Смекни!
smekni.com

С. А. Ганнушкиной Оположении жителей Чечни в Российской Федерации (стр. 1 из 26)

Правозащитный центр «МЕМОРИАЛ»

Сеть «Миграция и Право»

Под редакцией

С.А. Ганнушкиной

О положении жителей Чечни

в Российской Федерации

октябрь 2007 г. – апрель 2009г.

Москва

2009

Издается при поддержке Европейской Комиссии

По материалам Сети «Миграция и Право» и программы «Горячие точки»

Правозащитного Центра «Мемориал»,

Комитета «Гражданское содействие»

Светлана Ганнушкина – руководитель Сети «Миграция и Право»,
председатель Комитета «Гражданское содействие»

Надежда Щербакова – составитель доклада

В составлении доклада принимали участие:

Ахмет Барахоев

Милана Бахаева

Елена Буртина

Шамиль Тангиев

Аюб Титиев

Наталья Эстемирова

Сеть «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал»,
включающая 56 пунктов бесплатной правовой помощи вынужденным мигрантам, 5 из которых находятся в Чечне и Ингушетии (www.refugee.memo.ru).

В Москве юристы Сети «Миграция и Право» работают на базе благотворительного Комитета помощи беженцам «Гражданское содействие» (www.refugee.ru).

ISBN 978-5-93439-271-1

Распространяется бесплатно


Содержание

I. Введение........................................................................................................................ 4

II. Чеченцы в пенитенциарной и судебной системе..................................................... 7

III. Образ врага в массовом сознании........................................................................... 28

IV. Обеспечение жильем внутриперемещенных лиц в Чеченской Республике и
Республике Ингушетии ............................................................................................. 38

V. Положение жителей Чечни в других регионах России......................................... .50

VI. Приложения

Приложение 1. Похищение бывшего узника незаконной тюрьмы
Рамзана Кадырова.................................................................. …57

Приложение 2. Северный Кавказ: тревожные тенденции................................. 58

Приложение 3. Практика поджогов домов предполагаемых боевиков........... 59

Приложение 4. Статья «Право быть человеком».............................................. 63

Приложение 5. Ответ Прокуратуры Мордовии по Кодзоеву............................ 66

Приложение 6. Ответ ФСИН по Зубайраеву...................................................... 70

Приложение 7. Ответ прокуратуры ЧР на запрос о нарушении прав жильцов
пунктов временного размещения в г. Грозном........................ 72

Приложение 8. Запрос в МВД о наличии особых правил
пребывания жителей ЧР в других субъектах РФ................... 75

Приложение 9. Запрос в ФСБ РФ......................................................................... 77

I. ВВЕДЕНИЕ

Последний – шестой доклад Правозащитного центра «Мемориал» о положении чеченцев в России заканчивался октябрем 2007 г.[1] Материала для годового доклада давно накопилось достаточно. Однако при его составлении мы сталкиваемся с проблемой безопасности как для тех, чьи судьбы мы описываем, так и для сотрудников нашей организации, работающих в Чечне.

Разумеется, эта проблема существовала и раньше, но уровень опасности стал таким, что мы уже не рискуем издавать и презентовать доклад, в котором бы прямо раскрывались детали судеб конкретных жителей Чечни. В конце 2007 г. такая презентация уже вызвала бурю возмущения в руководстве Чечни.

Кроме того, сами заявители теперь все реже решаются обратиться к нам или в правоохранительные органы, так как все больше пострадавших отказываются давать информацию о совершенном против них насилии, опасаясь преследования со стороны властей.
Если же они приходят и рассказывают о своих бедах, то почти всегда теперь запрещают нам предавать их рассказы гласности. Поэтому, несмотря на снижение в Чечне числа похищений и бессудных казней, мы не можем определить с достоверностью, какой процент информации теряем. Один трагический случай обращения в правоохранительные органы, мы все же включили в предлагаемый доклад (Приложение 1).

Несмотря на то, что в 2007 г. значительно сократилось число фиксированных похищений людей правоохранительными структурами и случаев применения пыток, тем не
менее, похищения, пытки и другие нарушения прав человека по-прежнему остаются в республике обычным явлением.

