Смекни!
smekni.com

А. В. Леонтович Организация содержательной деятельности учреждения дополнительного образования детей (стр. 2 из 39)

Утром после чаю мы попросили всех собраться, чтобы поговорить о нашей жизни и ее порядках… Все сидели на лавках друг против друга и молчали. Говорить начали сотрудники. Детям был поставлен вопрос: «Есть всем захочется: кто будет готовить? На сегодня готовят сотрудники, а дальше как?». Среди детей было большое смущение. «как же, мы не умеем…», высказался один кто-то за всех… Тут вызвались 2-3 девочки, остальные же объяснили, что матери не пускают на кухню: «Нечего тут мешаться!». Ведь это не такая же беда, если не умеешь: можно научиться, лишь бы была охота. Здесь выучитесь, дома будете матери помогать. «И мальчики будут?» - «Конечно, разве поваров не бывает? И они поучатся. Вот посмотрите, Шурка (один из старых колонистов) может сварить обед, а раньше не умел…

…Среди всеобщего оживления и суеты стал составляться список очередей. Дети столпились все около записывающего, переговаривались друг с другом, искали себе старших…

…Трое первых «поваров» и трое «уборщиков» пошли с сотрудницами на кухню и в кладовую, где хранилась посуда. Остальные с жаром набросились на щепки. Скоро оказалось, что руками таскать щепки и расчищать площадку от мусора неудобно: надо носилки, грабли, лопаты. Носилки тут же принялись наскоро делать, появились молотки, гвозди, пилы…

…Таким образом успех работ только связан был с тем значением, которое они имели для житья ребят в колонии. И чем больше мы жили с детьми, тем более убеждались, что путь приучения к работе очень постепенен, очень сложен, несмотря даже на очевидное желание очень многих колонистов «поработать», хотя бы для того, чтобы этим доставить удовольствие сотрудникам, как это было сперва.

Когда площадка вокруг дома была приведена в порядок, наступила очередь огорода. Другой работы и быть не могло: она была единственной, которая не ограничивала жизнь колонии настоящим, а таила в себе нашу заботу о будущем…

…Приехав из колонии в Москву дети, лишенные своей трудовой связи, скоро как-то разбрелись. Занимались они в нашем доме в разных группах со своими московскими товарищами по школе… Но уже с января месяца среди детей стало замечаться оживление, и отдельные маленькие группы стали обращаться к сотрудникам с вопросами, как теперь в колонии, когда начнутся приготовления, что и как нужно делать. Оказалось, что связь детей с местом, где ими было потрачено столько труда, была сильнее, чем думалось вначале…

…В основе жизни колонии лежит сельское хозяйство. В его область входит очень много работ самого разнообразного типа, что в высшей степени важно для детей. Но есть и еще более глубокие основания для признания огромной воспитательной ценности его. Копая землю, сажая, сея, удобряя огород навозом, ребенок становится не только зрителем природы, но и сам, со своей работой, входит в цепь зависимости от нее. Тепло и холод, солнце, ветер, созревающий колос, цветение картофеля – для него не мимолетное явление, а нечто, имеющее связь между собою; и к этой связи присоединяется и он со своими ручонками и со своими заботами… Итак, нам нужен был не крошечный садик с цветами и двумя-тремя грядками, где напоказ растут овощи, и не подобие маленького зоологического сада, где бы дети знакомились с животными через решетку или клетку, а ферма с садом, полем, огородом, скотный двор и молочное хозяйство. По этим мыслям и стали вырастать новые постройки. В центре построек для домашнего хозяйства стала новая кухня… Рядом с кухней расположилась молочная и большая терраса-столовая. Под террасой был устроен ледник… Другой центр хозяйства образовался постройкой скотного двора с коровником, конюшней, сараями и сторожкой на зимнее время…

…Итак, колония шла к созданию общества, но не детского только, а общества детей и взрослых. Руководители должны быть членами колонии, подобно детям, но они в то же время регулируют общую жизнь и изучают ее, чтобы самим не стоять на месте, вводить все новые и новые пути для совершенствования нашей жизни… По нашему глубокому убеждению, начатки творческой силы существуют почти у всех, у маленьких и больших людей – надо лишь создать для проявления ее подходящие условия. К стремлению создать такие условия и сводилась, в конце концов, описываемая работа.

