Царь, да живет он,
Да здравствует, да будет
Благополучен, глава всех богов..."
49
"Книги мертвых" (Хрестоматия по истории древнего мира. М.,1991. С. 37.)
(Отрывок т текста 125-й главы, с помощью которого dyuia умершего должна была оправдаться на посмертном суде перед Осирисом):
"Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал... Я не делал зла... Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов... Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов... Я чист, я чист, я чист, я чист..."
1реском раскололась. Плоский диск, на котором лежала богиня земли, остался на поверхности первобытного океана, омывавшего его края, а крыша мира - огромное оловянное полушарие - повисла в воздухе, и только мелкие кусочки, отколовшиеся кое-где от него, упали на землю, и люди до сих пор находят в горах ценнейшие обломки небесного металла.
Так разделилась первая супружеская пара. Небесный праотец и мать-земля были навеки разлучены друг с другом. Великий ан никогда уже не спускался вниз к своей супруге. Хозяином на земле стал Энлиль. Он основал в самой середине земного диска город Ниппур и поселил там богов и богинь. Огромное пространство, которое образовалось между землей и небом, было предоставлено им. ...Освобожденная Энлилем земля вздохнула. Тут и там поднялись высокие горы, и с их склонов потекли бурные потоки. Орошенная почва произвела травы и деревья. Семья богов увеличивалась и под руководством Энлиля наводила порядок на огромных просторах Вселенной, а бог ан безмолвно взирал сверху на своих детей и внуков.
Шумерский миф о сотворении богов и мира (в пересказе Г. А. Аб-дурагимова, в сокращении):
"Вначале все мировое пространство было заполнено водами великого океана. Он не имел ни начала, ни конца. Никто его не создал, он существовал всегда, и многие тысячи тысяч лет не было ничего, кроме него.
В недрах этого великого океана таилась могучая богиня, праматерь всего сущего, Намму. Никто не знает, сколько прошло времени до того мгновения, когда возникла в чреве богини Намму гигантская гора, имевшая форму полушария. На верхушке этой горы обитал древнейший из богов, праотец ан, а внизу на плоском диске, плававшем в предвечном океане, лежала богиня Ки. Они были неразрывно соединены друг с другом. И никого не было между ними. Их матерью была богиня океана Намму, а отца у них не было. От брака Ана и Ки родился бог Энлиль. Воздушные члены его тела светились необычайным блеском, и от каждого его движения подымался бурный ветер, потрясавший вершину и основание всемирной горы. Вслед за Энлилем у первой супружеской пары появлялись все новые и новые дети. Семь старших богов и богинь, самых мудрых и самых могучих, стали править всем миром и определять судьбы Вселенной. Все сущее стало подвластно им, и они заранее предопределяли то, что должно свершиться в будущем. ...Семья богов все больше и больше разрасталась. Вслед за первым поколением появилось второе Боги и богини росли, вступали в браки, у них рождались дети, и все тяжелее им становилось в тесных объятиях небесного отца Ана и матери-земли Ки Они рвались на простор и просили помощи у своего старшего брата Энлиля, который рос не по дням, а по часам и становился все сильнее и неукротимее...
Энлиль медным ножом надрезал края небосвода. Бог неба ан со стоном оторвался от своей супруги, богини земли Ки. Великая мировая гора с
50
Молони Нора. Археология. М., 1996. С. 70-77:
"Письменность Древнего Египта. В Древнем Египте использовали три системы письма: иероглифическую, иератическую и демотическую. Иероглифическая система, изобретенная за 3000 лет до н. э., представляет собой самую раннюю форму древнеегипетской письменности. Ее элементами являются картинки, или пиктограммы, а использовалась она для религиозных текстов. Иератическое письмо - это упрощенная, скорописная форма письма иероглифического, употреблявшаяся при составлении юридических и деловых документов. Демотическое письмо, еще один вид скорописи, возникло примерно в 600 г. до н. э. Его использовали в каждодневной жизни для самых разных целей, тогда как иероглифическая и иератическая системы в то время применялись лишь для религиозных текстов. Единственная проблема с египетской письменностью - проблема, стоявшая перед учеными почти 2000 лет, - состояла в том, что до самого начала XIX столетия ни один человек не мог ее понять". (См. текст статьи "Розеттский камень".)
