровождался угрозами возбуждения уголовного дела против наших коллег, посмевших назвать происходящее дискриминацией.

Тут же, по приезде, мы направили в ФСБ второй запрос. На оба запроса пришли идентичные ответы, суть которых сводилась к тому, что контроль осуществлялся в строгом соответствии с положениями 6–10 постановления Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. №50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу».

Светлана Ганнушкина изучила указанное в ответах постановление и убедилась, что во время более чем часового задержания чеченских коллег на границе несколько положений этого документа были нарушены. Согласно п.8 Постановления, все действия пограничной службы должны быть мотивированны и объяснены гражданам. Кроме того, выборочная проверка – если это вообще можно назвать проверкой – по этническому принципу противоречит ст.14 Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Об этом был сделан третий запрос (Приложение 9), ответа на который не последовало.

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш седьмой доклад посвящен исключительно положению жителей Чечни. В прошлом, шестом, докладе тема была взята шире. Мы отмечали, что общая ситуация на Северном Кавказе не выглядит обнадеживающей. За прошедшие полтора года она не изменилась к лучшему.

Северный Кавказ становится все более разнородным, и положение в каждой из республик остается нестабильным и опасным для разных групп жителей. Ингушетия, в которой после смены президента на время затихла вооруженная борьба, снова вернулась к прежнему уровню нестабильности.

Особого внимания требует положение в Дагестане, откуда вполне вероятно усиление потока беженцев. Органы внутренних дел этой республики превратились в источник постоянной угрозы для населения, о чем постоянно приходят в неправительственные организации жалобы и заявления. Местные активисты общественного движения находятся под постоянным жестким давлением. Межэтнические отношения достигают высокой степени напряжения, особенно в районах компактного проживания чеченцев.

До сих пор не нашел окончательного решения осетино-ингушский конфликт, ситуация в Пригородном районе Северной Осетии остается напряженной, несмотря на усилия федеральной власти и финансовые вложения. Обстановка осложняется тем, что на территории Северной Осетии остается еще около 24 тыс. вынужденных переселенцев из внутренних районов Грузии, до сих пор не получивших никакого жилья. После августовских событий 2008 г. к ним добавились еще около тысячи новых беженцев.

Анализ ситуации в каждой из перечисленных республик, а также мониторинг положения в Чеченской Республике, можно найти в других докладах ПЦ «Мемориал» и наших коллег из других неправительственных организаций.


VII. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Похищение бывшего узника незаконной тюрьмы
Рамзана Кадырова

3 августа в Грозном неизвестные вооруженные люди в камуфляжной форме похитили Мохмадсалороса (Салиха) Дениловича Масаева, 1966 г.р.

Есть все основания думать, что его исчезновение стало местью за то, что он не побоялся, в отличие от многих других, открыто требовать расследования беззаконий, совершенных по отношению к нему.

Этого человека ранее, в 2006 г., уже похищали в Чечне и содержали четыре месяца в нелегальной тюрьме. 29 сентября 2006 г. неизвестные вооруженные люди задержали М.Д. Масаева вместе с М.А. Дениевым и В.А. Сигаури в мечети г. Гудермес. После этого все трое «исчезли». Родственники нигде не могли узнать об их судьбе. Однако через три месяца Дениев и Сигаури были освобождены похитителями, через месяц был отпущен Масаев.

В отличие от абсолютного большинства других людей, оказавшихся в такой ситуации, Салих Масаев начал добиваться справедливости и наказания людей, похитивших его и незаконно лишивших свободы на четыре месяца. По утверждению Масаева, сотрудники МВД Чеченской Республики содержали его в секретной тюрьме в расположении одной из своих частей.

В конце 2007 г. и начале 2008 г. Масаев обратился в российские и международные правозащитные организации, в том числе в «Хьюман Райтс Вотч», «Международную Амнистию», «Мемориал» с просьбой обеспечить ему адвокатскую поддержку. 18 марта 2008 г. он был признан потерпевшим в рамках уголовного дела №55096, возбужденного прокуратурой по факту его незаконного задержания и незаконного лишения свободы.

10 июля 2008 г. М. Масаев дал интервью «Новой газете», в котором обвинял Рамзана Кадырова в том, что тот был причастен к его незаконному содержанию в секретной тюрьме, и рассказал о личных встречах с Кадыровым в тюрьме.

