Наличие у человека научной картины мира – эффективное средство построения адекватных взаимоотношений человека с окружающей действительностью, людьми, самим собой. Известны многочисленные примеры, когда во времена социальных потрясений и исторических зигзагов крупнейшие ученые, вооруженные методом научного познания, поднимались в своих мыслях над узким историческим моментом и призывали жить и действовать в соответствии с традициями, накопленными нацией в течение веков (ярчайшим примером служения является жизнь и деятельность А.Д. Сахарова). Выдающийся русский мыслитель В.И. Вернадский, переживший многочисленные бури первой половины ХХ века, писал: «В области личной жизни (научное искание) тесно связано с совершенно своеобразным и очень глубоким явлением, какое может оказывать научное искание на понимание человеком смысла и цели существования. Подобно религии, оно может дать своим живым адептам прочное и незыблемое положение среди сознанного ими несовершенства и горестей мира»[59]. Таким образом, по В.И.Вернадскому, научное искание (в нашем случае формирование у учащихся исследовательского типа мышления), основанное на научном мировоззрении, может стать основой культуры личности.
В нашем случае исследовательская учебная группа представляет собой модель научной школы. В ней есть руководитель – «основатель школы», его помощники, специалисты из научных учреждений, заходят выпускники, студенты институтов, которые продолжают учебу в этой же области, учащиеся. В рамках работы группы с помощью разнообразных форм построения учебной деятельности организуется особая творческая среда, в которой каждому из ее участников находится свое место и которая стимулирует их предметное общение на личностном уровне.
Одним из важнейших факторов восприятия школьниками деятельностных установок и нравственных ориентаций руководителя является ощущение сложного и многообразного мира научного сообщества, которое несет в себе действующий ученый (угадываемое учащимися на интуитивном уровне основание айсберга, верхушка которого видна на занятии). Это проявляется в культуре речи, ссылках на известные научные авторитеты, рассказы о личном общении с видными учеными и т.д. Как известно, член любого профессионального сообщества достаточно высокого уровня «живет» его проблемами, начиная от сложных мировоззренческих вещей и кончая бытовыми подробностями происходящих в этой сфере событий. Постоянные ссылки, истории, возникающие в процессе общения, включают ребят в эту сферу, возбуждают интерес, вызывают желание жить так же, как эти взрослые, у которых такая богатая и разнообразная внутренняя жизнь. При этом в сознании детей воспринимаемые ценности научной деятельности начинают успешно конкурировать с ценностями молодежной субкультуры или, например, материальными ценностями. Наиболее полному раскрытию возможностей такой коммуникации способствует разнообразие форм исследовательской деятельности. Особенно интересны индивидуальные консультации, свободные беседы в поезде и у костра во время проведения экспедиций. Работа с руководителем специализации и его помощниками задает редкий для современной школы путь выхода контактов учащихся за рамки замкнутого профессионального педагогического сообщества; дает уникальную для большинства детей возможность составить собственное представление о жизни других сообществ (через родителей подобная возможность реализуется достаточно редко).
При этом следует отметить адекватность научного мировоззрения ценностям, разделяемым во многих российских семьях. За советский период значительная часть населения получила высшее образование в научно-технической области со свойственным ему научно-материалистическим мировоззрением. Немало семей в своей воспитательной работе отталкиваются именно от ценностей научного мировоззрения. Это в настоящее время, по-видимому, является культурно-исторической традицией людей, имеющих корни в «инженерно-техническом» сословии советского периода и положительно воспринимается общественным сознанием.
В современном социуме одна из важнейших проблем – взаимопонимание. В этом смысле задача воспитания – вырастить человека, способного понимать другие, отличные от его позиции, ситуации, действия. Для нашего времени ключевым стал вопрос о взаимопонимании людей из разных слоев общества, наций, культур. Внутри как личности, так и общества в целом, также происходит дифференциация типов сознания (научное мировоззрение, религиозное, эстетическое восприятие и др.), что предопределяет столкновение и, как следствие, необходимость обретения взаимного принятия и уважения между естественнонаучными, гуманитарными, национальными, теологическими и др. позициями. Сильнейшим катализатором этого процесса является развитие средств коммуникации, в результате которого возникают постоянные контакты людей, принадлежащих к разным социумам, нациям, культурам.
