Дополнительные материалы
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992: Свидетельство епископа Идация о завоевании варварами римской провинции Испания:
"На Испанию набросились варвары; с не меньшей яростью обрушились заразные болезни; имущество и припасы в городах захвачены сборщиками податей, а оставшееся разграблено солдатней. Голод свирепствует столь жестокий, что люди пожирают человечину. Матери режут детей, варят их и питаются их плотью. Дикие звери, привыкшие к человечине, обильно поставляемой голодом, оружием и болезнями, набрасываются даже на живых и полных сил людей; не довольствуясь мертвечиной, они жаждут свежей плоти рода человеческого. Война, голод, болезни и звери как четыре бича неистовствуют во всем мире, и сбываются прорицания Господа нашего и пророков Его".
"История франков" Григория Турского выдающийся исторический памятник раннего средневековья. Ниже приведен фрагмент о крещении короля франков Хлодвига:
"Королева непрестанно увещевала Хлодвига признать истинного Бога и отказаться от языческих идолов. Но ничто не могло склонить его к этой вере до тех пор, пока наконец однажды, во время войны с алеманнами, он не вынужден был признать то, что прежде охотно отвергал. А произошло это так: когда оба войска сошлись и между ними завязалась ожесточенная битва, то войску Хлодвига совсем уже было грозило полное истребление. Видя это, Хлодвиг возвел очи к небу и, умилившись сердцем, со слезами на глазах произнес: «О Иисусе Христе, к тебе... который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на тебя, со смирением взываю проявить славу могущества твоего. Если ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу твою, которую испытал, как он утверждает, освещенный твоим именем народ, уверую в тебя и крещусь во имя твое. Ибо я призывал своих богов на помощь, но убедился, что они не помогли мне. Вот почему я думаю, что не наделены никакой силой боги, которые не приходят на помощь тем, кто им поклоняется. Тебя теперь призываю, в тебя хочу веровать, только спаси меня от противников моих». И как только произнес он эти слова, але-манны повернули вспять и обратились в бегство...
Тогда королева велела тайно вызвать святого Ремигия, епископа города Реймса, и попросила его внушить королю «слово спасения». Пригласив короля, епископ начал наедине внушать ему, чтобы он поверил в истинного Бога. Творца неба и земли, и оставил языческих богов, которые не могут приносить пользы ни себе, ни другим. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчиненный мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Когда же он встретился со своими, сила Божия опередила его, и весь народ еще раньше, чем он, начал говорить, будто воскликнул одним голосом: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ре-мигий». ...Так король признал всемогущего Бога в Троице, крестился во имя Отца и Сына и Святого Духа, был помазан священным мирром и осенен крестом Христовым А из его войска крестились более трех тысяч человек".
Из "Истории франков" Григория Турского (Васильев А. А. История средних веков. М., 1993):
Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986. С. 83: (Один из ведущих отечественных ре.чигиоведов. и своей работе определяет главные догматические расхождения, которые и доныне разделяют западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) церкви):
87 |
86 |
" I. Догмат западной церкви об исхождении Святого Духа и от Бога Отца и от Бога Сына («filioque») в отличие от догмата восточной церкви, которая признает исхождение Святого Духа только от Бога Отца; это разногласие сами руководители и католической и православной церквей всегда считали главнейшим и даже единственным непримиримым.
2. Учение католической церкви о «сверхдолжных заслугах» святых перед богом: эти заслуги составляют сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по усмотрению.
3. Практика индульгенций - отпущений грехов, продаваемых церковью как бы из этого священного фонда.
4. С этим же связано и католическое учение о чистилище (принятое на Флорентийском Соборе в 1439 г.), где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай, причем срок пребывания души в чистилище опять-таки по молитвам церкви (за плату со стороны родственников) может быть сокращен.
5. Учение о непорочном зачатии девы Марии, существовавшее еще в IX веке и возведенное в 1854 году в догмат.
6. Догмат о непогрешимости Папы в делах веры, установленный в 1870 году.
Обрядовыми особенностями католической церкви по сравнению с православной являются: крещение обливанием (вместо православного погружения), миропомазание не над младенцем, а над совершеннолетними, причащение мирян одним хлебом (хлебом и вином причащаются только духовные лица), пресный хлеб (облатки) для причастия, крестное знамение пятью пальцами, употребление латинского языка в богослужении и пр.
