Наставление это описание направления, а вразумление это помощь в привязке к рельсам этого направления и разбор завалов на этих рельсах, чтобы человек мог практически продвигаться в соответствии с Библейским учением.
3. Общение вразумления – подробности.
1) Должен быть диалог, а не монолог.
Общение предоставляет нам возможность не только говорить, но и слушать. Книга Притчей 18:2 говорит об этом очень мудро и проникновенно: «Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум». Она также напоминает нам: «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Пр. 18:13).
Прекрасное искусство общения заключается не только в том, чтобы уметь выражать свои мысли. Это искусство вызывать на разговор другого человека, чтобы он делился с вами своими мыслями. Цель вашего общения в том, чтобы понимать своего подопечного, а не только в том, чтобы заставлять его слушать вас. Многие наставники (родители) так никогда и не познают этого искусства. Они не могут научить учеников ясно и четко выражать свои мысли и чувства.
Во всем этом есть определенный парадокс. Когда дети маленькие, нам часто не удается занять их важным разговором. Когда же они сами пытаются поговорить с нами, мы проявляем полное безразличие. Со временем они узнают все ходы и выходы. Им становится ясно, что нам совсем неинтересно знать, что происходит в их сердцах. Они начинают понимать, что «хорошим разговором» для нас является та ситуация, когда они «хорошо слушают». Когда дети становятся подростками, ситуация меняется на противоположную. Теперь родители хотят поговорить со своими детьми, однако их дети уже давно перестали стремиться к общению с ними.
2) Сосредоточьтесь на понимании сердца ученика.
Ваша главная цель в наставничестве должна заключаться не в том, чтобы высказывать свои мысли подопечным по поводу того, что они сказали или сделали. Вы должны стараться понять, что происходит внутри них самих. Поскольку Писание утверждает, что «от избытка сердца говорят уста», то вы должны побуждать своих детей понимать, что происходит в их сердцах.
Наставляя учеников, важно не давать выхода своим чувствам, не изливать своего гнева и не выражать своей обиды, а понимать природу той борьбы, которая происходит внутри них. Важно понимать причину, по которой то или другое было сказано или сделано. Вам надо понимать не только то, что случилось, но и то, что происходит в сердце вашего подопечного. Помните, что от избытка сердца говорят уста. Воспитывая учеников, вы должны задавать себе такие вопросы: «Чем конкретно наполнено сердце человека в данных обстоятельствах? Что явилось для него искушением? Как он отреагировал на это искушение?» Если вы сами можете понять эти моменты и помочь своему ученику понять их, то вы на пути к пониманию причин происходящего. Вы обязаны удалить шелуху поведения и понять внутренний мир вашего подопечного в конкретной ситуации. Хотя вы никогда не сможете до конца понять его сердечные проблемы, однако это занятие достойно ваших усилий.
3) Задавайте библейски правильные вопросы, чтобы понять сердце.
Основная цель вашего общения с учеником может быть сформулирована при помощи нескольких простых утверждений.
1. Поведение, которое вы наблюдаете, является отражением того, что наполняет сердце вашего ученика.
2. Вы хотите понять, чем именно наполнено его сердце.
3. То, что наполняет сердце, имеет намного большее значение, нежели конкретные слова и поступки, поскольку сердце управляет поведением.
4. Вывод: если вы хотите понять борьбу, происходящую в сердце вашего подопечного, то должны смотреть на мир его глазами. Это позволит вам узнать, какие именно фрагменты животворной евангельской вести следует упомянуть в разговоре с ним.
Если вы хотите понять своего ученика и помочь ему понять самого себя, вы должны развить в себе определенные способности. Вам следует научиться помогать своим ученикам выражать мысли и чувства. Вы должны научиться способствовать откровенному разговору. Вам необходимо научиться понимать, что стоит за конкретными словами и поступками. Вы обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы распознавать сердечные намерения. В Книге Притчей 20:5 говорится: «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их». Будучи духовным наставником, отцом или матерью, вы, несомненно, хотите быть таким разумным человеком.
Это означает, что вы должны развивать в себе способность распознавать потребности сердца вашего ребенка! Большинство родителей разговаривает со своими детьми примерно так:
Мама: «Почему ты ударил свою сестру?»
Сын (делая паузу и глядя в пол): «Не знаю».
Мама (раздраженно): «Что значит «не знаю»?
Сын: «Я не знаю».
И так далее. В зависимости от того, как долго можно испытывать мамино терпение, ребенку лучше перестать повторять свое «не знаю» и поскорее признаться в том, что он знает! В чем здесь проблема? В том, что ребенок просто отказывается разговаривать? Вряд ли. Просто ему задают вопросы, на которые он не может ответить. Ему не хватает глубины понимания и оценки своих собственных поступков, чтобы он мог дать удовлетворительные ответы на вопросы своей матери. Необходимо изменить методику разговора с ним.
