Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 19 из 41)

Познакомьтесь при помощи таких статей, как "Варвары", "Германцы", а также фрагментов из "Истории франков" Григория Турского и книги Ле Гоффа с тем, как проходил процесс создания варварских государств и принятия христианства варварскими королями (см. разд. "Дополнительные

материалы").

Используя материал словаря, проследите, какие изменения произошли в социально-экономической и политической сферах жизни в период зрелого феодализма. Обратите внимание на процессы формирования сословно-представительной монархии и ее перерастания в абсолютную монархию. От­метьте роль крестьянских восстаний (Жакерия во Франции, Уота Тайлера в Англии) в ликвидации крепостного права и личных повинностей крестьян, в приближении феодальной ренты к арендной плате за пользование землей. Обоснуйте вывод о том, что к концу XV в. в рамках феодальной системы за­рождаются отношения нового, буржуазного типа.

Раскрывая второй вопрос, обратите внимание на то, что в период ран­него средневековья происходит практически полный отказ от нравственных и эстетических идеалов античного общества. В то же время, и в этот период были попытки обратиться к тем или иным аспектам культурного наследия античности, что нашло отражение в таких явлениях, как "остготское возрож­дение", "вестготское возрождение", "каролингское возрождение". Найдите в словаре материалы по этому вопросу.

Стержневой основой культуры средневековья стала христианская цер­ковь. Церковь оказалась единственным учреждением Римской империи, ко­торое избежало разрушения варварами. Поэтому именно церковь стала свя-

75


зующим звеном двух эпох. Найдите все относящиеся к этому вопросу мате­риалы в словаре и в других разделах и составьте как можно более полное представление о роли церкви в средневековом обществе.

В эпоху средневековья была создана богатейшая культурная традиция, охватывавшая литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, книжное дело, философию. Найдите соответствующие материалы в разделах пособия, обра­тив особое внимание на два ведущих художественных стиля эпохи: роман­ский и готический.

Проверьте глубину полученных знаний, выполнив контрольные зада­ния.

Словарь терминов

Абсолютизм (абсолютная монархия), форма феодального государст­ва, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, соз­даются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и поли­ция; деятельность органов сословного представительства, как правило, пре­кращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы в XVII-XVIII вв.

Авиньонское пленение пап, вынужденное (под давлением француз­ских королей) пребывание римских пап в Авиньоне в 1309-1377 гг.

Арианство, течение в христианстве в IV-VI вв. Его зачинатель - свя­щенник Арий (ум. в 336 г ) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви - о единосущности Бога Отца и Бога Сына (Христа); по учению Ария, Христос как творение Бога Отца - существо, ниже его стоящее Арианство осуждено как ересь церков­ными соборами 325 и 381 гг.

Базилика (греч. basilike - царский дом), прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Древнем Риме базилика -~ судебное и торговое здание; позже один из главных типов христианского храма.

Баллада (фр. ballade), в провансальской поэзии - песня с рефреном, сопровождаемая танцем; во французской и итальянской поэзии стихотвор­ная форма из четырех строф с определенной системой рифмовки; в результа­те дальнейшего развития жанра (особенно в народном творчестве) - остро­сюжетный стихотворный рассказ, часто легендарного, героического или ис­торического содержания. Первоначально (средние века) в странах романского языка - танцевальная песня народного происхождения или в народном духе, культивировавшаяся трубадурами; позднее у западноевропейских народов -

76


песня повествовательного сюжетного склада (напр., шотландские героико-патриотические баллады).

Ваганты (лат. vagantes, vagus - странствующий, бродячий), в средние века в Западной Европе - бродячие актеры (беглые монахи, недоучившиеся студенты), исполнители песен, участники остросатирических представлений.

Варвары (греч. barbaroi), древние греки и римляне так называли всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). Перен. - грубые, некультурные люди.

Вассалитет (позднелат. vassallus, vassus - слуга), в средние века в За­падной Европе система отношений личной зависимости одних феодалов -вассалов от других - сеньоров. Вассал обычно получал от сеньора феод и был обязан нести за это определенные повинности (прежде всего военную служ­бу). Крупные феодалы, становясь вассалами верхнего сеньора (сюзерена), в свою очередь имели вассалов.

