Такая переменная, как интенсивность выражает степень участия и заинтересованности сторон в конфликте. Интенсивность конфликта возрастает, если конфликт затрагивает важные для сторон аспекты или имеет прямое отношение к их благополучию или физическому выживанию. Чем большее значение придают участники столкновению, тем оно соответственно интенсивнее. Здесь может присутствовать определённая сложность для понимания и рассмотрения, так как для кого-то борьба фанатских группировок, может по уровню интенсивности стоять на одном месте с борьбой за сокращение рабочего дня или повышение зарплаты. Поэтому при рассмотрении конфликтов это нужно брать в расчёт.
Изменения конфликтов в последние десятилетия связано со снижением их интенсивности и насильственности. Очевидно, это как-то зависит от тех факторов, что влияют на данные переменные. Если раньше возможностей у человека по социальному и экономическому росту было немного и любой конфликт по этому поводу воспринимался очень остро (от этого могло зависеть само существование), то в современных обществах возможностей у человека уже много больше и поэтому закономерно, что степень переменных влияющих на конфликт снижается. Ральф Дарендорф называет такую ситуацию возрастанием числа «жизненных шансов»[53] Интенсивность означает не только вкладываемую участниками энергию, но и то, насколько социально важны определённые конфликты.
Форма столкновения, которая называется «конфликтом» оказывается при рассмотрении этих критериев (насильственность и интенсивность) только одной из форм более широкого феномена конфликта, а именно формой крайней или значительной насильственности, а также серьёзной интенсивности. Поэтому для нас важно выяснить при каких условиях разные конфликты приобретают насильственную, или интенсивную форму и что влияет на рост этих переменных. Должны существовать факторы, которые влияют на интенсивность и на насильственность конфликта. Попытаемся рассмотреть подобные моменты подробнее.
Первый круг факторов можно выделить на основе условий организации конфликтных групп, или манифестирования конфликтов. Процесс манифестирования конфликтов зачастую является шагом к их ослаблению. Большая часть столкновений приобретает свою высшую степень интенсивности и насильственности в том случае, если одна из участвующих сторон имеет свои интересы и способна их представить, при этом можно говорить о наличии у неё социальных и технических условий, но организация запрещена и у неё нет политических условий. Примерами подобной «интенсификации» являются конфликты как из области международных отношений - партизанские войны, так и те конфликты что происходят внутри общества – забастовки непризнанных движений и даже гражданские войны. Отсюда следует, что наибольшую опасность представляет именно не до конца оформленный, только частично ставший явным конфликт, который проявляется наиболее остро и может перерасти в революционный взрыв или гражданскую войну. Поэтому признание конфликта, выведение его в круг легальных механизмов урегулирования очень сильно способствует его смягчению и открывает большие перспективы для его успешного разрешения.[54]
Еще более важным, особенно для критерия интенсивности конфликтов, является круг факторов, подразумевающий социальную мобильность. В тех обществах где возможна мобильность и где вариантов её больше интенсивность конфликтов уменьшается, и наоборот. Это своеобразный ресурс позволяющий сторонам конфликта иметь «запасные варианты». В тех ситуациях где для противоборствующих сторон такие варианты доступны снижается не только интенсивность, но и риск экстраполяции. Это ещё один из факторов падения интенсивности конфликтов в современных обществах, «жизненные шансы» напрямую связаны с мобильностью, а так как на данный момент социальная мобильность возрастает, растёт число возможностей в горизонтальной плоскости, увеличивается число социальных лифтов, всё это приводит к снижению интенсивности конфликтов.[55] Р. Дарендорф на основе этого предполагает: «…что конфликты на основе возрастных и половых различий всегда интенсивнее, чем на основе профессиональных различий, или что, в большинстве случаев, конфессиональные столкновения интенсивнее, чем региональные.»[56] Этот фактор влияет и на развитие конфликтов в обществе постмодерна, так как в них социальная мобильность находится на высоком уровне и перечисленные выше различия обостряются. Не менее важная группа факторов, которые могут влиять на интенсивность и насильственность конфликтов, заключается в развитости и функционировании того, что можно назвать социальным и политическим плюрализмом. Это выражение степени напластования или разделения социально - политических структурных областей. В каждом обществе наличествует большое число конфликтов связанных с вероисповеданием, этнической или социальной принадлежностью, культурой или властными отношениями. Ситуация в них может складываьтся по - разному. Может быть, что стороны конфликта между футбольными болельщиками разных клубов вовлечены только в этот один, связывающий их конфликт. Но всегда может быть возможность, при которой они ещё относят себя к разным религиям, слушают разную музыку, у них разный возраст и политические предпочтения. Такое переплетение свойственно ценностным конфликтам, но всегда может присутствовать и в любом другом конфликте. Если в обществе возникают такие и подобные ситуации напластования, возрастает интенсивность конфликтов. Если же структура общества становится плюралистичной, содержит в себе разнообразные автономные области, то и критерии конфликта снижаются. Это связано с тем, что при напластовании различных социальных областей каждый конфликт означает борьбу за всё, то есть, например, осуществление экономических требований должно одновременно изменить политические отношения. Но когда области разделены, то каждый отдельный конфликт меньше связан с какими-то другими разногласиями, а значит «цена поражения», а вместе с ней интенсивность насильственность ощутимо снижаются.[57]
Выделив критерии конфликтов и основные влияющие на них группы факторов, мы можем обратиться к их положению и изменению в условиях постмодерна.