Канонические отличия католицизма: безбрачие всего духовенства (в православии только монашества), недопущение выхода из духовного звания, институт кардиналов, первенство пап, признание 21 (вместо 7, признаваемых православными) Вселенского Собора, запрещение мирянам читать и толковать Библию (теперь, правда, это запрещение ослаблено), нерасторжимость брака и пр."
Великая Хартия вольностей (англ. The Great Charter of Liberties, лат. Magna Carta Libertatum): грамота, подписанная английским королем Иоанном Безземельным 15 июня 1215г. Составлена на латинском языке, состоит из 63 статей. Подписана в результате восстания баронов, которые были недовольны усилением королевской власти и грубым нарушением феодальных обычаев. К восстанию присоединились рыцари и горожане (в том числе Лондона), недовольные налоговым гнетом, притеснениями королевских чиновников и не-
удачной внешней политикой короля. Их поддержка обеспечила баронам победу над королем, которая была закреплена Великой Хартией вольностей.
Большинство статей Хартии отражало и защищало интересы феодальной аристократии. Она гарантировала прелатам свободу церковных выборов (ст. 1), соблюдение королем феодальных обычаев по отношению к его вассалам-баронам (ст. 2-11), запрещала королю брать с них феодальную помощь и щитовые деньги (скутагий) без согласия «общего совета королевства» (ст. 12), т. е. совета непосредственных вассалов короля (ст. 14), запрещала судить баронов иначе как судом равных им по положению пэров (ст. 21), без их приговора арестовывать и лишать имущества (ст. 39). Великая Хартия вольностей отменила утвердившееся после реформ Генриха II право короля вмешиваться в юрисдикцию феодальных курий (ст. 34). Статья 61 обеспечивала порядок соблюдения Хартии: бароны избирали из своей среды 25 лиц для надзора за соблюдением вольностей. Если бы король нарушил Хартию и в течение 40 дней по требованию хотя бы четырех баронов не исправил нарушения, все 25 баронов могли прибегнуть к насилию против короля т. е. отнять у него земли и замки, щадя только его личность и семью. Каждый подданный мог поддержать этих баронов в борьбе против короля.
Рыцарство и свободное крестьянство также получили значительные права: баронам запрещалось требовать с них больше служб и повинностей, чем полагалось по обычаю (ст. 15, 16, 27, 60), всем свободным людям гарантировалась защита от произвола чиновников. Статья 39 положила начало свободе личности: ни один свободный человек не мог быть арестован, заключен в тюрьму, лишен собственности или покровительства законов, изгнан или подвергнут иной каре иначе как по суду равных ему и согласно законам страны. Статья 20 ограничивала размеры административных штрафов: свободному человеку сохранялась собственность в размере, необходимом для сохранения социального статуса, при взыскании этих штрафов товар купца и инвентарь виллана объявлялись неприкосновенными. Города получили подтверждение своих привилегий (ст. 13); было установлено единство мер и весов по всей стране (ст 35): свобода въезда и выезда из Англии в мирное время. Статьи 18, 19, 20, 32, 40 и др утверждали новые судебно-административные порядки, установившиеся после реформ Генриха II и в целом выгодные широким слоям населения. Впоследствии, в XIII-XIV вв., они вошли в английское общегосударственное феодальное право.
Великая Хартия вольностей сыграла важную роль в английской истории. Несмотря на то, что Иоанн Безземельный в конце 1215 г. аннулировал ее, она неоднократно переиздавалась Генрихом III (1216, 1217, 1227 гг.) с теми или иными изменениями. Ее подтверждали Эдуард I и Эдуард II, исключив из нее конституционные статьи, ослаблявшие власть короля. Она способствовала формированию английской сословной монархии (начиная с 1297 г.
88 |
89 |
все очередные подтверждения Великой Хартии вольностей дополнялись новыми, более актуальными политическими статьями).
Готика (Что такое? Т. 1. М., 1985. С. 38)
"Во второй половине XII в. на северо-востоке Франции, в провинции Иль де Франс возник архитектурный стиль - готический. Название происходит от итальянских слов «маниера готика» - «готская манера» (от названия германского племени готов). Ажурные башни как бы возносились к небу -обители богов. А главное, стреловидные храмины, вмещая много людей, занимали сравнительно мало места в тесной застройке средневековых городов. Однако новый архитектурный стиль требовал больших технических знаний...