Великая Хартия вольностей, грамота, подписанная в 1215 г. англий­ским королем Иоанном Безземельным. Ограничивала (в основном в интере­сах аристократии) права короля, предоставляла некоторые привилегии ры­царству, верхушке свободного крестьянства, городам. Входит в число дейст­вующих актов конституции Великобритании.

Витраж (фр. vitrage, от лат. vitrum - стекло), орнаментальная или сю­жетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельных панно) из стекла или драгоценного материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (например, в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.

Внеэкономическое принуждение, форма принуждения к труду, осно­ванная на отношениях непосредственного господства и подчинения, личной зависимости работников от эксплуататоров. Характерно для рабовладельче­ского строя и феодализма.

Германцы, древние племена индоевропейской языковой группы, оби­тавшие в I в. до н. э. между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем и Вислой и в Южной Скандинавии. Главное занятие - земледелие и ското­водство. Жили родовым строем, который в первые века н. э. находился в ста­дии разложения. В IV-VI вв. сыграли главную роль в так называемом Вели­ком переселении народов, захватили большую часть Западной Римской им­перии, образовав ряд раннефеодальных королевств - вестготов, вандалов, остготов, бургундов, франков, лангобардов.

Готика (итал. gotiko, букв. - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между серединой XII и XV-XVI вв.), завер­шивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и от­части Восточной Европе. Сменившее романский стиль готическое искусство было также преимущественно культовым и развивалось в рамках феодально-

77


религиозной идеологии. Но в нем отразились и формирование национальных государств, усиление городов и городских торговых и ремесленных кругов. Ведущим архитектурным типом стал городской собор; каркасная система го­тической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой рас­пор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности ин­терьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными вит­ражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными баш­нями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным деко­ром). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новы­ми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV-XVI вв. готика сменяется Возрождением.

Ереси (греч. nairesis - особое вероучение), в христианстве учение, от­клоняющееся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Форму ереси прини­мали многие народные движения (крестьянские и городские) против фео­дального гнета, освящавшегося христианской церковью.

Жакерия (Jacquerie, от "Jacques Bonhomme" - "Жак-Простак", прозви­ще, данное крестьянину французскими дворянами), крестьянское восстание во Франции в 1358 г., вызванное усилением гнета, экономической разрухой в период Столетней войны 1337-1453 гг. Один из его вождей Гильом Каль (Guillaume Cale) пытался привлечь в качестве союзника парижан, восставших в 1357-58 гг. Жакерия способствовала освобождению крестьян от личной за­висимости.

Жонглер (фр. jongleur), в средние века во Франции - странствующий актер, певец, музыкант.

Земельная рента, регулярный доход собственника земли, в котором реализуется собственность на землю. Представляет собой часть прибавочного продукта, создаваемого непосредственными производителями в сельском хо­зяйстве и отраслях добывающей промышленности, присваиваемую земель­ными собственниками. При феодализме выступает в форме феодальной рен­ты; при капитализме абсолютной, дифференцированной и монопольной ренты.

Инквизиция (лат. inquisitio - розыск), в католической церкви в XIH-XIX вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями. Судо­производство велось тайно, с применением пыток. Еретики обычно пригова-

78


ривались к сожжению на костре. В XVI-XVI1 вв. одно из основных орудий контрреформации. Особенно свирепствовали инквизиторы в Испании.

Интердикт (лат. interdictum - запрещение), в католицизме временный запрет (без отлучения от церкви) совершать на территории, подвергшейся на­казанию, богослужение и религиозные обряды. Налагался папой либо епи­скопом; широко применялся в XI-XII вв.

"Каролингское возрождение", культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. (в основном на территории Франции и Германии); выразился в организации школ, привлече­нии к королевскому двору образованных людей, в развитии литературы, изо­бразительного искусства, архитектуры. Центр "каролингского возрождения" -кружок при дворе Карла Великого, так называемая Академия, которой руко­водил Алкуин, участвовали сам Карл Великий, Эйнгард и др.