- Бог создал тело человека сразу и полностью, а не в постепенном процессе развития, так же как Он создал всякие растения (Быт.1:11).
- Бог создал душу как отдельную реальность, а не как какое то излучение от Бога или наделение божественностью.
- Бог создал человека по Своему подобиюalone ;
- Животных: по их роду (виду), (Быт 1: 11, 21, 24);
- Человека: по Божьему образу, но не роду или виду (Быт 1:26).
- Человек это не род Бога, но Его отражение – это определяет его как человека.
Бог создал человека с духовным/нематериальным элементом.
Бытие 2:7soul
Человек сразу же был помещен в прославленное положение и был наделен прославленными функциями.
Бытие 1:28position
Человек является венцом творения, и ему дано было право властвовать над всем творением.
Пс.8:3-8
Бог сотворил (придумал и создал) человека! И этот факт является фундаментальным, он определяет очень многое. Люди, которые отвергают библейское происхождение человека, разрушают саму основу понимания человека, понимания его бытия и понимания всего мира. Такие люди теряют понимание своего предназначения, теряют верный смысл жизни, теряют верное понимание своего положения в мироздании, и теряют верное представление об отношениях между людьми.
Бог сотворил людей!!! Мы творения Божьи!!!
2. Образ Божий в человеке.
Наиболее значимый результат Божьего творения это человек, творение по Божьему образу.
Образ Бога является неотъемлемой частью человеческой природы. Без этого человек не был бы человеком. Это то, что отличает его от всего остального творенияimage of God.
Беркхоф: "Доктрина образа Божьего в человеке является одной из наиболее важных в теологии, потому что этот образ есть выражение того, что есть наиболее отличным в человеке и в его отношениях с Богом. Тот факт, что человек является образом Бога, отделяет его от всех животных и от всех других творений".
У.Грудем: «Значение выражения «образ Божий». Из всего созданного Богом творения только о человеке сказано, что он сотворен «по образу Божию». Что это означает? Мы можем использовать следующее определение: тот факт, что человек сотворен по образу Божьему, означает, что человек подобен Богу и олицетворяет Бога. Когда мы осознаем, что еврейские слова «образ» и «подобие» просто уведомляли читателя о том, что человек подобен Богу и во многом олицетворяет Бога, дискуссия о значении «образа Божия» представляется во многом лишь поиском слишком узкого и конкретного значения. Когда П исан ие повествует о том, что Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26), для первого читателя это означало: «Сотворим человека, подобного Нам, и чтобы он олицетворял нас».
Поскольку «образ» и «подобие» обладали этими значениями, Писанию не было необходимости говорить, например: «Тот факт, что человек сотворен по образу Божьему, означает, что человек подобен Богу в следующем: в его интеллекте, моральной чистоте, духовной природе, власти над землей, творческих способностях, способности к этическому выбору и бессмертии» (или нечто подобное).
Когда Бог говорит «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26), это означает, что Бог собирается создать творение, которое будет похоже на Него. Как еврейское слово «образ»7, так и еврейское слово «подобие» обозначают нечто похожее, но не идентичное тому, что оно олицетворяет, «образом» чего является. Слово «образ» может быть использовано также для обозначения чего-либо, олицетворяющего что-то другое.
Грехопадение: образ Божий искажен, но не утрачен. Возможно, нам следует спросить себя, можно л и о человеке мыслить как о существе, подобном Богу, после того как человек согрешил? На этот вопрос мы быстро находим ответ в Книге Бытие, где Бог сразу после потопа дает Ною власть установить смертную казнь за убийство человека: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6, курсив мой. — У. Г.). Несмотря на то что люди грешны, в них остается еще достаточно подобия Богу, так что убийство другого человека («пролитие крови» в терминологии Ветхого Завета означает акт взятия человеческой жизни) является нападением на ту часть творения, которая в наибольшей степени похожа на Бога, и такие действия можно оценить как попытку или стремление (если бы это было возможно) нападения на Самого Бога9. Человек все еще богоподобен. В Новом Завете мы видим подтверждение этому, когда в Иак. 3:9 читаем о том, что все люди, а не только верующие, «сотворены по подобию Божию».
Однако после грехопадения человек уже не в такой степени подобен Богу как прежде. Его моральная чистота была утрачена, и его греховность, безусловно, не отражает Божьей святости. Его интеллект заражен ложью и непониманием; его речь не прославляет непрестанно Бога; его социальные отношения управляются эгоизмом, а нелюбовью, и т. д. Несмотря на то что человек и сейчас богоподобен, в каждом аспекте своей жизни он исказил или утратил часть своего подобия Богу. Иными словами, «Бог сотворил человека правым а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29). Таким образом, мы и после грехопадения остаемся подобными Богу — мы и сейчас похожи на Бога и олицетворяем Его, — но образ Божий в нас искажен; мы менее богоподобны чем до прихода греха в мир.