3 августа он был вторично похищен. На настоящий момент судьба Салиха Масаева не известна.

По словам брата похищенного, Олега Масаева, Салих решил навестить детей и жену, которые находились в с. Серноводск Сунженского района Чеченской Республики у родственников. Сказав брату, что поймает такси в центре Грозного и поедет в Серноводск, он уехал.

На следующий день обеспокоенные отсутствием Мохмадсолороса родственники начали поиски. В центральной мечети Грозного, где Салих обычно совершал намаз, его брату сообщили, что видели, как в центре города, недалеко от здания «Россельхозбанка», его схватили и увезли люди в камуфляжной форме.

Получив эти сведения, Олег Масаев обратился в Заводской РОВД, однако там заявление у него не приняли. Из разговора с сотрудниками милиции он понял, что его брат был задержан по указанию руководства республики.

Лишь после настойчивых требований правозащитников органы внутренних дел ответили, что по факту отказа принять заявление о похищении человека проводится служебная проверка и в настоящее время осуществляются розыскные мероприятия с целью установить местонахождение М.Д. Масаева. Эти мероприятия до настоящего времени не привели ни к чему.

2. Северный Кавказ: тревожные тенденции

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ЦЕНТР «МЕМОРИАЛ»

http://www.memo.ru/2009/04/28/2804091.htm

27 апреля 2009 г.

В январе–апреле 2009 г., по сравнению с 2008 г., в Чеченской Республике возросло число похищений людей, а в Республике Ингушетия – число погибших.

С 1999 г. Правозащитный центр «Мемориал» ведет постоянный мониторинг нарушений прав человека на Северном Кавказе. Мы фиксируем все ставшие нам известными случаи похищений, бесследных исчезновений, убийств людей, других нарушений прав человека. Больше всего информации мы получаем из Республики Ингушетия и Чеченской Республики.

Сотрудники ПЦ «Мемориал» не имеют возможности фиксировать все случаи нарушений прав человека в Ингушетии и Чечне, поэтому наша информация не может быть исчерпывающей. Тем не менее, сравнивая количество зафиксированных нами преступлений за разные периоды, можно делать выводы о складывающейся в этих регионах ситуации и динамике ее развития.

Чечня

ПЦ «Мемориал» уже отмечал, что в конце 2008 г. в Чечне снова увеличилось количество похищений людей (http://www.memo.ru/2009/01/13/1301091.htm).

Эта тенденция сохраняется: всего за январь–апрель 2009 г. были похищены 34 человека (20 из них – жители с. Дарго Веденского района ЧР). 27 человек из числа похищенных впоследствии были отпущены; двое – найдены убитыми; двое – пропали без вести; трое позже «обнаружились» в ИВС или СИЗО и теперь находятся под следствием.

Для сравнения, за весь 2008 г. ПЦ «Мемориал» зафиксировал 42 случая похищений людей (за январь–апрель 2008 г. – 7 чел.).

Обстоятельства этих похищений указывают на причастность представителей государственных силовых ведомств к совершению этих преступлений.

Одновременно снизилось число убийств мирных жителей, зафиксированных нашими сотрудниками. В текущем году «Мемориалу» стали известны 2 убийства. В аналогичный период прошлого года ПЦ «Мемориал» зафиксировал 5 убийств мирных жителей.

Впрочем, пока невозможно говорить о каких-то достоверно выявленных тенденциях.

Ингушетия

В Ингушетии ситуация с похищениями осталась примерно на прошлогоднем уровне. В 2009 г. в республике были похищены три человека; из них двое впоследствии убиты, один исчез. Для сравнения, за январь–апрель 2008 г. были похищены два местных жителя (один впоследствии освобожден, другой исчез), всего за год были похищены 22 человека.

Вместе с тем, в республике резко возросло число убийств: за четыре месяца текущего года ПЦ «Мемориал» зафиксировал 59 случаев гибели людей.

Среди убитых:

– 21 мирный житель (убиты неизвестными – 6 человек; убиты «силовиками» или предположительно «силовиками» – 5 человек; убиты, по-видимому, боевиками – 2 человека; взорваны в Управлении судебных приставов – 8 человек),

– 12 сотрудников местных силовых структур,

– 6 прикомандированных военных и военнослужащих срочной службы,

– 20 боевиков.