Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 12 из 41)

45


храмы в его честь (Карнак, Луксор, Мединет-Абу). В начале I тысячелетия до н. э. центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Район двух восстаний (205—199 гг. и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев.

Хаммурапи, шестой царь Вавилона, правивший с 1792 по 1750 г. до н. э. Подчинил своей власти все Междуречье, включив в состав своего госу­дарства территорию Шумера и Аккада. Превратил Вавилон в самый большой и богатый город мира того времени. Он вошел в историю как законодатель, создав первый крупный свод законов (282 статей), призванный обеспечить общественную стабильность и процветание и отразивший экономические, социально-политические и культурные особенности вавилонского общества.

Хеопс (Хуфу), фараон Древнего Египта, правивший в XXVIII в. до н. э. Его пирамида высотой 146 м считается одним из семи чудес света древнего мира

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, общественный): 1) сино­ним культуры; 2) уровень, ступень развития материальной и духовной куль­туры общества; 3) ступень общественного развития, следующая за варварст­вом (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Шумер, древнее государство на юге Месопотамии (с конца IV тысяче­летия до н. э. по XXIV в. до н. э.). Заселив южную Месопотамию, шумеры построили обширную сеть каналов и плотин. Уже в IV-III тысячелетии до н. э. на этой территории были крупные города - Ур, Урук, Лагаш, Нигагур. Постоянные межобщинные войны и социальные противоречия ослабляли шумерское общество, и на рубеже III-II тысячелетия до н. э. эта цивилизация была поглощена семитскими Ллеменами, предками арабов, пришедших с Аравийского полуострова.

"Энума Элиш", древнейший вавилонский эпос, содержащий мифы о создании мира, происхождении человека, его роли на земле.

Эпос о Гильгамеше, древнейший шумерский эпос, героем которого стал Гильгамеш, полулегендарный правитель города Ура (III тысячелетие до н. э.). Археологические раскопки в Уре показали, что сюжет о потопе, вхо­дящий в эпос о Гильгамеше, имеет под собой реальную основу: видимо, речь шла о поднятии воды в Персидском заливе. Этот сюжет был заимствован древними иудеями - создателями Ветхого Завета.

Энки, одно из трех верховных божеств в шумерской мифологии наря­ду с Ану и Энлилем.

Энлиль, в шумерской мифологии - одно из верховных божеств (наря­ду с Ану и Энки), бог воздуха, затем земли, плодородия, покровитель г. Нип-

Эхнатон (Аменхотеп IV), египетский фараон, правивший в 1372-1354 гг. до н. э. Реформатор древнеегипетской религии. Он отказался от тра­диционных египетских божеств и ввел поклонение единому богу солнца

46


(Атону), поменял свое имя Аменхотеп на Эхнатон - "угодный богу Атону". Перенес столицу Египта в построенный им город Ахетатон — "горизонт Ато-на". После его смерти все реформы были отменены. Памятники Эхнатону были разрушены, а его самого жрецы заклеймили как отступника от истин­ной веры.

Дополнительные материалы

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 113 - 114

(О проблемах генезиса цивилизации: теория вызовов и ответов): "По окончании ледникового периода афразийская территория стала ис­пытывать сильные климатические изменения, что привело к иссушению зе­мель. И в это время там, где прежде были примитивные общества, возникли две или более цивилизации. Исследования археологов дают возможность рассматривать процесс иссушения как вызов, ответом на который стало воз­никновение цивилизаций.

Общины охотников и собирателей афразийских саванн, не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего образа жизни, попла­тились за это полным вымиранием. Но те, которые изменили свой образ жиз­ни, превратились из охотников в пастухов, искусно ведущих свои стада по сезонному маршруту миграции, стали кочевниками Афразийской степи. Те же общины, что не переменили своего образа жизни, но, следуя за циклон­ным поясом, движущимся на север, оказались помимо своей воли перед дру­гим вызовом - вызовом северного холода - и сумели дать ответ; между тем общины, ушедшие от засухи на юг в пояс муссонов, попали под усыпляю­щее влияние тропического климата. Наконец, были общины, которые отве­тили на вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая двой­ная реакция означала динамический акт, который из исчезающих примитив­ных обществ Афразийской степи породил древнеегипетскую и шумерскую

цивилизации.