Эпос о Гильгамеше (Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973): Фрагмент о потопе (в изложении): история, рассказанная мудрым
Утнапишти, которому боги даровали бессмертие, Гшьгамешу, царю Урука,
который хотел узнать maiuiy бессмертия)
51
Утнапишти ему вешает, Гильгамешу:
"Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я.
Шуруппак, город, который ты знаешь,
Что лежит на бреге Евфрата, -
Этот город древен, близки к нему боги.
Богов великих потоп устроить склонило их сердце.
...Светлоокий бог Эа с ними вместе клялся,
Но [мне] он их слово поведал:
«Шуруппакиец, сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни.
Богатство презри, спасай свою душу!
На свой корабль погрузи все живое».
...Был готов корабль в час захода Солнца.
...Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял.
... Едва занялось сияние утра,
С основанья небес встала черная туча.
...Что было светлым - во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
...Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили,-
Те, что сражались подобно войску.
Успокоилось море, утих ураган - потоп прекратился.
Я открыл отдушину - свет упал на лицо мне,
Я взглянул на море - тишь настала,
И все человечество стало глиной!
...Стал высматривать берег в открытом море...
...При наступлении дня седьмого
Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись, голубь назад вернулся:
Места не нашел, прилетел обратно.
Вынес ласточку и отпустил я;
Отправившись, ласточка назад вернулась:
Места не нашла, прилетела обратно.
Вынес ворона и отпустил я;
Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся; каркает, ест и гадит.
Я вышел, на четыре стороны принес я жертву,
52
На башне горы совершил воскуренье:
Семь и семь поставил курильниц,
В их чашки наломал я мирта, тростника и кедра.
Боги почуяли запах,
Боги почуяли добрый запах,
Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву.
...Поднялся Энлиль, взошел на корабль,
Взял меня за руку, вывел наружу,
На колени поставил жену мою рядом,
К нашим лбам прикоснулся, встал между нами, благословлял нас:
«Доселе Утнапишти был человеком,
Отныне ж Утнапишти нам, богам, подобен,
Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!»"
Законы царя Хаммурапи
(Источники: 1. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М. А. Коростовцева. М., 1980 4.1. С. 152-153, 174,175; 2. Законы Вавилона, Ассириии и Хеттского царства / Пер. И. М. Дьяконова ' Вестник древней истории. 1952. № 3. С. 225-261.):
Законы Хаммурапи (1792 1750 гг. до и. э.), шестого царя первой Вавилонской династии, высечены на черном базальтовом столбе. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Клинописный текст состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях Хаммурапи характеризует себя и свое правление, указывает цель составления законов: "Чтобы сильный не угнетав слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове..."
Введение
Я - Хаммурапи, пастырь... скопивший богатство и изобилие. Сокрушитель четырех стран света... Благоразумный царь, послушный Шамашу, могучий... Защита страны... Дракон среди царей... Западня [для] врагов... Владыка, достойный жезла и короны. Усердный, совершенный... Первейший среди царей, покоривший селения [по] Евфрату. Я - заботливый, покорный великим богам... Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей...
53
Фрагменты свода законов
Далее приведены статьи, отражающие нормы хозяйственного права
§ 7. Если человек купит из руки сына человека (сын человека полноправный житель Вавилонского царства Примеч. сост.) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, [то] этот человек - вор, его должно убить.
§ 53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и [вследствие того, что] плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля [общины, то] человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
§ 54. Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых унесла вода.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без [ведома] хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра (Мина - мера веса и денежного счета - около 0.5 кг. - Примеч. сост.).
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, [то] этого строителя должно убить.
§ 235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно в том же году станет течь (?) [или] получит [другой] недостаток, [то] корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна.