Смекни!
smekni.com

1 статистическая обработка данных исследований развития связной речи младших школьников (стр. 4 из 6)

· Для чего в картине К. Юона «Конец зимы» изображена поленница дров?

· С какой целью И. Шишкин в картине «Рожь» поместил в центре хлебного поля сосну, да еще не одну?

· Что за дом показан в картине В. Поленова «Московский дворик»? Почему именно такой дом выбрал художник?

· Зачем В. Васнецов в «Богатырях» на первом плане написал не могучие деревья, а маленькие сосенки?

Чтобы раскрыть содержание произведения, надо прочитать о жизни художника, найти материал о создании того или иного произведения, «зацепиться» за какой-то яркий факт либо в биографии автора, либо в его поисках замысла и воплощения картины.

Как же построить урок гак, чтобы дети проникались духовными богатствами с самой восприимчивой поры, с раннего детства? Рекомендаций на все случаи жизни, разумеется, не существует. Дело это тонкое, творческое, во многом зависящее от индивидуальности учителя.

У одного превалирует эмоциональная сторона, у другого логическая. Некоторые применяют элементы театра, другие используют литературу, музыку, предметы и знания всего школьного цикла, например успешно вводят природоведческий аспект. Приемов оживления беседы по картине множество, важно их умело сочетать.

— Почему картина называется «Февральская лазурь»? Слышали ли вы такое слово — лазурь: Что оно означает?

Если дети затрудняются, я подсказываю:

— Иногда говорят — лазоревые небеса. А в картине Грабаря какое небо?

Дети с помощью учителя замечают оттенки голубого, синего цвета.

— Лазурь — это светлая синяя или голубая краска. Еще есть светло-зеленая краска. Когда бывает такое небо?

— В яркий солнечный день.

— Что еще помогает понять, что день солнечный?

— Сверкают стволы берез. На них тоже солнце.

— А ствол березы и веточки изображены чисто белыми?

— Нет, они разноцветные: желтые, красноватые, оранжево-коричневые, потому что солнышко на них как бы играет.

— Ребята, а как, по-вашему, день холодный или теплый? Как это определить?

— Это зима. На опушке лежит снег, поэтому день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не морозный.

— А какими красками написал бы художник этот же пейзаж, если бы хотел показать стужу?

— Он бы писал больше серыми и синими красками.

— Да, такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называют теплыми. Повторим, глядя на картину, какие краски бывают теплыми.

Дети повторяют.

— В картине И. Грабаря «Февральская лазурь» сочетаются теплые и холодные тона, вот почему мы и догадались, какой чудесный солнечный зимний день изобразил художник.

А сейчас скажите, какая береза на первом плане: молодая или старая?

— Береза уже старая, потому что она искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.

— А на втором плане какие березы? Как вы их определили?

— Там одна старая береза и много молодых. Определили по стволам.

— А по веткам можно понять, где молодая, а где старая береза?

— Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает синее небо. Кажется, что до него очень далеко.

Предлагаю ладонью закрыть нижнюю часть картины и спрашиваю:

— Что напоминает узор веток: сплетение белого на синем фоне?

— Морозный узор на окне. Кружево.

— Да, действительно, кружево. Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в густую нарядную листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе. Чтобы зримо увеличить высоту березы и показать кружево веток на фоне синего неба,

И. Грабарь даже вырыл в снегу траншею, чтоб он смотрел на дерево снизу вверх. Когда в картине много неба, то горизонт получается низкий.

Скажите, дети, а на линии горизонта, в глубине картины, какие деревья? Почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко?

— Это рощица молодых березок. Они маленькие, потому что предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, что­бы она не мешала видеть березу на первом плане. Он ее отделил.

— Да, такую могучую красавицу березу не так легко найти. Она растет на просторе, и художник нас приглашает полюбоваться ее велико­лепием. А почему именно березу выбрал художник?

— Она как королева, Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Береза ассоциируется с чувством Родины.

Читаю стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном». Звучит музыка П. Чайковского «Времена года».

Разумеется, ответы школьников не столь точны, логичны, иногда их ощущения смутны и не находят нужного словесного выражения. В этот момент очень важно помочь им найти необходимое слово, его синонимы, подсказать выражение, обобщить высказанные мысли.