Кроме того, в 2008 г. эти цифры снова стали расти, что показывают таблицы.

Похищения, исчезновения

годы

Всего похищены

освобождены или выкуплены

найдены убитыми

исчезли

под следствием

2006

187

94

11

63

19

2007

35

23

1

9

2

2008

42

20

4

13

5

Убийства

годы

Всего жителей

мирных жителей

силовиков

боевиков

неизвестных

2006

101

33

24

34

10

2007

54

16

23

15

0

2008

72

24

20

18

10

В 2009 г. эта тенденция не изменилась (Приложение 2). Информация время от времени поступает к нам из анонимных источников. В марте 2009 г. мы узнали, что начиная
с января в с. Дарго Веденского района ЧР силовые структуры периодически похищают местных жителей. Сотрудники ПЦ «Мемориал» побывали в Дарго и убедились в том, что из соседнего Ножай-Юртовского района в село регулярно приезжают люди в форме и
забирают с собой молодых людей, а подчас и девушек. Как правило, через несколько дней похищенные возвращаются домой избитые и запуганные. Было зафиксировано более 20 таких случаев.

Однако возвратились не все, судьбы некоторых похищенных остались невыясненными. Сотрудники ПЦ «Мемориал» обратились в Прокуратуру Чечни с просьбой провести проверку выявленных ими фактов похищений. В результате проверки было установлено, что незаконно задержанных людей доставляли в Ножай-Юрт, где содержали и подвергали избиениям в месте дислокации подразделения полка патрульно-постовой службы МВД ЧР им. А-Х. Кадырова.

При этом в селе дислоцируется подразделение того же полка им. А.-Х.Кадырова. Они не участвуют в похищениях, но и не препятствуют им.

Сотрудники прокуратуры опросили многих жителей с. Дарго, которые подверглись незаконному задержанию и были вывезены в Ножай-Юрт. Однако потерпевшие, не отрицая этих фактов, решительно отказывались давать какие-либо официальные показания. Впрочем, сразу же после начала прокурорской проверки незаконные задержания в Дарго прекратились.

Приходится констатировать, что в Чечне сформировался тоталитарный режим, основанный на насилии, страхе и доносительстве. Даже устраиваемые Комитетом «Гражданское содействие» семинары для учителей, работающих в маленьких школах горных сел, и молодых правозащитников вызывают подозрительность. С участниками семинаров проводят «неформальные» беседы сотрудники органов безопасности, выведывают, о чем с ними говорят на семинарах московские правозащитники и, особенно, зарубежные коллеги. В беседах звучат предупреждение и угрозы.

Летом 2008 г. президент ЧР Рамзан Кадыров заявил, что необходимо оказывать давление на родственников тех, кто, по мнению представителей власти, ушел в горы: ««надо использовать чеченские обычаи. В прежние времена таких людей проклинали и изгоняли», – сказал он. После этого распространилась практика поджогов домов родственников предполагаемых боевиков. Несколько семей покинули свои села после поступивших в их адрес угроз (Приложение 3).

Под нарушения прав женщин также подводится база в виде вайнахских традиций (Приложение 4). Браки по принуждению, многоженство, вступление в брак с несовершеннолетними – это только часть тех нарушений российского законодательства, от которых сейчас в Чечне нет защиты.

Студентки Чеченского государственного университета – современные высококультурные девушки – с горечью рассказывают о том, что их принуждают носить платки, с чем после нескольких исключений из университета им пришлось смириться. Кроме того, их заставляют покупать платки, а теперь и форму, за большие деньги и плохого качества. С девушками, которые пытаются возражать против принуждения, охранники позволяют себе неуважительное и грубое обращение: могут толкнуть, схватить за руки, вывести из здания. Девушки оказываются в изоляции от общества, они не могут вечером выйти из дому, собраться посидеть в общественном месте. Студентки говорят о бесправном положении, в котором оказываются женщины, похищенные или выданные без их согласия замуж родственниками. Ни одна из опрошенных студенток не готова к тому, чтобы ее
будущий муж имел еще и других жен.