Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 18 из 41)

Нагорная проповедь Христа. Из Евангелия от Матфея (Библия. Православное синодальное издание. М., 1995):

"Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сыновьями Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

70


Блаженны Вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправед­ливо злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соле­ною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы...

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить...

Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодейст­вовал с нею в сердце своем.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины лю­бодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разве­денной, тот прелюбодействует.

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но испол­няй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Вы слышали; что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинаю­щих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и го­нящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на прпвел-ных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам на­града? Не то же ли делают и мытари. И если вы приветствуете только брать­ев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

... Молитесь же так:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царст­вие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам на-

71


шим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

... Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

...Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет нена­видеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не ра­деть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству - Примеч. ред.).

...Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким бу­дете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И ты смот­ришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе чувствуешь?

...Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

...И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так посту­пайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки.

... Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их..."

Контрольные задания

Задание 1. Ответьте на вопросы теста. Расцвет греческой демократии относится: а) к V-IV вв. до н. э.; б) к I в. н. э.; в) к VIII в. до н. э.; г) III в. до н. э.

Задание 2. Ответьте на вопросы теста. Греческий театр возник: а) в VI в. до н. э.; б) в X в. до н. э.; в) в II в. до н. э.

Греческий алфавит был изобретен: а) в VIII в. до н. э.; б) в IV в. до н. э.; в) в I в. до н. э.

Олимпийские игры в Греции начали проводиться:.а) в VIII в. до н. э.; б) в III в. до н. э.; в) в I в. н. э.

Задание 3. Расскажите о реформах Солона и развитии афинской демо­кратии при Перикле.

Задание 4. Ответьте на вопрос теста.

Изречение "Я знаю только то, что ничего не знаю" принадлежит: а) Со­крату; б) Христу; в) Будде; г) Конфуцию.

Задание 5. Назовите наиболее крупных скульпторов Греции классиче­ского периода.

Задание 6. Скажите, кто был автором статуи Зевса Олимпийского? Ва­рианты ответа: а) Фидий; б) Мирон; в) Поликлет; г) Пракситель.

Задание 7. Скажите, кто был автором статуи "Дискобол"? Варианты от­вета: а) Филий; б) Мирон; в) Поликлет; г) Пракситель.

72


Задание 8. Назовите авторов самых известных греческих трагедий классического периода.

Задание 9. Опишите памятники архитектуры и скульптуры, располо­женные на Акрополе.

Задание 10. Опишите характерные черты греческого храма.

Задание 11. Где находились и что из себя представляют так называе­мые семь чудес света?

Задание 12. Ответьте на вопрос теста.

Самый известный архитектурный памятник Древнего Рима: а) Парфе­нон; б) Пантеон; в) Храм Артемиды; г) Мавзолей.

Принципат в Риме возник: а) при Августе; б) Нероне; в) Цезаре.

Падение Рима относится к эпохе: а) V в. н. э.; б) III в. н. э.; в) VI в. н. э.

Задание 13. Расскажите об основных этапах развития римского госу­дарства.

Задание 14. Опишите функции консула, народного трибуна, сената в республиканском Риме.

Задание 15. Проведите сравнительный анализ основных этических принципов кодекса Моисея из Ветхого Завета и Нагорной проповеди Христа (Евангелие) на основание приведенных ранее текстов.

Задание 16. Ответьте на вопросы теста.

Современником Иисуса Христа мог быть: а) Цицерон; б) Гомер; в) Овидий; г) Юлий Цезарь.

Во времена какого правителя, согласно Библии, жил Иисус Христос: а) Нерон; б) Тиберий; в) Константин Великий; г) Александр Македонский.

Задание 17. Ответьте на вопросы теста.

Притча о блудном сыне рассказывается: а) в Ветхом Завете; б) в Новом Завете; в) Овидием.

Изречение "Не судите, да не судимы будете..." содержится: а) в Еванге­лии; б) в Ветхом Завете; в) в Законах Хаммурапи.

Изречение "Блаженны нищие духом..." содержится: а) в Новом Завете; б) в Ветхом Завете

Список литературы

Аристофан. Комедии. Т. 1, 2. М.: Искусство, 1983.

Аристотель. Афинская политика. М., 1996.

Аристотель. Этика. / Пер. Э. Радлова. СПб., 1908.

Виппер Р. Ю. Лекции по истории Греции // Избр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1995.

Виппер Р. Ю. Очерки истории Римской империи. Рим и раннее христи­анство // Избр. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1995.

73


Геродот. История в десяти книгах / Пер. Г. А. Стратановского. Л.: Наука, 1972.

Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма / Пер. В. В. Вересаева. М: Недра, 1927.

Гомер. Илиада / Пер. В. В. Вересаева. М.- Л.: Наука, 1949.

Гомер. Одиссея / Пер. В. В. Вересаева. М., Наука, 1953.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции.М., 1992.

Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995.

Демосфен. Речи /Пер. С. И. Радцига. М.: Изд-во АН СССР, 1954.

Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988.

Дрейзин И. Г. История эллинизма. М., 1999.

Еврипид. Трагедии / Пер. И. Ф. Анненского, С. Е. Алта. М., 1980. Т. 1,2.

Емельянов Ю. В. Рождение и гибель цивилизаций М., 1999.

Ковалев С. И. История Рима.М., 1986.

Ксенофонт. Греческая история / Пер. С. Я. Лурье. Л.: Соцэкгиз, 1935.

Культура Древнего Рима. Т. 1-2. М., 1985.

Куманевский К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

Маринович Л. П. Древнегреческая цивилизация. М., 1989.

Мень А. Сын человеческий. М., 1991.

Платон. Избранные диалоги / Под ред. А. Егунова. М., 1965.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. М.: Наука, 1961-1964.

Силичев Д. А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. М., 1998.

Софокл. Трагедии / Пер. С. В. Шервинского. М., 1954.

Трухина Н. Н. История Древней Греции. М., 1993.

Трухина Н. Н. История Древнего Рима. М., 1994.

Эсхил. Трагедии / Пер. С. Е. Апта. М.: Искусство, 1978.

74


КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ Занятие 1. Культура феодального общества

Вопросы для изучения \. Социально-экономическое и политическое развитие средневековой

Европы.

2. Духовная культура западноевропейского средневековья.

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса важно уяснить, что в рамках сред­невековья складывается новая социально-экономическая формация - фео­дальная. Используя материал словаря, ознакомьтесь с такими понятиями, как "феод", "феодализм", "феодальная рента", "внеэкономическое принуждение", "сословие", "рыцарство", "феодал", "сословно-представительная монархия". Это позволит понять сущностные черты феодализма.