3. Правильно построить беседу по картине, направить внимание детей на основное в картине, но не упускать из виду и детали, имеющие не менее важное значение. Необходимо выяснить, как и какими средствами художник сумел воплотить свою идею, попытаться войти в эмоциональный мир картины, прислушался к себе: какие чувства вызывает эта картина?
4. В центре внимания учителя на уроке должно быть поведение учеников, которое заключается в следующем:
способность полноценно воспринимать произведения искусства, сопереживать, эмоционально откликаться на увиденное;
- способность обнаружить авторское присутствие в картине и войти в диалог с ним;
- способность воспринимать картину как часть реально существующего мира: предугадывание того, что происходит за пределами картины вправо или влево - дальнейшее поведение героев, логика завершения события и т.д.
Сложность в реализации этих советов заключается в том, что учитель должен уметь выстроить общение детей при анализе картины, уметь предугадать детские версии, выработать у детей умение слушать высказывания товарищей и проявлять отношение к ним, уметь прокомментировать творческую историю картины и проследить ее путь от замысла к воплощению. Учитель не должен являться носителем правильной, единственно важной версии, помочь им выразить словами свои впечатления, свое видение картины. Недопустимо, когда дети, подчиняясь авторитету учителя, беспрекословно соглашаются с тем, в чем хочет убедить их учитель. Поэтому для меня очень важна композиционная идея урока, продумывание формулировки вопросов и их последовательность, прогнозирование детских версий, предчувствие эмоциональных подъемов и моментов затруднения на уроке. Завершающими вопросами при анализе картины должны быть вопросы об идее произведения, о том, что хотел сказать художник этой картиной.
Работать по развитию речи надо непрерывно, в течение всех лет учебы ребенка в школе и на каждом уроке. С первых дней обучения необходимо тренировать у детей произносительный аппарат, планомерно пополнять словарный запас, знакомить с механизмом построения предложений. Все это позволяет успешно формировать у школьников навык составления текстов: устных пересказов( в различных вариантах), устных рассказов, письменных изложений и сочинений различных видов.
Часто я использую задания из пособий Ф.Д. Костенко «Дидактический материал по развитию речи» (для П(Ш) - Ш(1У)кл.): дописывание рассказов по началу и концу, работа с деформированными текстами, озаглавливание, составление планов и сокращенных рассказов.
Значительное место в системе работы по развитию речи я отвожу письму сочинений по картинам.Для этого я использую репродукцию картин И. Шишкина, А. Пластова, И.Левитана, К. Юона и других.
2.2.ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ
Приемы работы самые разнообразные. Так, при написании сочинения по картине А. Пластова «Первый снег», ученики используют опорные слова, которые я заранее пишу на доске:
Снег (мягкий, пушистый, рыхлый, липкий, мокрый, сухой, мелкий, колючий);
Снежинки ( маленькие, легкие, красивые, холодные, сверкающие, причудливые); Падают (летят, кружатся, ложатся, усыпают землю);
Небо (низкое, облачное, серое, пасмурное, мутное, хмурое, неприветливое).
В результате учащиеся имеют возможность при работе над сочинением выбирать самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.
Готовясь к сочинению по картине дети предварительно упражняются в распространении простых предложений, которые даю им, зачем пишут сочинение. На каждой парте имеется: «Словарь эпиграфов» по временам года, перечень «Цвета и их оттенки», словарь «Выражения отношения», словарь фразеологизмов, словарь антонимов, синонимов, что предоставляет учащимся большую самостоятельность.
При подготовке к сочинению я беру тему интересную, близкую и понятную ученикам. В ходе работы над текстом стараюсь развивать воображение детей, их фантазию, приучаю требовательно относиться к слову: к его точности, меткости, образности. Каждое сочинение после проверки обязательно анализируют в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки.
Первостепенное значение отвожу развитию навыков чтения, интереса к художественной литературе как средству обогащения речи учащихся новыми словами и синтаксическими конструкциями.Ученики любят заучивать стихи наизусть, стараются выразить в чтении свои мысли и чувства.
На своих уроках развиваю воображение учащихся, художественный вкус, умение аргументированно делать выводы о мотивах поведения и поступках героев, видеть авторское отношение к описываемому событию, понимать основную мысль произведения, с интересом, творчески работать над сочинением, в котором они используют не только личные наблюдения, но и выражают свое отношение к описываемому.
Все это даст им возможность в дальнейшем продолжить литературное образование в среднем и старшем звене, способствовать совершенствованию общего умственного развития, формировать личностные качества.
