Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика. М., 1979. С. 26-27: "Эллинизм. История эллинизма отчетливо делится на три периода -возникновение эллинистических государств (конец IV - начало III в до н. э.), формирование социально-экономической, и политической структуры и расцвет этих государств (III - начало II в до н. э.) и период экономического спада, нарастания социальных противоречий и подчинения власти Рима (середина II - конец I в. до н. э.). Эллинистическая культура не была единообразной, в каждой области она формировалась в результате взаимодействия местных устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками. Сочетание этих элементов, формы синтеза определялись воздействием многих обстоятельств: численным соотношением различных этнических групп (местных и пришлых), уровнем их культуры, социальной организацией, условиями экономической жизни, политической обстановкой и т. д., - специфических для данной местности.
...Нас поражает, насколько беспорядочно богатство творений эллинистической эпохи. В них видно кипение жизни, которую невозможно свести к одному процессу. Здесь мы наблюдаем индивидуализм, начавший развиваться в конце V в. до н. э., распространение лирики, тягу к созданию индивидуалистической философии, мистические потребности души, желавшей обеспечить свое «спасение». Но, как это ни парадоксально, человек, по-видимому, может развить свою индивидуальность только в коллективе. Поэты собирались в общества, традиции художественных школ играли первостепенную роль в развитии изобразительных искусств, философия и наука процветали в
67
школах с четкой организационной структурой. Даже мистики искали своего бога только в братствах. В связи с необходимостью в объединениях с помощью просвещенных правителей основывались библиотеки и учебные заведения, где накапливались знания. Два первых Птолемея ...дарят своей столице Мусей и Библиотеку. Мусей (букв, «святилище муз»), основанный Птолемеем Сотером, уже при Птолемее Филадельфе стал исследовательским центром. Ученые полностью обеспечивались щедростью монарха, они имели там все необходимое для работы - инструменты, коллекции, зоологический и ботанический сады. Библиотека, дополнение Мусея, все время росла...
...Римский дух, при всем своем формализме, юридичности и рассудке, -очень активный дух, очень живое и, безусловно, жизнерадостное, жизнеутверждающее сознание... Рим веселее Греции, открытее, жизненно реальнее, пусть он хотя бы даже менее глубок и менее сосредоточен. И образов этого жизненного и бытийственного тождества рассудочности с естественностью -множество. Мы бы отнесли сюда, например, известное римское изящество, веселое убранство и милую декоративность".
Сусленков В. Е. Семь чудес света. М., 1998 (фрагменты): "Семь чудес света, самые знаменитые памятники древнего мира: египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семирамиды, Зевса Олимпийского статуя, Мавзолей в Галикарнасе, Артемиды Эфесской храм, Фаросский маяк, Колосс Родосский. Сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых великолепных или самых поразительных памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства: Акрополь в Афинах с творением Фидия, статуей Афины Парфенос, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д. Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма.
Артемиды Эфесской храм (Артемисион), один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира; с эпохи эллинич-ма традиционно включается в список Семи чудес света. Гигантский храм богини был сооружен в VI в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса. 21 июля 356 г. до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазий-ских греков, был сожжен Геростратом совершилось кощунство, потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейно-крат, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял
68
здание на бол^е высокое ступенчатое основание. Все сооружение поражало великолепием и несвойственным для греческой архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь 110x55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших сооружение, также была грандиозной - около 18м; кровля Артемисиона была покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост. Великие греческие мастера приняли участие в украшении столь почитаемого места: Пракситель изваял рельефы для алтаря в ограде святилища, рельефы колонн исполнил Скопас, Апеллес поместил в храме свои картины; картинная галерея Артемисиона пользовалась столь же большой известностью, что и собрание картин в афинских пропилеях. В 263 г. готы разграбили святилище; следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 г. при Феодосии I Великом. Окончательно это место было заброшено через два века, после землетрясения.
Зевса олимпийского статуя, прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия; одно из Семи чудес света. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища (см. Олимпия) - храме Зевса, в священной роще Альтисе. ...Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике (см. хрисоэлефантинная скульптура): открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала около 17 м в высоту. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами. Возможно, в конце IV в. статуя Зевса была перевезена в Константинополь и установлена на столичном ипподроме, где погибла во время одного из пожаров.
Колосс Родосский, гигантская статуя Гелиоса работы скульптора Ха-реса на о. Родос; одно из Семи чудес света. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове, он был его создателем: не имея места ему посвященного, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была около 35 м. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно, около 13 и около 8 т). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже
69
во II в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур. Создание бронзового гиганта длилось около 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 г. до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. В настоящее время реконструировать в полной мере облик статуи не удается.
Фаросский маяк (Александрийский маяк), маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта; одно из Семи чудес света. Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский. При возведении маяка были применены самые замечательные и остроумные изобретения александрийских ученых. Нижний этаж трехярусной 120-метровой башни имел 4 грани, обращенные на север, восток, запад и юг, восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж - фонарь - венчал купол со статуей Посейдона высотой около 7 м. Сложная система металлических зеркал усиливала свет огня, зажигавшегося на вершине сооружения, и позволяла вести наблюдения за пространством моря; сам маяк был еще и хорошо укрепленной крепостью с большим военным гарнизоном. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях, украшавших башню маяка: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра. Удивительное сооружение простояло до XIV в., но даже в уже сильно разрушенном виде высота его составляла около 30 м. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, целиком встроенный в средневековую крепость (сейчас база египетского флота).