Вопросы типа «Почему ты...» никогда не срабатывают в отношении детей (и очень редко срабатывают в отношении взрослых). Вот вопросы, которые являются более эффективными:
1. Что ты чувствовал, когда ударил свою сестру?
2. Что такого она сделала, что ты рассердился?
3. Помоги мне понять, как твои действия способствовали улучшению ситуации. Или: от того, что ты побил ее, стало лучше или хуже?
4. Что было плохого в ее действиях по отношению к тебе? (Вам не следует отрицать тот факт, что ваша дочь согрешила в отношении своего брата. Конечно, ваш сын пострадал. Пусть он сам скажет вам об этом.)
5. Каким иным образом ты бы мог отреагировать?
6. Что ты думаешь по поводу твоей реакции на ее действия: она явилась выражением веры или неверия в то, что Бог может обеспечить тебя всем необходимым?
Ответ на каждый из этих вопросов может открыть разнообразные пути понимания причин, вызвавших неправильное поведение вашего ребенка.
Существует много различных вопросов, которые затрагивают его грех и могут помочь ему понять как духовную борьбу, происходящую в его сердце, так и его нужду в Христовой благодати и искуплении. Я хочу подчеркнуть следующее: вначале вы должны постараться понять природу внутреннего конфликта, который выразился в том, что ваш сын ударил свою сестру.
Когда ваш ученик ответит на заданные ему вопросы, которые приводятся выше, ваша задача будет состоять в том, чтобы помочь ему понять самого себя, а также честно и откровенно побеседовать с ним о его внутренней борьбе с грехом.
Вы должны объяснить ему следующее: 1) природу искушения; 2) возможные способы отреагировать на искушение; 3) его собственную греховную реакцию на искушение.
По сути, заметив греховный плод (или добрый) мы должны понять, что в сердце ребенка родило этот плод и помочь ему изменить греховную ценность на благочестивую ценность (или помочь развить и закрепить благочестивую ценность).
Этого можно достичь, если двигаться по такому пути:
1. Что произошло?
2. Как ты себя чувствовал?
3. Что ты сделал?
4. Чего ты хотел добиться? Ради чего ты это сделал?
5. Чего ты должен добиваться ради Бога?
6. Какие истины Евангелия могут помочь тебе изменить твои устремления / ценности?
7. Что ты будешь выбирать в следующий раз?
8. Что ты будешь делать в следующий раз?
4) Вразумляйте человека на уровне сердца и евангелия.
Учите его сердце, проходя через евангелие возрастать в поклонении Богу и Его ценностям, при этом распиная свои плотские ценности.
5) Находитесь «над ним» и «рядом с ним».
Делая это, вы должны одновременно стоять над ним и рядом с ним. Вы должны стоять над ним, потому что Бог призвал вас наставлять вашего подопечного. Вы также должны стоять рядом с ним, поскольку и вы сами являетесь грешником, который пытается победить гнев и раздражение по отношению к другим людям.
Наставники имеют склонность занимать ту или другую позицию. Некоторые проявляют такую солидарность со своим подопечным в его неудачах, что начинают рассуждать следующим образом: «Как я могу наставлять его, когда и сам делаю то же?» и вообще отказываются применять обличение и наставление. Другие же так высоко возносят себя, что лицемерно отдаляют себя от учеников. Вы обязаны помнить, что по отношению к своим ученикам вы являетесь Божиим представителем. Поэтому у вас есть право и на вас возложена обязанность наставлять его. Вы должны это делать как грешник, который близок им и может понять, как грех действует в человеческом сердце. Поэтому обличение и наставление должно осуществляться со смиренным сердцем.
4. Цена общения
Честное, искреннее, подлинное, поистине библейское общение дорого
обходится наставникам и родителям. Проникновенные беседы, разговоры
«по душам» отнимают много времени. Дети требуют от нас как времени,
так и гибкости. Они не раскрывают своих сердец в соответствии с
определенным планом или расписанием. Мудрые родители беседуют со
своими детьми, когда те находятся в соответствующем настроении. Время
от времени дети задают вопросы, высказывают свое мнение, понемногу
открывая свои сердца. В эти минуты, когда дети находятся в должном
настроении, когда они проявляют некоторый интерес, когда их сознание
возбуждено, вам нужно говорить. Возможно, от вас потребуется отложить
в сторону все остальные дела, с тем, чтобы воспользоваться удобным
случаем. Конечно взрослые подопечные способны говорить и тогда, когда
их настроение к этому не расположено и это дает больше возможностей
для общения между наставником и взрослым подопечным, нежели имеют
возможностей родители с юными детьми.
Вы должны стать хорошим слушателем. Вы упустите благоприятную
возможность, которая столь драгоценна, если не научитесь внимательно
слушать своих учеников. Самый лучший способ научить подопечных быть
хорошими слушателями и собеседниками — это самому внимательно слушать
их.