Эстетическое воспитание в начальной школе во многом связано со способностью учителя применять в ходе урока произведения искусства. Обращение к картине развивает культуру речи и чувств, а также образное мышление. Умение смотреть картину—целая наука, и она, как всякая другая наука, дается постепенно, в системном подходе, в приобретении навыков и опыта прочтения произведений искусства.
Каждый практик сталкивается с трудностями в проведении бесед по картине. Во многом они связаны с плохой печатью репродукций, не вызывающей эмоциональных чувств. Поскольку воспроизведение картин, в том числе и а учебных пособиях, как правило, очень посредственное, можно использовать слайды. Большой размер изображения на экране помогает более отчетливо видеть детали и элементы композиции, сосредоточить внимание.
Восприятие произведений искусства учащимися начальных классов тесно связано с, их возрастными возможностями .и психологическими особенностями. У ребенка младшего школьного возраста образно-чувственное восприятие цвета развито наиболее отчетливо. Опора на способности детей эмоционально воспринимать цветовое решение картины, оформлять свои переживания в виде рассказа во многом помогает выявить содержание произведения,
По большей части затруднения в организации беседы по картине связаны с тем, что дети плохо воспринимают трехмерное пространство в двухмерной плоскости. Восприятие глубины картинного изображения приходит с опытом зрительских ощущений. Чем больше человек смотрит фотографий, иллюстраций, картин, тем быстрее накапливается опыт, переходящий затем в подсознательный акт. А у ребенка пространственное мышление нужно еще сформировать, и лучше всего это делать в начальной школе.
Безусловно, подобный квалифицированный труд возможен при определенной искусствоведческой подготовке, которая является плодом усердия самого учителя. Остановлюсь на основных представлениях, которые подсказывают направление в данной работе. Предлагаю рассмотреть опорные категории: цвет, форму, пространство, композицию, образ.
Цвет. Теплые и холодные тона, оттенки, цветовые пятна по всей поверхности холста, а не только в окраске двух-трех предметов, цвет и настроение - эти понятия помогают войти в эмоциональный мир картины, дать первый, а иногда главный толчок к восприятию замысла художественного произведения.
Форма (элементы изображения). Нередко при описании картины ограничиваются попыткой раскрытия главных персонажей или узловых элементов (предметов) композиции, опуская детали, имеющие не менее важное значение. Чтобы понять, почему художник поместил ту или иную деталь на полотно, какой смысл она имеет, что изменилось бы при ее отсутствии, нужно эту деталь просто заметить, не пропустить, остановить на ней внимание, подумать, как художник смог ее написать.
Пространство. Действие картины, как правило, разворачивается на первом, или ближнем, плане, где, согласно закону линейной перспективы, изображение более крупное и заметное. Движение вглубь картинного пространства, рассмотрение второго и дальнего планов затруднено. Дети нелегко воспринимают и тем более привыкают к уменьшению масштаба изображения, порой очень резкому. Оно кажется им неестественным. Понятийная пара «ближе — больше, дальше — меньше» входит в сознание ребенка лишь постепенно. Здесь огромное значение имеет собственно рисовальная практика. Установка с первых шагов школьного рисования на правильное пространственное построение рисунка (линия горизонта, первый, второй и дальний планы) помогает понимать подобие в картинах художников, способствует быстрому становлению пространственного мышления детей.
Композиция. Чтобы изображение не распалось на отдельные чести, надо подумать, чем и как художник «скрепляет» их в единое целое, как объединяет их. Для чего он все подробности изображал?
Образ. Постепенное раскрытие богатства мыслей и чувств, заложенных в художественном произведении, дает объемное понимание его образного содержания. Картина начинает восприниматься учащимися как часть реально существующего мира. Вопрос типа «Что происходит за пределами картины влево или вправо?» развивает воображение детей, заставляет их глубже понять представленную в картине действительность, помогает включиться в ход мысли художника.
Существует старое присловье: «Картину нужно не только смотреть, но и видеть!» Оно означает, что восприятие произведения искусства требует определенной аналитической работы. Внимательное рассмотрение всех подробностей и деталей приводит к трем главным вопросам: «Что изображено? Как это сделано? Почему?» При этом часто очевидное и, казалось бы, само собой разумеющееся становится не уж явным. Вместо простого пересказа сюжетной канвы необходимо создать поисковую ситуацию, которая всегда увлекательна, а следовательно, играет развивающую роль. Попробуйте сами ответить на подобные вопросы: