Кому будет поклоняться ребенок?
В этом вопросе должна быть полная ясность. Воспитание детей заключается не просто в том, чтобы вложить в них как можно больше хорошего и доброго. И дело не только в создании благоприятной семейной атмосферы и поддержании хороших отношений между ребенком и его родителями. Есть еще и другое измерение. Ребенок взаимодействует с живым Богом. Либо он поклоняется и служит Богу, и возрастает в практическом познании сущностей Бога, либо он пытается найти смысл жизни, не имея никакой связи с Ним;
Если ребенок живет подобно безумцу, который сказал в сердце своем: «Нет Бога», то он тем не менее не перестает поклоняться; просто он поклоняется не Богу, а кому-то или чему-то другому. Одна из задач, стоящих перед родителями, заключается в том, чтобы наставлять своего ребенка, как творение, которое создано для поклонения, указывая ему на Того, Кто один достоин поклонения. Вопрос не в том, будет ли ваш ребенок поклоняться, а в том кому он будет поклоняться.
Смысл воспитания
Я заинтересован в том, чтобы помогать родителям, побуждая их принимать самое активное участие в сражении, которое происходит на самом маленьком поле боя этого мира — в сердце ребенка. Вам нужно вовлекать ваших детей в эту битву, потому что они являются творениями, созданными по образу Божию. Они смогут найти удовлетворение и счастье только тогда, когда будут знать живого Бога и служить Ему.
Задача, которую вы берете на себя, воспитывая детей, связана с обоими вопросами, отображенными на вышеприведенных схемах. Вы хотите окружить детей самым лучшим влиянием, которое только возможно. Вы хотите так организовать семейную жизнь, чтобы обеспечить их тем чувством стабильности и безопасности, в котором они нуждаются. Вы стремитесь к тому, чтобы отношения между членами вашей семьи были на высоте чтобы они отражали благодать Божию и Его милосердие к падшим грешникам, которые являются неотъемлемой частью божественного характера. Вы хотите, чтобы мера наказания, которому вы подвергаете своих детей, соответствовала проступку и отражала отношение святого Бога ко греху. Вы хотите, чтобы ваши семейные ценности были наполнены библейским смыслом. Вы хотите контролировать ход событий, чтобы в вашем доме всегда царил полный порядок, а не хаос. Вы хотите, чтобы ваш ребенок постоянно находился в нормальной, здоровой атмосфере.
Когда все сказано и сделано и все важные, уже обговоренные нами требования выполнены, воспитание не заканчивается. Ваш ребенок представляет собой продукт не только различных факторов, оказывающих на него свое влияние. Он взаимодействует со всем происходящим вокруг. Он реагирует на внешние факторы в соответствии с характером тех решений, которые он самостоятельно принимает. Либо он с верой отзывается на доброту и милость Бога, либо проявляет неверие. Либо он все больше и больше любит живого Бога и доверяет Ему, либо все в большей степени впадает в различные формы идолопоклонства и самонадеянности. Важно не только то, каким внешним воздействиям, оказывающим влияние на формирование личности, подвергается ребенок в своей жизни, но и то, как он относится к Богу, когда подвергается этим внешним воздействиям.
Важность правильного отношения к Богу
Если человек является лишь продуктом внешних факторов, формирующих личность, то обстоятельства жизни должны были полностью исковеркать характер Иосифа. Но что же мы видим? Когда его братья пришли и пали перед ним на колени, прося о помиловании, то он
ответил им: «Не бойтесь; ибо я боюсь Бога. Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу
людей. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их, и говорил по сердцу их» (Быт.50:19-21).
Как мы можем объяснить поведение Иосифа? Находясь в трудных обстоятельствах, он полностью доверился Богу. Бог сделал из него человека, который имел близкие отношения с Ним и реагировал на все происходящее соответствующим образом. Он любил Бога, и его сердце было вполне предано Ему. Не внешние факторы придавали направление его жизни, а неизменная любовь и милость Бога, Который был в завете с ним.
А что вы скажете о маленькой девочке, служившей жене Неемана? Вражеские солдаты оторвали ее от семьи, жившей в Израиле, и сделали ее служанкой арамейского военачальника. Она была частью военной добычи. Факторы, оказывавшие влияние на формирование ее личности, были весьма далеки от идеала, однако она оставалась верной Иегове. Она знала силу Божию. Она также знала, где жил пророк в Израиле, и рассказала о нем, когда ее господин стал нуждаться в исцелении. Царь израильский не знал этого пророка и не имел глубокой веры в могущество Бога. Он отреагировал на болезнь и приход Неемана со страхом и неверием (прочитайте 4 Царств 5:6-7). Почему же эта девочка отреагировала иначе, чем он? Совершенно ясно, что формирование личности не ограничивается влиянием внешних факторов. Библия ставит в пример девочку, которая сохранила веру в Иегову, несмотря на трудные обстоятельства, в которых она воспитывалась.
Заключение
Мы закономерно приходим к следующему выводу. На ваших детей оказывают влияние два основных фактора: внешние обстоятельства жизни и ориентация ваших детей по отношению к Богу. Поэтому воспитание должно касаться и того и другого. Вы, как родители, должны заботиться о том, чтобы организовать внешние условия жизни, оказывающие влияние на ребенка, которыми вы можете управлять (многие обстоятельства, однако, неподвластны вам, как, например, смерть и так далее). Во-вторых, вы обязаны активно направлять сердца ваших детей к Богу. Делая все это, вы должны молиться, чтобы Бог действовал через вас, используя ваши усилия и управляя реакцией ваших детей, чтобы они выросли людьми, знающими и почитающими Бога.
4. Методы личного возрастания, наставничества и воспитания.
1) Введение.
Методы личного возрастания, наставничества по отношению к другому и воспитание ребенка должны быть обусловлены верной антропологией и действием Евангелия и т.о. мы приходим к «пастирюванню» сердца человека.
Т.о. многие отрывки, описывающие пасторское созидание душ, раскроют нам методы библейского возрастания.
Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: `блаженнее давать, нежели принимать'.
Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля (Деян.20:26-38)
мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.
Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих (1Фесс.2:7-13)
Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе (Кол.1:28).
2)Методы наставничества и воспитания.
Библейский метод №1: «Общение с человеком».
А. Жизнь общения - основа наставничества и воспитания детей.
Абсолютно очевидно из многих библейских отрывков, что общение является одним из основных методов пасторства души. Цель общения: созидание души человека.
Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею;
дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые [сегодня] заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои.
Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед. [Сии суть постановления и законы, которые заповедал Господь Бог сынам Израилевым в пустыне, по исшествии их из земли Египетской.]
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.