Уже в начале 50‑х гг. IBM и RemingtonRandосознали важность транзисторов для технологии разработки своей будущей продукции, а к 60‑м годам компьютерная индустрия США уже почти сформировалась. В 1959 году появились первые компьютеры IBM на транзисторах, а компьютерные фирмы«уже обладали достаточными финансовыми ресурсами для собственных научно исследовательских и опытно конструкторских работ. Об этом говорит и создание в 1961 г. в IBM собственного крупного исследовательского центра им. Т. Уотсона. Государственные агентства переключились на поддержу долгосрочныхфундаментальных исследований в области компьютерной техники» [5].«Правительство не пыталось напрямую инвестировать средства в фирмы, разрабатывавшие компьютеры. Вместо этого, поддержка шла в форме покупки готовых компьютеров у корпораций. Правительство, действовало как «информированный первый пользователь», устанавливало цели и размещало заказы для их достижения. Более того, это делалось не через единый скоординированный план, а путем предоставления денег различным правительственным организациям, каждая из которых самостоятельно проводила торги по своим контрактам. Первыми разместили заказы лаборатории комиссии по атомной энергии, крупные производители военных самолетов, работавшие по правительственным контрактам и другие организации. В сущности, правительство создало рынок для мощных компьютеров, создав информированных пользователей, каждый из которых оказывал влияние на создание компьютеров соответствующих их нуждам» [5].
Важным направлением политики было «создание компьютерных центров в американских университетах. Ученые, не задействованные в военных программах, практически не имели доступа к вычислительным ресурсам. Компьютерные центры должны были решить эту проблему, тем самым дав толчок к прогрессу во многих отраслях науки» [5].
Тем временем, после Второй Мировой войны Стэнфордский университет (штат Калифорния) испытывал финансовые трудности в связи с тем, что количество его студентов резко возросло. По завещанию, оставленному основателем университета Леландом Стэнфордом, университет имел довольно значимый кусок земли, который не имел права продавать. Для того, чтобы решить финансовые проблемы, профессором Фредериком Терманом было принято решение сдавать землю в долгосрочную аренду для того, чтобы использовать ее в качестве офисных парков. Таким образом были решены финансовые проблемы университета и проблемы, связанные с трудоустройством выпускников. Компании, которые теперь желали здесь разместиться, тоже получали выгоду: была решена их проблема поиска высококвалифицированных кадров. В 1953 году на этой территории уже разместилась первая компания — первая компания Стэнфордского индустриального парка.
В 1956 году в местечке MountainView, неподалеку от Стэнфордского университета, при поддержке своих университетских друзей, один из изобретателей транзистора, выходец из BellLabs, Уильям Шокли основал компанию «ShockleySemiconductorLaboratory». Он создал новую команду молодых специалистов, недавно окончивших американские институты. Шокли был гениальным физиком, но при этом не всегда был уравновешен и обладал странным стилем управления, что не могло не сказываться на атмосфере внутри компании. В какой-то момент он пришел к выводу, что перспективные исследования кремниевых полупроводников стоит прекратить. Тогда, в сентябре 1957 года, несогласные с Шокли сотрудники фирмы решили уволиться и основать собственную фирму — «FairchildSemiconductorInternational». Вскоре компания «ShockleySemiconductorLaboratory» закрылась в связи с уходом лучших кадров, а основатели Fairchildстали известны, как вероломная восьмерка. Уже в 1959 году они добились успеха — была создана первая в мире кремниевая интегральная схема. Таким образом, в 1960‑х годах, FairchildSemiconductor стала одним из ведущих производителей операционных усилителей, и самой значимой компанией Силиконовой долины тех лет. Однако вскоре возникли конфликты в управлении компании, и члены «восьмёрки» и другие опытные сотрудники один за другим начали увольняться. Полупроводниковая отрасль развивалась столь быстро, а рентабельность была столь высокая, что все это приводило к созданию новых компаний. Значимым событием стало то, что в 1968, Роберт Нойс и ГордонМур уволились и основали Intel, а в 1969 г. «другим функционером Fairchild — Дж. Сандерсом был основан будущий конкурент Intel, компания AMD (AdvancedMicroDevices)» [4]. Расцвет FairchildSemiconductor закончился в 60‑х, когда из нее ушли ключевые фигуры, однако она успешно и независимо существуети в настоящее время, основной продукцией его являются интегральные схемы управления питанием, а штаб-квартира перенесена из Силиконовой долины в штат Мэн.
Напомним, что параллельно с Силиконовой долиной успешно развивался и другой гигант – IBM. В 1969 г его руководство приняло «ключевое решение — поставлять и продавать программное обеспечение отдельно от аппаратного (компьютеров)» [5]. «Решение IBM об отдельной поставке программного обеспечения привело к рождению целой отрасли. В 70‑е годы возникли компании, которые являются ключевыми игроками индустрии и по сей день: Oracle, ComputerAssociates и др.Однако наибольшее развитие индустрия программного обеспечения получила в эпоху персональных компьютеров» [5].IBMввело много изменений в компьютерной индустрии, но через несколько лет оно превратилось «из лидера индустрии просто в одну из крупнейших фирм». Предпосылкой к этому явилась «потеря контроля над платформой персонального компьютера, перешедшего к Microsoft и Intel в середине 80‑х» [5].
