Важнейшим событием новейшей истории Китая, оставившим неизгладимый след и в экономике, и в общественном сознании китайцев, стала культурная революция. Что такое культурная революция? Мао Цзэдун недаром сказал: «Культурная революция должна регулярно повторяться». Поскольку люди занимают ответственные посты, они начинают «обрастать» связями,
собственностью, личными меркантильными интересами, которые противоречат развитию. Развитие и стабильность — это две стороны медали. Не может быть государства без стабильности, иначе — это постоянная лихорадка. Но и бесконечная стабильность — это помеха, ведущая к застою. Такая стабильность только на кладбище. Все остальное должно двигаться и развиваться. И наступает момент, когда нужно взрывать стабильность, чтобы начать развитие. Но и развитие не может и не должно быть бесконечно. Ему на смену должна прийти стабильность. Надо находить точки, где стабильность должна начать преобладать над развитием и где развитие должно идти на смену стабильности. В Китае это и есть так называемое урегулирование. Отсюда и ма-оцзэдуновская формула волнообразного развития. Мао считал, что культурная революция — это тот необходимый и неизбежный этап, когда на смену стабильности, превратившейся в застой, должно прийти развитие. Культурная революция, по Мао, — это процесс «снятия» тех слоев бюрократии, которые на этапе стабильности стали препятствием развитию. Поэтому культурная революция должна периодически повторяться. Масштаб этих потрясений — это уже другой вопрос. Выше отмечалось, что существуют силы, мешающие развитию, исходя, в том числе, и из личной заинтересованности. Но есть и силы, чрезмерно увлекающиеся развитием. С этим тоже нужно бороться. В Китае с давних времен существовал порядок, когда губернатора или начальника уезда через пять лет переводили на новое место, потому что он оброс связями и действует в личных интересах, в интересах семьи и группировки. Нужно, чтобы начальник не успел «пустить корни». Не застоявшись, любой чиновник зависит только от своего столичного начальства. А «пустившего корни» чиновника «выкорчевать» уже гораздо сложнее. Легко вырвать недавно посаженный куст, а попробуй вырвать взрослое дерево! Китайские императоры постоянно «перетряхивали» свой чиновничий аппарат и ограничивали размеры землевладения, рубили головы тем, кто слишком «округлял» свои земли. У Мао Цзэдуна это приобрело форму культурной революции. Когда развитие и стабильность сталкиваются, надо снять их противо-
речие. И чиновничьи кадры всегда должны об этом помнить. Но культурная революция 1966-1976 годов вышла из-под контроля. Она превратилась в издевательство, унижение, сведение счетов. Само название «культурная революция» — это типично китайская хитрость. Конечно же, к культуре это никакого отношения не имело.
Современные методы реформирования китайской экономики во многом схожи с теми методами, которые использовались для восстановления экономики, разрушенной политикой «большого скачка». По мнению известного советского и российского синолога-экономиста Г.Д. Сухарчука, «культурная революция» — не такая уж безответственная глупость, как это принято считать. В СССР не стало КПСС. Партия сама развалилась, сама потеряла власть. Урегулирование в Китае — это период, когда Мао Цзэдун добровольно ушел в отставку и председателем Госсовета КНР стал Лю Шаоци.
Реформа экономической системы КНР резко снизила авторитет партийных организаций на местах, да и КПК в целом. На сегодняшний день в КНР движение «Фалуньгун» имеет большее количество членов, чем КПК. Партии стало жизненно необходимо найти свое место в обновляемом Китае, чтобы не исчезнуть с политической арены страны, как это произошло в Советском Союзе и России. Разгром студентов и других оппозиционеров на площади «Небесного спокойствия» свидетельствует о желании КПК показать, что уходить с политического Олимпа китайские коммунисты не собираются и ни с кем делиться властью также не намерены. Не случайно при подавлении волнений в июне 1989 года была задействована дивизия из провинции Сычу-ань (там родился Дэн Сяопин), которая и открыла огонь по демонстрантам, в результате чего сотни человек погибли.