Интересно, что в европейских странах систем подобной направленности (не связанных с профессионализацией) почти не возникало. По-видимому, это связано с утилитарным представлением рыночной экономики о сфере свободного времени людей (и детей в частности) как об еще одной нише рынка - потенциального спроса на разнообразные услуги по организации свободного времени. В этих условиях развитие сферы свободного времени пошло по двум путям: для обеспечения потребностей платежеспособного населения стал развиваться индустрия отдыха и туризма, особо не обремененная проблемой интеллектуализации досуга. Это тоже можно понять исходя из рыночной логики: потребность в интеллектуальных занятиях испытывает сравнительно небольшая часть населения, которая не может обеспечить достаточный спрос на подобные, весьма недешевые, услуги. Максимальный оборот и, соответственно, прибыль, дает ориентация на досугово-развлекательные программы среднего уровня, доступные подавляющему большинству населения и востребованные им, очень часто ориентированные на эксплуатацию физиологических (органических) потребностей людей. Из этой тенденции мы получаем модель современной весьма недешевой минимально-познавательной туристской индустрии (если дело связано с поездками), и «оседлый» вариант организации досуга – ресторанно-развлекательный и игорный бизнес.

Второе, социальное, направление организации досуга было связано с необходимостью снижения уровня криминальности среди малообеспеченной части населения, отвлечения детей «от улицы»; это направление в той или иной мере финансируется государствами, однако не напрямую ставит задач интеллектуального или личностного развития. К счастью, рост благосостояния населения в развитых странах сдвигает сейчас затратные способы организации отдыха в сторону активных форм, связанных с позитивной деятельностью. Например, глобальное развитие горнолыжных курортов в Альпах и мода на другие формы активного отдыха в настоящее время явно ведет к повышению среднего уровня здоровья жителей европейских стран.

На этом фоне идеи о необходимости продуктивного использования свободного времени, популярные у коммунистов, оказались достаточно плодотворными. Один из главных идеологов коммунистического воспитания Н.К.Крупская писала: «Внешкольная работа чрезвычайно важна, так как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия для их всестороннего развития. Мы должны инициативу детей подхватывать, помогать ребятам и в их творческой работе, руководить ими, направлять их интересы (...). Мы должны укреплять всячески детские технические станции, организовывать экскурсии на предприятия, на электрические станции и пр. Надо во Дворцах культуры устраивать рабочие комнаты, где бы ребята могли делать то, что им хочется»[1]. Было провозглашено, что свободное время – ресурс личностного роста и всестороннего развития человека коммунистического будущего, и задача государства – создать условия для обеспечения столь важной функции свободного времени людей. Именно благодаря этой установке разнообразные формы воспитательной внешкольной работы, существовавшие и ранее (см. выше), сложились в СССР в систему.

Таким образом, отечественная традиция дополнительного образования детей идет от предложенной в отечественной педагогике идеи использования свободного времени детей для их интеллектуального и личностного развития. Это позволяет обеспечить формирование общей культуры быта и досуга, социализировать детей, имеющих проблемы в развитии, коммуникации; обеспечить их профориентацию и предпрофессиональную подготовку. Тем самым в обществе сохраняется крайне необходимая для его развития альтернатива профессионально-развлекательной структуре внешкольного досуга.

Необходимо также остановиться на значении государственного статуса учреждений дополнительного образования детей. Закон «Об образовании» 1992 года ввел понятие «образовательная услуга», поставив образование в один ряд с другими продаваемыми и покупаемыми товарами. Часть оплаты стоимости образовательных услуг, которые необходимы для воспроизводства общества взяло на себя государство через различные схемы бюджетного финансирования. Очень важно, что на сегодняшний день дополнительное образование входит в этот государственный заказ. Образование в целом не может быть свободным рынком, это важнейшая сфера обеспечения стратегической безопасности нации, главным заказчиком которой должно выступать государство. Среди основных направлений, которые не могут быть отданы рыночной стихии или иностранному инвестору можно выделить следующие: обеспечение национальной идентичности населения; подготовка специалистов, способных обеспечить технологическую конкурентоспособность экономики; формирование ментальности, поддерживающей геополитические интересы государства; развитие демографической культуры; активное освоение всего разнообразия форм культурной жизни и досуга, накопленных в национальных культурах народов нашей страны и др. Поставленные задачи могут быть решены путем модернизации опыта внешкольной, развивающей и воспитательной работы, накопленного в советский период и постперестроечную эпоху, развития опыта дополнительно образования 1990-х – 2000-х годов в сторону практической реализации теоретических разработок в области психолого-педагогического сопровождения индивидуальных траекторий личностного развития молодежи; использования и глубокой переработки зарубежных подходов и методик в сфере организации свободного времени детей.