Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 10 из 41)

3. Ветхий Завет и его значение в истории мировой культуры. Методические указания

Целью занятия является выяснение общих закономерностей рождения и развития первых цивилизаций Древнего Востока, а также определение их вклада в мировую культуру.

При рассмотрении первого вопроса следует прежде всего уяснить со­держание понятия "цивилизация", а также его соотношение с понятием "культура". Затем обратитесь к фрагменту из книги известного английского историка А. Тойнби "Постижение истории" и познакомьтесь с его точкой зрения на процесс возникновения первых цивилизаций.

Обратите внимание на роль ирригационного земледелия в становлении цивилизаций в Междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Покажите те со­циальные и политические последствия, которые породил существенный рост прибавочного продукта (концентрация населения, появление поселений го­родского типа, создание специальных органов власти и управления, социаль­ное расс.юение и др.).

38


В процессе рассмотрения вопроса о социальной структуре древневос­точных обществ обратите внимание на офаниченный и патриархальный ха­рактер рабства.

Рассмотрите вопрос о причинах возникновения и формах развития письменности.

Дайте определения сущности и основных функций древнего государ­ства. Обратите внимание на особый характер власти фараона как бога-царя в Древнем Египте. Сравните статус фараона и статус жреца-правителя шу­мерских городов-государств.

При изучении второго вопроса главное внимание следует уделить ре­лигии и искусству как двум важнейшим формам общественного сознания. При рассмотрении религиозных представлений древних египтян, шумеров и вавилонян обратите внимание на политеистический характер их религий, а также на формирование зооморфных и антропоморфных богов. Используйте материалы соответствующих статей словаря (Ану, Энки, Энлиль, Амон-Ра, Осирис и др.).

Используя материалы словаря и разд. "Дополнительные материалы", дайте характеристику основных видов художественной культуры древневос­точных цивилизаций, наиболее ярких памятников архитектуры, скульптуры, живописи и литературы.

Охарактеризуйте достижения народов Древнего Востока в области ма­тематики, геометрии, астрономии, медицины.

При изучении третьего вопроса познакомьтесь с историей создания и основными сюжетами Ветхого Завета, первой части Библии. Попытайтесь найти корни библейских мифов в мифах Шумера, Вавилона и Египта. При­ведите примеры, которые показывают отражение библейских тем в мировой художественной культуре.

Словарь терминов

Абу-Симбел, местность на западном берегу Нила (Египет). 2 скальных древнеегипетских храма 1-й половины XIII в. до н. э. Статуи, рельефы. На фасаде главного храма 4 сидящих колосса, изображающих Рамсеса II (при строительстве Асуанской плотины в 1967 г. перенесены на скалу у старого русла реки).

Аккад, древнее государство, существовавшее с XXIV по XXII вв. до н. э. в Месопотамии. Основатель Аккада - Саргон Аккадский (Древний), правивший 55 лет и объединивший почти всю Месопотамию под своей вла­стью (царство Шумера и Аккада). Создание единой системы орошения спо­собствовало большим успехам в земледелии в южной и средней Месопота­мии.

Ану, одно из трех верховных божеств в Шумере (вместе с Энки и Эн-лилем).

39


Амарна (Тель-эль-Амарна), населенный пункт в Египте, на месте сто­лицы Древнего Египта Ахет-Атона при фараоне Эхнатоне (XIV в. до н. э.). Дворцы, храмы, жилые дома, амбары, мастерские, архив документов.

Амон (егип. - сокрытый), в Древнем Египте бог солнца, царь богов и покровитель власти фараонов. Первоначально местное божество г. Хмун (греч. Гермополис). При фараонах Среднего царства культ Амона отождест­вляют с гелиопольским богом солнца Ра, однако имя Амона-Ра встречается уже в Текстах пирамид (Древнее царство). Именно как Амон-Ра он становит­ся общеегипетским божеством, вместе со своей супругой богиней неба Мут и сыном богом луны Хонсу представляя фиванскую триаду богов. Изображал­ся в виде человека с двумя высокими перьями и солнечным диском на голове или в виде барана (или человека с бараньей головой). Священные животные Амона баран и гусь. После победы над гиксосами (правили в Египте около 1630-1540 гг. до н. э.) и объединения Египта под властью правителей Фив (XVIII Фиванская династия) укрепляются и позиции жрецов Амона, растут богатства храмов этого бога - покровителя фараонов победившей династии. В правление фараона XVIII династии Эхнатона, установившего почитание единственного божества солнечного диска Атона, поклонение Амону было повсеместно запрещено, его культ, как и культы других божеств, лишался покровительства земного бога - фараона. Изменения, однако, коснулись лишь столичных городов Египта; после смерти фараона-еретика Амону было возвращено положение верховного всеегипетского божества. В эпоху Нового царства сложились представления' об Амоне как о боге, составляющем наря­ду с Птахом и Ра божественную триаду и одновременно являющемся единым богом, воплощая в себе всех других богов, в том числе самих Птаха и Ра. Амон - творец всего сущего, владыка мира, в нем невидимо существуют все боги, люди и предметы, правящий фараон - сын Амона от брака с царицей-матерью. К началу н. э. культ Амона был постепенно вытеснен культами Исиды и Осириса.