Перемена образа жизни стимулировала творческий акт превращения собирателей в земледельцев. Перемена родины была не столь значительной территориально, но огромной с точки зрения изменения самого характера ок­ружения - они оставили старые пастбища и шагнули в болота новой родины. Когда пастбища нильской долины стали Ливийской пустыней, а пастбища долин Тигра и Евфрата - пустынями Руб-аль-али и Дешти-Луг, героические первопроходцы, вдохновляемые храбростью или отчаянием, двинулись в эти гиблые места и своим динамическим актом превратили их в благодатные земли Египта и Сеннаара (библейское название Среднего Междуречья).

В прежнюю эпоху... нильские и месопотамские болота были непри­ступной и непроходимой глушью. Но, как оказалось, успех превзошел самые оптимистические надежды первопроходцев. ,Строптивость природы была по-

47


корена трудом Человека; болота были дренированы, ограждены дамбами и превращены в поля. Появились египетская и шумерская цивилизации".

История Востока. Восток в Древности. М., 1998 (фрагменты):

Фрагмент 1. Создание общин-государств (номов)

"Вероятно, уже в процессе борьбы за создание ирригационной системы происходили серьезные изменения в общественной жизни родоплеменной общины, связанные с резким изменением условий жизни, труда и организа­ции производства в специфических условиях Нильской долины. ...По всей вероятности, в это время существовала соседская земельная община. Претер­певали изменения и традиционные функции племенных вождей и жрецов -на них возлагалась ответственность за организацию сложного ирригационно­го хозяйства и управление им; таким образом, в руках вождей и их ближай­шего окружения концентрировались экономические рычаги управления. Это с неизбежностью должно было повлечь за собой начало имущественного расслоения. Экономически господствовавшая группа нуждалась в создании средств для сохранения сложившегося в ее пользу положения в обществе, и такие средства политического господства над подавляющим большинством членов общины, видимо, создавались уже в это время... Так, в условиях соз­дания ирригационных систем возникает своеобразная общность людей в рамках локального ирригационного хозяйства, которой присущи как черты соседской земельной общины, так и черты первичного государственного об­разования. По традиции мы называем такие общественные организации гре­ческим термином «ном».

Каждый самостоятельный ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр - окруженный сте­нами город, место пребывания правителя нома и его приближенных; там же находился и храм местного божества. К моменту образования единого еги­петского государства таких номов было около сорока".

Фрагмент 2 (о характерных чертах религии первых цивилизаций, пришедших на смену первобытной религии. Авторы характеризуют рели­гию ранней древности (IH-II тысячелетия до н. э.) и поздней древности (1 тысячелетие до н. э.).

"Характерными чертами религии ранней древности являются общин­ные политеистические ритуалистические религии, в которых этика не играет существенной роли. Эти религии можно также назвать «естественными»: они являются прямым продолжением верований и представлений эпохи первобытности. Для поздней древности характерны возникновение и рас-

48


пространение догматических этических религий, переходящих общинные и этнические границы («мировые» религии). Эти новые религии могут также быть названы «религиями спасения» и «религиями откровения». Первое оп­ределение связано с тем, что они ставят во главу угла философскую в сущно­сти проблему личного взаимоотношения человека с миром и божеством, спа­сение от мирового зла. Второе указывает на то, что новые религиозно-философские движения имеют определенных индивидуальных основопо­ложников, чьи высказывания (более или менее подлинные) превращаются в религиозный канон".

Силичев Д. А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. М., 1998. С. 40-41:

"В эпоху Древнего царства практически оформляется вся сложная сис­тема культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с Богом солнца Амоном-Ра во главе...

Особое место занимает также бог Осирис. Сначала он воспринимается как умерший и возрожденный к новой жизни, воплощающий само бессмер­тие. Позднее миф о нем усложняется, и он гфедстает как царь загробного ми­ра, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. С его образом связывается представление о справедливости, а заупокойный культ по своей значимости приближается к культу солнца, о чем свидетельствуют «Книги мертвых», писавшиеся в течение почти всей истории Древнего Египта".

Из гимна, посвященного Алюну-Ра:

"Вышли люди из его глаз. Стали боги из его уст; Ты один обладаешь множество рук, Ты простираешь их к любящим тебя,

Владыка мира, ты владеешь всей землей,

В твоих руках списки угодий и

Веревка для обмера полей.