Содержание
Введение
1. Теоретические основы формирования патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования
1.1 Понятие и сущность патриотического и гражданского сознания
1.2 Социальные общности и идея патриотизма
1.3 Роль органов управления в формировании патриотического и гражданского сознания
2. Анализ уровня патриотического и гражданского сознания россиян
2.1 Основы патриотического и гражданского воспитания граждан Российской Федерации
2.2 Система патриотического и гражданского сознания граждан в Республике Татарстан
2.3 Исследование тенденции утверждения патриотического и гражданского сознания граждан на примере города Нижнекамска
3. Направления совершенствования деятельности по утверждению патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования
3.1 Опыт совершенствования деятельности по утверждению патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования на примере Урмарского района
3.2 Предложения по совершенствованию формирования патриотического и гражданского сознания
3.3 Программа мероприятий по формированию гражданского сознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде г. Нижнекамска
4.1 Социальная значимость внедрения разработанных мероприятий
4.2 Экономическое обоснование выпускной квалификационной работы
4.3 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы
4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. Последние двадцать лет наше общество переживает масштабные разрушения практически во всех сферах жизнедеятельности. Особенно тяжелы последствия разрушений в духовной сфере, в том числе в области воспитания и образования. По оценкам различных авторов наше общество в духовно-нравственном плане потеряло за эти десятилетия два поколения молодых людей. Эти потери характеризуются, прежде всего, утратой традиционных ценностей, отсутствием патриотизма и гражданственности первую очередь в молодежной среде, увеличением количества детей и подростков с девиантным поведением, снижением эффективной деятельности таких традиционных агентов социализации детей и молодежи как семья и система образования, фактическим отсутствием выверенной эффективной государственной молодежной политики. Само общество, по сути, потеряло смысл и идею собственного существования.
Проблемам гражданско-патриотического и нравственного воспитания за последние шесть лет уделялось и уделяется немало внимания. Проведено достаточно большое количество социологических исследований по состоянию, проблемам и противоречиям в этой области. Принята вторая по счету Государственная программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг. Разработаны и реализуются подобные программы в регионах, проводится большое количество мероприятий патриотической направленности.
С точки зрения масштабности проделанная работа впечатляет. Однако ученые, общественные деятели культуры, ответственные политики, педагогическое сообщество отмечают, что негативные тенденции в сознании и поведении, нравственном состоянии наших граждан и в первую очередь российской молодежи продолжают нарастать.
Следовательно, всестороннее изучение и формирование новых подходов утверждения патриотического и гражданского сознания является в настоящее время актуальной научно-практической задачей.
Состояние научной разработанности темы. Проблема гражданского, патриотического и нравственного воспитания требует междисциплинарного подхода. Это предполагает политическую, нравственную и правовую характеристику личности, её мировоззренческой позиции. Философский и социальный аспекты гражданственности и роли воспитания в её развитии раскрыты в работах Л.М. Архангельского, Л.П. Буевой, К.С.Хаджиева, P.M. Гуровой, С.М. Иконниковой, М.О. Коюна, В.Т. Лисовского, E.С. Смирнова. В частности Ф.H. Филонов в своих работах указывал, что велика ответственность образовательных учреждений всех рангов и уровней за формирование дееспособных будущих граждан, их социально-ролевой готовности к жизнедеятельности в гражданском обществе и раскрывал тенденцииразвития гражданскоговоспитания.
Психологические особенности формирования личности и создания условий осознания целесообразности регуляции ее поведения, как условия формирования гражданственности и нравственности исследованы в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Г. Ковалёва, С.Л: Рубинштейна,Д.Б.Эльконина идругих.
Проблемы гражданского и нравственного воспитания рассматривают в своих работах Ю.К. Бабанский, М.Н. Берулава, А.С. Гаязов, Г.Я. Гревцева,. В.П. Зинченко, СЕ. Матушкин, А.В. Мудрик, М.В. Панасенко, А.В. Усова, Ф.Р. Филиппов, Ф.Ф. Харисов, И.Ф. Харламов, В.М.Шепель, В.А. Черкасов и др.
Объектом исследования является патриотическое и гражданское сознание граждан.
Предмет исследования – проблемы формирования патриотического и гражданского сознания граждан на уровне муниципального образования.
Целью исследования явилось определение новых подходов к формированию патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования.
Основные задачи исследования заключались в том, чтобы:
- систематизировать методологические и теоретические основы изучения понятия и сущности патриотического и гражданского сознания;
- рассмотреть роль органов управления в формировании патриотического и гражданского сознания;
- проанализировать основы патриотического и гражданского сознания граждан Российской Федерации и Республики Татарстан;
- исследовать тенденции утверждения патриотического и гражданского сознания на примере города Нижнекамска;
- разработать предложения по совершенствованию процесса формирования патриотического и гражданского сознания.
Теоретической и методологической базой исследования является системный подход, в границах которого были использованы структурно-функциональный, конкретно-исторический и сравнительно-социологическийметоды.
Эмпирическую базу исследования составили:
а) конкретное социологическое исследование патриотического и гражданского сознания молодежи, проведённое автором в 2007г.; всего исследованием было охвачено 100 человек – жителей г. Нижнекамска в возрасте от 14 до 30 лет;
б) результаты, полученные методом вторичного анализа данных опросов, проведённых Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2006 г.;
в) материалы исследований, опубликованные в научной и периодической печати.
Практическая значимость работы состоит в выявлении особенностей формирования патриотического и гражданского сознания молодежи г. Нижнекамска. Полученные результаты исследования дают возможность прогнозировать эффективность управленческих решений, разрабатываемых органами власти.
Структура работы. Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
1. Теоретические основы формирования патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования
1.1 Понятие и сущность патриотического и гражданского сознания
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789-1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».Патриот – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины [1, с. 189].Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. Патриотизм (греч. Patris – отечество), – говорится в нем, – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины [2, с. 293].Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине» [3, с. 961]. Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:Патриотизм – наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю»;– уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству»;– желание делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом) [4, с. 74].Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей – все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания.Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм [5, с. 410].Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане-неопатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще враги Родины. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотами являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм неопатриотизма в России [6, с.185].Как патриотизм, так и неопатриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число неопатриотов, псевдо- и лжепатриотов.Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников [7, с.134].Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.Понятие «гражданственность – многозначно:- антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;- психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;- способность и готовность выступать в роли гражданина;- высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;- приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие».Исторически гражданственность связана с разными формами демократии, с непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой. Женщины и несовершеннолетние юноши могли проявлять лишь патриотизм, но не гражданственность – удел полноправных граждан-политесов [8, с. 46]С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности значительно сужает возможность политического выбора.Однако в условиях сословно-корпоративного политического устройства отдельные стороны и черты гражданственности могут сохраняться, а также получать развитие, особенно если они связаны с правами и свободами, восходящими к общинному праву [9, с. 68].Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Этому в значительной мере способствовало утверждение прав человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и вольностей подданных. Патриотизм – эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [10, с. 91].Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне?Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.Патриотические чувства и взгляды формируются под влиянием множества факторов. К ним относятся природно обусловленные, или «естественные», связи и отношения между людьми, все многообразие социально-культурных связей и отношений, а также идеальные, духовные связи и отношения. На наш взгляд, это триединство выражает саму сущность человеческого бытия: как «чисто животное», так и «чисто духовное» в человеке без социально-культурного опосредования – это пустые абстракции. Анализ социальных и культурных опосредований «материальных» и «идеальных» связей и отношений составляет специфику предметной области социологии знания, которая изучает взаимное влияние социальных отношений и человеческого сознания и знания.