ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
ОТДЕЛЕНИЕ ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
Допущена к защите
Заведующий кафедрой прикладной
политологии
д.п.н., профессор Сунгуров А.Ю.
_______________________________
« ____» _______________ 2010 года
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: Особенности конфликтов в обществе постмодерна
Студент-дипломник группы 640_Ульданов Артем Александрович__________
(Ф.И.О.) (подпись)
Научный руководитель к.п.н., старший преподаватель Балаян А.А._________
(уч. степень, уч. звание) (Ф.И.О.) (подпись)
Рецензент к.с.н., профессор Костюшев В.В.__________________
(уч. степень, уч. звание) (Ф.И.О.) (подпись)
Санкт-Петербург
2010
Оглавление.
Введение. ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования конфликтов в обществе постмодерна……………………………………….10
1.1 Основные подходы к изучению общества постмодерна……………...10
1.2Альтернативные социогуманитарные концепции изучения постмодернистского общества………………………………………………..19
1.3 Современная конфликтологическая теория……………........................35
Глава 2. Содержание и основные особенности конфликтов в состоянии постмодерна……………………………………………………………………..44
2.1 Изменение критериев конфликта в состоянии постмодерна……………………………………………………………………..44
2.2 Наиболее характерные конфликты постиндустриального мира…....................................................................................................................51
2.3 Конфликт идентификации и кризис постмодерна…………………….63
Заключение……………………………………………………………………..72
Приложение…………………………………………………………………….75
Список использованной литературы и электронных источников……...76
Введение.
Явление постмодерна иногда рассматривается как некий международный феномен, охватывающий собой разные сферы жизни общества. Постмодерн становится именем нарицательным, не разграниченным трактовками разных исследователей. На взгляд автора, такое его рассмотрение не способствует прогрессу в изучении. Европейский взгляд на постмодерн отличается от американского, а такие понятия как структурализм, постструктурализм, постмодернизм часто вносят терминологическую сумятицу, так как рассматриваются в одном случае как синонимы, а в другом как разные понятия.
Актуальность постмодерна ставится под сомнение, в основном это относится к европейской философии. Громкое дело А. Сокала, в котором два физика А.Сокал и Ж.Брикмон открыто обвинили в своей книге «Интеллектуальные надувательства» французских философов-постмодернистов в «шарлатанстве, словесной интоксикации, презрении к фактам и логике». Эта книга вызвала международный резонанс, так как в ней утверждается, что «…если философы - постмодернисты (М.Фуко, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Делез, Ф.Гаттари, Б.Латур и др.) и кажутся непонятными, то только потому, что они ничего не хотят сказать, а всего лишь отторгают рационалистскую традицию Просвещения и представляют собой когнитивный и культурный релятивизм, трактующий науки как «наррации» или социальные построения.» [1]
Чтобы лучше понять критиков теорий постмодерна, а также выделить предпосылки исследования особенностей конфликтов стоит подробнее рассмотреть само понимание постмодерна, как оно видится автору. «Постмодерн представляет собой эпоху в развитии человечества, для которой характерно качественное увеличение неопределенности весьма многих социальных реалий. Становятся очевидными проявления, связанные со случайностью, многовариантностью и альтернативностью.»[2] Более подробно мы раскроем особенности общества постмодерна в первой главе работы, а пока же остановимся на определении. Увеличение неопределённости социальных реалий происходит благодаря экономическому и политическому развитию общества. Но так ли это увеличение уникально, что требует отдельной теории для своего описания? Отметив экономический и политический прогресс важно не забыть и про техническую революцию. Число совершаемых открытий растёт по экспоненте, изменения в общественной и политической жизни зачастую обусловлены тем или иным изобретением. Электричество, радио, телефон, телевидение и интернет преобразили мир до неузнаваемости. Возможности коммуникации человека в настоящее время кажутся почти безграничными. Средства массовой информации оказывают сильнейшее влияние на умы миллиардов людей. Иногда общество постмодерна называют ещё и информационным и это, соответствует истине, так как главной ценностью становится обладание актуальной информацией.