Глава 2. Содержание и основные особенности конфликтов в состоянии постмодерна.
2.1 Изменение критериев конфликта в состоянии постмодерна и его особенности
Выделив в качестве критериев конфликта интенсивность и насильственность необходимо проанализировать, как изменились факторы, которые на эти критерии влияют. Так как целью работы является рассмотреть особенности конфликтов постмодерна и выдвинута гипотеза об «унификации» конфликтов, изменение уровня насильственности и интенсивности и упорядочивание их примерно в одинаковых рамках станет доказательством этой гипотезы.
Общество постмодерна открыто и плюралистично, следовательно, манифестация сторон конфликта проходит достаточно просто. Практически не существует запрещённых движений, плюрализм взглядов, интересов и мнений может быть проявлен без угрозы каких-то репрессий. По – прежнему сохраняется разница в ресурсах у конфликтующих сторон, но самый, пожалуй важный ресурс, информационный, благодаря интернету и электронным СМИ, доступен всем в равной мере. В этом случае, при лёгкости процесса манифестации, ожидаемо падает и его насильственность, так как пропадает необходимость борьбы за признание и за шанс быть услышанными. Интенсивность также ослабляется, открыто выраженная позиция позволяет снизить накал участия.
Следующий фактор – социальная мобильность. Открытые границы, обилие социальных лифтов, терпимость к разным культурам и доступное образование поднимают мобильность в обществе постмодерна на высочайший уровень. Очевидно снижение интенсивности и насильственности конфликтов в обществе с большим количеством вариантов «альтернативного развития» и «жизненных шансов». Всякое столкновение интересов теряет свою остроту в том случае, если проигрыш в нём не ведёт к катастрофическим последствиям для одной из сторон и всегда присутствуют иные варианты для осуществления своих интересов.
Ещё один немаловажный критерий – феномен «гарантированной выживаемости» когда уровень социального обеспечения позволяет человеку не задумываться об удовлетворении самых минимальных насущных потребностей. Оставаясь на гарантированном минимуме индивид поначалу теряет мотивацию интенсивного участия в конфликте. Но здесь важно отметить другой фактор. После прошествия определённого времени, такое положение воспринимается как должное и естественное. Амбиции индивида возрастают и то положение, которое недавно могло казаться невероятным достижением становится обыденностью. И здесь кроется проблема с которой общество постмодерна столкнулось совсем недавно. Возрастающие социальные требования должны быть как-то удовлетворены, но ресурс ограничен. Нагнетание искусственного потребления для успешного сбыта продукции является опасным способом поддержания социального бюджета так как в конечном итоге ситуация становится неуправляемой. Возникает абсолютно по Лиотару «неконтролируемый рост усложнения», который может привести к чему угодно. Главный вопрос здесь состоит не в том, что отдельные группы способны требовать всё большего увеличения каких-то прав или финансового обеспечения, в этом отношении механизмы сдержек и противовесов будут гарантированы плюрализмом интересов и ограниченностью ресурсов. Проблема кроется в том, что произойдёт если по каким-то причинам государство уже не сможет гарантировать тот самый минимум «гарантированной выживаемости». Насильственность и интенсивность возможного в таком случае конфликта могут подняться до серьезнейшей степени.