«Быстрое развитие полупроводниковой технологии сделало возможным разработку в 1971 г. фирмой Intel первого микропроцессора, впоследствии на его базе был создан персональный компьютер (ПК). По возможности влияния на развитие индустриально развитого общества феномен персонального компьютера сравнивают с началом эры всеобщей грамотности, которая стала возможной после изобретения книгопечатания. Благодаря ПК информационные технологии стали доступными для конечных пользователей, произошла так называемая «демократизация вычислений». Таким образом, государство, поддерживая полупроводниковую промышленность, заложило основы для создания индустрии ПК» [5].
«Главным условием, необходимым для создания персонального компьютера, являлось создание доступного по цене микропроцессора, памяти и другой периферии. В результате жесткойконкуренции в полупроводниковой индустрии произошло быстрое снижение цен на компоненты, необходимые для создания ПК. Основными вехами развития индустрии стали создание транзистора (1948), интегральных схем (1958) и микропроцессора (1971)» [5]. Стоит ещё раз отметить, что все эти составляющие «чуда будущего» были созданы в компаниях и лабораториях Силиконовой долины. К концу данного периода характерно изменение американской государственной политики с поощряющей на ограничивающуюи замедление темпов инноваций. Антитрестовский процесс, ограничивающий силу IBM, дал стимул к развитию новых отраслей индустрии программного обеспечения и миникомпьютерной индустрии.
«По мере того как Intel выпускала все более мощные микропроцессоры, компьютерные энтузиасты стали задумываться о создании персонального компьютера на их основе. Ни одна из крупных компьютерных корпораций того времени всерьез не рассматривала возможность создания ПК» [2].В связи с изобретением 1971 года бум ПК стал возможен, однако никто ещё не понимал новых возможностей, которые открываются перед разработчиками. Почетный председатель совета директоров Intel Г. Мур говорит об этом так: «В середине семидесятых годов кто-то пришел ко мне с идеей, которая впоследствии привела бы к созданию персонального компьютера. Он предложил снабдить процессор клавиатурой и монитором и продавать это простым людям. Я спросил: «А в чем смысл?» Единственным ответом было то, что домохозяйки могли бы заносить в компьютер свои кулинарные рецепты. Лично я не увидел в этом особого смысла, так что больше мы к этому не возвращались»» [4].
В середине 70‑х в Калифорнии появляются новички Стив Джобс и Стив Возняк, которые доказывают то, вот что пока не верит Intel.Они успешно собирают персональный компьютер на базе процессора «MOSTechnology 6502», и, выручив за продажу нескольких таких компьютеров деньги, 1 апреля 1976 года официально регистрируют фирму Apple, фирму, так хорошо известную нам сейчас. В итоге, исключая Apple, главное занятие Силиконовой долины в конце 70‑х, начале 80‑х — это производство компьютерных чипов.
Примерно в этот момент можно провести условную границу истории Силиконовой долины. Как пишет Льюис, «героями первой [части]были инженеры, которые создавали новые машины — все быстрее, все совершеннее и дешевле. Они научились делать их настолько быстро и дешево, что сами стали, с коммерческой точки зрения, никому не нужны. Все их изобретения рано или поздно превращались в массовый товар. Другие люди — обычно иностранцы — в конце концов умудрялись придумать, как делать все тоже самое еще дешевле» [2]. У Кремниевой долины было «недолгое, но любопытное коммерческое прошлое» [2]. Оно выглядело примерно так: «море солнца, изобилие грантов правительства США на проведение исследовательских работ, готовность Стэнфордского Университета позволить профессорам создавать компании для реализации собственных идей, бунтарский пыл, нацеленный на вооружение масс достижениями новейших технологий» [2]. Всё это сделало Долину идеальным местом для инженеров и изобретателей. Здесь важно «отсутствие характерного для Старого Света снобизма, которого все еще полно на восточном побережьено почти не бывает к западу от Миссисипи...» [2]. Инженеры были героями, которые позволили прогрессу шагнуть вперёд, они были героями, а«на востоке инженеров считали своего рода высококвалифицированными рабочими» [2].
Чем же еще привлекала Долина? Она,«по крайней мере отчасти, представляла собой попытку восстановить прежнее общественное устройство. Здесь на инженерах не лежало клеймо высококвалифицированных рабочих. Инженер - это была уважаемая, может быть самая уважаемая профессия, возможно, потому, что богатства края создали горные инженеры, а финансисты, банкиры появились уже после этого. Как бы то ни было,в середине 1950‑х годов люди с техническим складом ума отлично поняли, что здесь у них возможности намного шире, чем на востоке страны» [2]. Таким образом, «кремний был первой частью истории долины, и эта часть уже была завершена» [2].