Любое разгосударствление должно происходить под знаком повышения производительности труда, роста ВВП и, как итог, — роста народного благосостояния. Вообще, на Востоке всячески культивируется принцип коллективизма. Так неизбежно будет и дальше. В успехах китайских реформ отража-
ется благополучие общества в целом, а не отдельных людей с очень сомнительной репутацией.
Убыточные отрасли экономики существовали, существуют и будут существовать всегда и везде. Правительство страны это понимает и дотирует заведомо убыточные отрасли, поскольку они просто необходимы. Другое дело — стремление к минимизированию убытков. Убыточность китайских предприятий неразрывно связана с избытком рабочей силы. Исходя из этого, китайцы сознательно не применяют автоматизированные линии, ставя людей вместо машин, решая, в том числе и таким способом, проблему безработицы.
Частные активы в Китае вряд ли меньше государственных. Руководители госпредприятий не должны постоянно оглядываться на муниципальные и центральные органы власти, а руководствуются в процессе принятия решений исключительно экономической целесообразностью.
На современные реструктурированные китайские предприятия возложены многие социальные функции. Всесторонняя и полная социальная защищенность и обеспеченность людей со стороны государства и есть важная особенность социализма.
Колониализм существует до сего времени и происходит постоянное обновление его форм. Политика, проводимая США по отношению к России в ельцинский период, — типичный колониализм. Россия, ведомая Ельциным и козыревским МИДом, превращалась в сырьевой и политический придаток США. Другое дело, что не удалось довести эту линию до конца.
Китайские коммунисты внесли огромный теоретический и практический вклад в осмысление сущности социализма.
Вот какую оценку текущему моменту дал Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь 8 ноября 2002 года в своем докладе на XVI съезде Коммунистической партии Китая: «С переходом человечества в XXI век наша страна вступила в новый период развития — всестороннего строительства среднезажиточного общества и ускоренного продвижения социалистической
модернизации. ...Партия обязана ... осуществить великое возрождение китайской нации по пути социализма с китайской спецификой»5.
5 Доклад Генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя на XVI съезде КПК // Жэньминь жибао. - 2002. - 9 ноября.
ГЛАВА IХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ И ОЦЕНКА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Источники
Работа потребовала изучения большого пласта отечественной и зарубежной литературы по истории и экономике Китайской Народной Республики в целом и реструктуризации госимущества в частности.
Новой экономической политике КНР и реформе госпредприятий, как ее важнейшей составляющей посвящены работы таких выдающихся китайских историков и экономистов, как Ли Теин, Ма Хун, Лян Чжунхэй, Юань My, Ван Цзянь, труды и выступления нынешнего премьера КНР Цзян Цзэмина и, конечно же, отца-основателя китайских реформ Дэн Сяопина. Здесь историк может найти последовательное изложение событий внутренней и внешней политики КНР в пореформенный (начиная с 1979 года) период, анализ таких особенностей китайской политической жизни как «построение социализма с китайской спецификой», курс на сочетание плановой и рыночной экономик, реструктуризация госимущества и реформирование госпредприятий в свете «общей либерализации экономики».
Советская и российская синологическая историография применительно к данной теме, выглядит не менее весомо. Здесь нам оказали неоценимую помощь труды и непосредственное личное участие таких специалистов отечественной синологии как С.Л. Тихвинский, Г.Д. Сухарчук, Л.М. Гудош-ников, МЛ. Титаренко, С.А. Степанов, А.И. Слицкий, Е.А. Коновалов и др.
В.П. Портяков, М.А. Балюк, Л.М. Гирич, О.Т. Богомолов, Л.И. Кондра-шова, Р. Белоусов, В. Сенчагов в своих статьях рассматривают стратегический курс китайского руководства на реформы, дают общую картину развития КНР с начала 80-х годов до наших дней, показывает динамику развития китайской экономики, неуклонный рост валового национального продукта,