Бехистунская надпись. Знание клинописи, которой в течение 3 тыс. лет пользовались аккадцы, вавилоняне и ассирийцы, было утрачено. В 1835 г. офицер британской армии Г. Роулинсон нашел надписи на стене отвесной скалы в Бехистуне (Иран). Эти надписи состояли из одинаковых текстов на древнеперсидском, вавилонском и эламском, вырезанных клинописными знаками. Переведя персидскую надпись, Роулинсон смог прочесть свыше 200 знаков вавилонекой надписи, расшифровав клинопись.

Библия, собрание книг, которые были составлены в разных местах и в разное время с XIII в. до н. э. по II в. н. э. и считаются священными в хри­стианстве и иудаизме. Библия состоит из Ветхого Завета (39 книг) и Нового , Завета (27 книг). В состав Библии входят произведения различных жанров -от сборников мифологических сказаний и древних законов до любовных и бытовых повестей.


Вавилон, древний город, а с XIX по VI в. до н. э. - столица Вавилон­ского государства на юге Месопотамии.

Вавилонская башня, зиккурат в древнем Вавилоне, храм бога Мар-дука.

Висячие сады Семирамиды, сады во дворце вавилонского царя Наву­ходоносора II (605-562 гг. до н. э.), которые он приказал разбить для своей любимой жены, мидийской царевны; традиционно причисляются к семи чу­десам света. Первые упоминания о чудесных садах сохранились в "Истории" Геродота, вероятно, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его описание. Уже во времена Геродота построение висячих садов приписы­валось легендарной покорительнице всей Азии ассирийской царице Шамур-мат (в греческом произношении Семирамида). Сады размещались на широ­кой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом, и свинцовых плит, не пропус­кавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покры­то толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Основание конструкции покоилось на колоннах и образующих своды перекрытиях. Именно в этих залах дворца в нижнем яру­се сада умер Александр Македонский, завоеватель Вавилона и Азии.

Ветхий Завет, собрание избранных произведений древнееврейской ре­лигиозной литературы, создававшееся с XIII по II в. до н. э. и составляющее первую часть христианской Библии.

Геб, египетский бог земли, которого называли отцом богов. Обычно изображался в виде человека (иногда с зеленой кожей) с короной Нижнего или Верхнего Египта на голове. Поссорился со своей женой-небом Нут из-за того, что она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их; бог воздуха Шу разъединил супругов: Геба он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нут поднял вверх. (В египетской мифо­логии представление "небо - земля" обратное привычному: небо - женщина, земля - мужчина.) Геб - добрый бог; на нем растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Нил). Наследником Геба был Осирис, от ко­торого трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны.

Гор (Хор), в" древнеегипетской мифологии бог солнца, покровитель власти фараона, который считался земным воплощением Гора, сын Осириса и Исиды. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола.

Государство, политическая форма организации жизни общества, воз­никающая в результате его раскола на противоположные классы. Основные признаки государства: 1) наличие особой системы органов и учреждений, об­разующих в совокупности механизм государства (в частности, аппарат при­нуждения - армия, полиция); 2) наличие права, т. е. обязательных правил по-


40

41


ведения, устанавливаемых или санкционируемых государством; 3) наличие определенной территории, пределами которой офаничена данная государст­венная власть (КС'Э. Т. 7. М., 1972).

Деспотия, форма самодержавной неограниченной власти древневос­точных владык. Классические деспотии - государства Древнего Востока: Египет, Ассирия, Персидское царство.

Джосер (собственно, Хор Нечер-эр-хет Джосер - Хор Бог во плоти Священный), египетский фараон, около 1-й половины XXVIII в. до н. э., вто­рой царь III династии. При Джосере Египет стал целостным централизован­ным государством. Воевал на Синайском полуострове, где найдены его над­писи. Перенес столицу в Мемфис, близ которого (в районе современного Саккара) построил первую в истории Египта гробницу в форме пирамиды. Ступенчатая пирамида Джосера состоит как бы из шести поставленных одна на другую и сужающихся кверху мастаб (зодчий - верховный сановник Джо-сера Имхотеп).