Заинтересованность рождает эмоциональный подъем, позволяющий детям глубже освоить представленную в картине действительность и понять идейный замысел произведения художника.

Прекрасное есть повсюду - в природе, в благородных поступках людей. Но для младших школьников красота природы на первых порах понятнее.

Вот фрагменты урока во втором классе, где проводилось сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «В чем красота русской зимы», доказывают это.

После вступительного слова о волшебнице-зиме, чтения стихотворений А. Пушкина, прослушивания грамзаписи «Времена года» П. Чайковского провожу оживленную беседу.

• Какие поэтические картины возникли в вашем воображении?

• Какой любимый цвет у зимы?

• Какое чувство, настроение связано с белым цветом? (Чистоты, света, свежести, праздника.)

• Можно ли узнать, какое настроение бывает у зимы? (Разное.)

• Отчего это зависит?

• Значит, зима, как живое существо, умеет переживать, радоваться.

Перед нами стоит задача описать природу зимой, передать ее настроение, красоту зимнего наряда, указать, почему стало так светло и празднично вокруг, описать ее волшебство. Итак, наступила зима. Мы должны поприветствовать ее приход. Что можно сказать о ней? (Зима — чародейка, кудесница, раскинула серебристый ковер, покрыла поля и тропинки, замахала рукавицей. И т.д.)

- Что можно сказать о погоде? (Погода стоит ясная и морозная.)

- А что вам особенно нравится в ясную морозную погоду? (Под солнечными лучами искрятся, переливаются снежинки разными огоньками. Воздух чист и прозрачен. От мороза горят щеки.)

- Но вот зима заглянула в лес. Взмахнула она своей рукавицей и окутала березки серебряным инеем, а на елочки и сосенки надела снежные варежки. (Дети дополняют своими наблюдениями.)

- Да, ребята, в лесу стало холодно, и мы вернулись в класс. Остановились и замерли от удивления. Что такое на окнах? (Да это причудливо разрисованы на окнах сказочные узоры, а на них серебряный иней. Иней переливается, сверкает. Узоры такие красивые, глаз не оторвешь.)

- Чем же удивила нас зима в пасмурную погоду? (Первый ученик: тяжелый снег. Тучи заволокли небо. Злой ветер кружит снег, бросает его на землю, ничего кругом не видно. Второй ученик: метель засыпала кусты, накинула на деревья белые полушалки.)

Значит, для того чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время. Избегайте повторений слов, отбирайте только самое главное. Чтобы сочинение получилось ярким, необходимо добиваться связности текста, красочности в описании, правильного построения предложения. Мы должны представить себе зиму так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем.

Обобщая сказанное, хочу порекомендовать учителям:

1) научить с первых шагов обучения родному языку видеть красоту речи, развивать наблюдательность, помогать замечать изменения в природе, т.е. разбудить и развивать высокие эстетические чувства;

2) научить грамотно, последовательно описать увиденное;

3) соблюдать системность в работе, т.е. каждый день отводить на эту работу не менее 10 минут;

4) чтобы показать образность, красоту родного языка, знакомить детей с I класса с изобразительно-выразительными средствами языка (олицетворением, сравнением, эпитетами)

2.3. СОЗДАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

Сегодня в школах особое внимание уделяется развитию мышления детей. Один из способов развития мышления - это развитие речи. Признаки сформированного и гибкого мышления - умение анализировать, обобщать, логически правильно, четко, а также эмоционально строить свою речь.

Работа по развитию речи должна проводиться с самых первых ступеней обучения. Но «речь - это языковая функция», поэтому говорить именно о развитии речи как таковой нельзя. В этом вопросе следует обратиться к психологии. Разрабатывая вслед за Л. С. Выготским теорию деятельности, психологи пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью, речевой деятельностью. «Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» (И. А. Зимняя). Именно на последний пункт данного определения хотелось бы обратить особое внимание. Учитель чаще всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осознания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обращается с речью) - обычно он «просто» пишет сочинение или «просто» отвечает на вопросы по пройденному материалу. В реальной же речевой практике «просто» высказываний не создают.

Таким образом, из вышеназванной психологической характеристики речевой деятельности вытекают два методических вывода:

1) прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие
высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них
соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение; .