Такой быстрый в исторических масштабах скачок в развитии обязан был сказываться на состоянии обществ. Демократические ценности, права и свободы граждан, изменения властных институтов, всеобщие выборы на которых право голоса имеют все граждане независимо от пола, расы или вероисповедания – всё это образовало замысловатый паттерн, в реалиях которого живёт современный человек. Такой массив изменений и усложнений требовал новой теории, которая объяснила бы новую ситуацию. Постмодерн стал попыткой дать ответы на эти вопросы. Эпоха рациональных социальных теорий, которые могли бы дать действующие решения и ответы на многочисленные иррациональные вызовы, в частности, на появляющиеся размытые социальные реалии, смешанные стили жизни, по всей видимости, закончилась.
Теории в духе Маркса, Дюркгейма или Парсонса не могут дать целостной картинки, необходим совсем другой взгляд. На сцену выходят теории постмодерна, которые по своему духу релятивистские. Они открыты не только для рациональных, но и для иррациональных понятий. Их главная цель – найти не исчерпывающие ответы, а выявить характерные тенденции современного общественного развития. Примером тому может быть теория «макдональдизации» общества, предложенная Дж. Ритцером. Она образно определяет процесс распространения особых социальных практик, характерных для ресторанов быстрого обслуживания, во многие сферы общественной жизни – образование, медицину и т. д. [3]
Изменения, затрагивающие столь большой пласт общественной и политической жизни, не могут в таком случае пройти мимо конфликтов. Классическая конфликтологическая теория не заостряет своё внимание на постмодерне, Р. Дарендорф говорит лишь о том, что: «в постиндустриальном обществе основное противоречие социальной системе перемещается из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства-подчинения и основной конфликт оказывается связан с перераспределением власти.»[4] Во-первых, снова возникает терминологическая путаница по поводу постиндустриального общества и постмодерна. Во-вторых, конфликт перераспределения власти трудно обозначить как яркую особенность именно постмодерна, он свойственен всякому обществу прошедшему период первоначального накопления капитала и обеспечившему гарантии прав собственников. Чтобы внести определённую ясность в вопросах терминов обратимся к определениям постиндустриализма и постструктурализма.
Постиндустриальное общество — «это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.»[5]
Поструктурализм – «совокупное обозначение ряда подходов в социогуманитарном познании 1970-1980-х, ориентированных на семиотическое истолкование реальности, опирающихся, подобно структурализму, на концепцию знака как единства означающего и означаемого, но осуществляющих пересмотр структуралистской парадигмы в плане центрации внимания на "внеструктурных" параметрах структуры и связанных с их постижением когнитивных процессах.» [6]
Отечественный исследователь постмодернизма Илья Ильин говорит о постструктурализме, как «об одном из наиболее влиятельных критических направлений второй половины и конца ХХ века. Постструктурализм - в самом общем смысле этого слова - широкое и необыкновенно интенсивно воздействующее, интердисциплинарное по своему характеру, идейное течение в современной культурной жизни Запада. Он проявился в самых различных сферах гуманитарного знания: литературоведении, философии, социологии, лингвистике, истории, искусствоведении, теологии и тому подобных, породив своеобразное единство и климата идей, и самого современного образа мышления, в свою очередь обусловленное определенным единством философских, общетеоретических предпосылок и методологии анализа. Он вовлек в силовое поле своего
воздействия даже сферу естественных наук.»[7]
Данные термины раскрывают одну и ту же тенденцию, но в разных сферах, постиндустриализм – экономическая характеристика общества постмодерна, особенности экономической структуры и новой модели производства основанной на сфере услуг. Поструктурализм – философско – культурологическая характеристика постмодерна, взгляд французских основоположников самой теории. Можно говорить о том, что эти термины обозначают части целого, под которым мы понимаем явление постмодерна, но приравнивать эти понятия не корректно.