Поэтому очень важно, чтобы мы черпали свое понимание сути образа Божьего, не просто наблюдая за современными человеческими существами а из библейских указаний на природу Адама и Евы, какими их сотворил Бог и когда все, сотворенное Богом, было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Подлинная природа богоподобия человека проявлялась также в земной жизни Христа. Совершенство нашей человеческой природы не проявится на земле до тех пор, пока Христос не возвратится и мы не обретем все те блага спасения, которые Он заслужил для нас».
Конкретные аспекты нашего подобия Богу:
1)Моральные аспекты:
- Мы — творения, несущие моральную ответственность перед Богом за наши действия.
- Мы обладаем внутренним пониманием добра и зла, что отличает нас от животных.
- Когда мы действуем в соответствии с моральными стандартами Бога, наше подобие Богу отражается в нашей святости и праведности перед ним, но, напротив, наше неподобие Богу проявляется каждый раз, когда мы согрешаем.
2)Духовные аспекты:
- Мы обладаем не только физическим телом, но и нематериальным духом, и потому мы можем совершать действия, значимые в нематериальной — духовной — сфере бытия.
- Мы обладаем духовной жизнью, которая дает нам возможность общаться с Богом на личностном уровне, молиться Ему, прославлять Его и слышать Его.
- Мы обладаем бессмертием; мы не прекратим существовать, но будем жить вечно.
3) Интеллектуальные аспекты:
- Мы обладаем способностью рассуждать, логически и абстрактно мыслить и учиться.
- От животных нас отличает то, что мы используем сложный, абстрактный язык.
- Мы осознаем далекое будущее, и даже обладаем внутренним пониманием, что мы будем жить и после нашей физической смерти, и это чувство многих людей подталкивает к покаянию перед смертью (Бог «вложил мир, [„вечность" или „будущее"] в сердце их», Еккл. 3:11).
- Наше сходство с Богом проявляется также в том, что человек обладает способностью к творчеству в таких сферах, как живопись, музыка, литература, и к исследовательской изобретательности — в науке и технологии.
Перечисленные выше аспекты нашей схожести с Богом — это аспекты, в которых мы отличаемся от животных абсолютно, а не просто отчасти. Но есть и другие сферы, в которых мы отличаемся от животных в значительной степени, и они также могут служить примером нашей схожести с Богом.
- В эмоциональной сфере наше подобие Богу видно в огромном разнообразии эмоций, в их силе и сложности.
4) Социальные аспекты:
- Хотя животные, несомненно, обладают определенным чувством общности, все же глубина межличностной гармонии, которая проявляется у людей в браке и в семье, если они построены в соответствии с божественными принципами, и в церкви, если ее члены пребывают в общении с Господом и друг с другом, гораздо более велика, чем межличностная гармония, которую мы можем наблюдать у животных.
- В самом браке мы отражаем природу Бога тем фактом, что, как мужчины и женщины, мы обладаем равной степенью значимости, но различными ролями, которые установлены с того времени, как Бог сотворил нас (см. гл. 21).
- Человек также подобен Богу в своем отношении к прочему творению. Человеку дано право властвовать над творением, а когда возвратится Христос — даже участвовать в суде над ангелами (1 Кор. 6:3; Быт. 1:26,28; Пс. 8:6-8).
5) Физические аспекты.
Нам не следует думать, что наличие у нас физических тел подразумевает, что и Бог обладает телом; ведь «Бог есть дух» (Ин. 4:24), и мыслить о Нем или изображать Его в материальном или физическом теле — грех (см.: Исх. 20:4; Пс. 115:3-8; Рим. 1:23)14. Но существуют ли такие черты, в которых наши физические тела отражают часть свойств Бога и тем самым показывают, что значит быть сотворенным по образу Божьему? В определенном смысле это, безусловно, так.
Наши физические тела дают нам способность:
1) видеть с помощью глаз. Это качество богоподобно, так как Сам Бог видит, и видит гораздо дальше, чем мы, хотя зрение Бога не связано с физическими глазами, подобными нашим.
2) слышать, и это качество богоподобно, хотя у Бога нет физических ушей.
3) говорить, в отражение того факта, что Бог есть Бог говорящий.
4) понимать Божье творение и наслаждаться им, и это является отражением того факта, что Бог понимает Свое творение и наслаждается им, хотя и иным, великим образом.
- наши физические тела также отражают различные аспекты природы Бога. Кроме того, большая часть физических движений и проявление дарованных Богом навыков совершается через использование тела.