Признано, что проблемы социума, взаимоотношений человека и природы, в современном мире могут позитивно решаться только через диалог. И научное мировоззрение может стать прочным фундаментом для развития такого диалога, основой культурологического подхода к диалогу культур.
В идеях В.И. Вернадского заключен великий культурологический потенциал. Академик Н.Н. Моисеев писал об этом так: «…мир неживой материи и живого вещества и мир Человека и общества, им созданного в XIX в., еще не были взаимосвязанными… Связующим звеном оказалось учение о ноосфере, которое начало формироваться В.И. Вернадским в начале нынешнего столетия»[60].
Размышляя об общности научного мировоззрения, В.И. Вернадский писал: «В жизни нового времени, в разнообразии и вражде отдельных классов, национальностей, государств научная творческая работа является связующим и объединяющим элементом, так как основы ее не зависят от особенностей племенных или исторических»[61]. «То единство понимания, которое напрасно стремились создать в религии кровью и принуждением, в философии – логикой и школой, в науке достигается простым ее изучением, в нее углублением. И благодаря этому распространение научного знания и образования является крупнейшим фактором спайки всего человечества в единое целое»[62].
Научный подход определяет необходимые условия для формирования взаимосвязанного человеческого общества на планете. Поскольку этот подход не зависит от национальных, религиозных, сословных и других различий, на основе него возможно строительство образования в любой стране. Применение исследовательского подхода дает возможность формирования в сознании всех жителей планеты единого пласта научной культуры. Тот факт, что современные технологии являются наукоемкими, задает для всех стран, интегрированных в научное сообщество, необходимость научного профессионального образования своих граждан. Это определяет экономический механизм развития научной культуры. Наконец, развитие науки привело к принципиальному изменению средств коммуникации, развитию компьютерных сетей, что, с одной стороны, сблизило всех жителей планеты, а с другой стороны, стало средством дальнейшего развития и распространения научного знания.
Главным же является овладение учащимися методом научного познания, по словам С.И. Гессена «Задача обучения заключается в том, … чтобы сделать ум человека культурнее, облагородить его прививкой ему метода научного знания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению»[63].
Такие формы, свойственные исследовательской деятельности, как экспедиция, эффективно способствуют предметному знакомству ребят из столицы, провинциального центра и деревни. Форма экспедиции позволяет организовать встречу таких ребят, а технология исследовательской деятельности – наладить взаимно интересное общение, коммуникацию на содержательном, предметном уровне.
Таким образом, при реализации исследовательской деятельности учащихся развиваются следующие личностные качества учащихся, являющиеся предметом воспитания:
· осознание принадлежности к своей нации, стране, культуре, малой родине, местному сообществу, социальному слою, сословию, их традициям, готовность быть их хранителем и выразителем;
· способность принимать и понимать другие позиции, культурные нормы, готовность к равноправному свободному диалогу с представителями других этносов и носителями иных исторических традиций;
· формирование представлений о собственном месте в социуме, историческом процессе, природе, выработка таких качеств, как ответственность, чувство долга (перед собой, другими людьми, природой);
· развитие эмоционально-чувственной сферы, способности видеть и ценить прекрасное;
· развитие воли, способности к последовательным и целенаправленным действиям для достижения поставленной цели, в соответствии с нравственными и этическими нормами.
В конечном счете, развитие этих качеств создает «внутренний стержень» человека, позволяет ему ориентироваться в обстоятельствах, вырабатывать собственную позицию, строить свою жизнь на основе единства мыслей, чувств и поступков. Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, позволяющая комплексно решать задачи воспитания.
3.6. Средства обеспечения и развития образовательной среды.
Система служб обеспечения является важнейшей составляющей образовательной среды, которая позволяет задавать характер и направленность образовательной среды, помогает «сцементировать» работу групп разных направленностей в рамках единого концептуального подхода.