На практике проект профессионального развития нередко (а скорее, часто) подменяется «отпиской», положенной в папку экспериментальной работы школы, которая проводится в русле очередной глобальной программы развития образования. Учителю при этом важно одно — адекватно оперировать в ней терминологией, измененной в соответствии с программой. Так воспроизводится и консервируется психология «двойной морали». Педагог понимает, что для успешной работы ему нужны две не связанные друг с другом вещи: выстроить учебную работу с конкретными детьми в тех формах, которые он интуитивно рассматривает как эффективные, да еще создать несколько текстов «для начальства». Эти тексты необходимы, хотя и составляют тяжелую повинность педагогического труда, поскольку никак не связаны с реальным образовательным процессом. В итоге реальное профессиональное развитие педагога идет на интуитивном, эмпирическом уровне; одновременно повышается нормативно-бюрократическая квалификация учителя, ученикам абсолютно не нужная.
Во-вторых, педагог составляет перечень недостающих ресурсов, необходимых ему для реализации проекта собственного профессионального развития. Это та информация, знания, методики, приемы работы с детьми, которыми он не владеет и для приобретения которых вынужден обращаться «вовне». На предыдущем этапе произошло ключевое событие: педагог сформулировал для себя цель, достижение которой определил как условие собственного развития. А теперь, на данном, втором, этапе проводит сложную аналитическую работу: выявляет недостающие ресурсы и определяет, куда можно обратиться за ними — в другие школы, в методический центр, в НИИ, вузы и т. д. Наличие там этих ресурсов определяет успешность развития сетевых взаимодействий.
В-третьих, педагог разрабатывает конкретный запрос: что именно он хочет узнать, какую информацию получить, чему научиться и т. д. Это имеет решающее значение при встрече со специалистом из другой области (скажем, из науки). Напомним, что каждая профессиональная область имеет свой профессиональный язык, мало понятный представителю другой профессии. Поэтому точная и понятная формулировка запроса часто является непременным условием для эффективности взаимодействия.
В-четвертых, педагог готовит презентацию собственного ресурса, отсутствующего у возможного партнера. Это очень важный фактор, заинтересовывающий партнера в предоставлении запрашиваемых ресурсов. Идея сетевого взаимодействия и состоит в кооперации ресурсов, за счет чего обе стороны более эффективно двигаются к достижению своих целей. Без взаимной выгоды сетевое взаимодействие не возникает. Предметом интереса могут быть самые разнообразные ресурсы: доступ к библиотеке, содержательность общения, обучение собственных детей и т. д.
В-пятых, педагог создает возможности (в разных формах) для содержательного общения и обсуждения перспектив. Обратимся к примерам. Представим себе встречу одноклассников через 15 (20, 30) лет после выпуска из школы. Предположим, один из этих выпускников – педагог, который поставил себе цель выполнить со своими учениками качественную исследовательскую работу. Естественно, что встреча бывших одноклассников может ограничиться милым общением и воспоминаниями о прежней школьной жизни. Но реален и другой сценарий: среди одноклассников один оказывается кандидатом наук, заведующим лабораторией в НИИ, или заведующим юридическим отделом преуспевающей компании, или главным технологом нефтедобывающего предприятия. В разговоре с ним наш педагог конкретно и точно рассказывает, фактически формулирует, чего ему не хватает для проведения исследовательской работы. С этого момента их общение становится предметным и направленным в будущее. Педагог выясняет, что у одноклассника есть ребенок школьного возраста, и предлагает перевести его в свою школу, где гораздо интереснее. Приглашает также принять будущим летом участие в семейной исследовательской экспедиции. В ответ одноклассник соглашается предоставить ученикам этого учителя возможность работать на профессиональном оборудовании и консультировать их. Так сетевое взаимодействие возникает в процессе общения конкретных людей, руководствующихся, естественно, своими конкретными интересами и ценностными установками.
Сетевое взаимодействие не терпит единых «административных» алгоритмов. Определение взаимной выгоды, предъявление имеющихся и недостающих ресурсов происходит каждый раз индивидуально, но главное – чтобы это явление имело место.
Таким образом, условия для развития сетевого взаимодействия в образовательной системе возникают там и тогда, где и когда реализуется:
1) субъектная позиция участника образовательного процесса – учителя, администратора, выражающаяся в разработке проекта;
2) объективно оцениваются ресурсы для осуществления проекта и выделяются те, которые нужно привлечь;
3) на недостающие ресурсы разрабатываются технические требования, понятные потенциальным партнерам, которые располагают этими ресурсами, но представляют другие профессии;
4) разрабатываются презентации собственных ресурсов для возможного использования их потенциальными партнерами;
5) разрабатывается система возможных встреч и содержательного общения с представителями разных профессий как с потенциальными партнерами.
Эффективность сетевого взаимодействия на уровне учителя зависит от того, насколько качественной будет рефлексия каждого из пяти его шагов в этом взаимодействии. На управленческом уровне эффективность определяется комфортностью условий для реализации всей последовательности шагов.
Дополнительное образование детей в России является уникальной образовательной практикой, направленной на индивидуальное развитие каждого учащегося, в свое время обеспечившей высокий уровень образования, способствовавший повышения культурного уровня общества, формирование единых социокультурных стереотипов у населения на пространстве СССР;
Дополнительное образование выполняет важнейшую социальную миссию – поддержание культурного многообразия, организации содержательного досуга, социального лифтинга, выявления и развития одаренности школьников. Оно способствует становлению важнейшей антропологической характеристики человека – его субъектности – как хозяина и распорядителя собственной жизни, задавая и открывая перед каждым молодым человеком внутренний смысл его будущей профессиональной и социальной деятельности
Реализация субъектно-деятельностного подхода в дополнительном образовании позволяет рельефно выявить его социальную и историческую миссию как особого вида образования, направленного на выявление и развитие индивидуальных и личностных задатков и способностей детей и их эффективную реализацию в социуме и профессиональной деятельности. Таким образом дополнительное образование напрямую способствует самореализации каждого человека; повышению стабильности общества и эффективному взаимодействию разных его составляющих; подготовке инициативных, мотивированных кадров, способных осуществить опережающую модернизацию экономики.
Проектно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество (объединяемое собирательным термином «научно-практическое образование) является одной из наиболее эффективных технологий в сфере дополнительного образования, широко применяется не только в учреждениях дополнительного образования, но и в лицеях и гимназиях, общеобразовательных учреждениях в целом.
Нормативная база и программные установки дополнительного образования на основе субъектно-деятельностного подхода позволяет адекватно выстроить цепочку: миссия – цели – задачи – среда – технологии – результат; определив логику и структуру образовательной работы в этой сфере.
[1] Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании школьников: Сб. статей, выступлений и писем / Сост. О.И. Грекова и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987. – с. 250-251.
[2] К.Д.Ушинский. Воспитание человека. М., 2000, с. 33.
[3] Ручное ткачество // Культура быта. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Министерство просвещения СССР. М., 1986.
[4] Закон «Об образовании», ст. 9.
[5] Там же, ст. 12.
[6] Там же, ст. 26.
[7] Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», 2010, ст. 20 п. 12.