Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 24 из 41)


Ознакомьтесь с творчеством Данте как провозвестника гуманизма, осущест­вившего в поэтической форме своего рода синтез идей античности и средне­вековья. Прочитайте статьи о Боккаччо, Пико делла Мирандола, Петрарке, Т. Море и Эразме Роттердамском как наиболее ярких представителях идеоло­гии гуманизма, а также о ведущих ученых эпохи, таких как Дж. Бруно, Ф. Бэ­кон, Н. Коперник и др.

Обратите внимание на термины "проторенессанс", "раннее Возрожде­ние", "Высокое Возрождение". Они характеризуют основные периоды, на ко­торые принято делить эту эпоху. Составьте представление о наиболее значи­тельных фигурах Ренессанса. Уделите особое внимание творчеству Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Используйте для этой цели очерки, при­веденные в разделе "Дополнительные материалы". Посмотрите также статьи словаря о Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Тициане, Тинторетто и др.

При изучении второго вопроса важно увидеть связь между общими гу­манистическими тенденциями эпохи Возрождения и борьбой за реформу ка­толической церкви. Прочитайте статьи словаря "Реформация", "Протестан­тизм", "Пуритане", "Цвиш лианство", "Контрреформация", "Тридентский со­бор" "Иезуиты". Познакомьтесь с ведущими фигурами, связанными с пробле­мой реформации церкви, в статьях о Дж. Уиклифе, Я. Гусе, М. Лютере. Про­читайте более подробный очерк о Ж. Кальвине, данный в разделе "Дополни­тельные материалы".

Словарь терминов

Англиканская церковь, протестантская церковь, возникшая в XVI в.; в Великобритании государственная. В догматике англиканской церкви сочета­ются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам близка ка­толической. Церковную иерархию возглавляет король,

Боккаччо (Boccaccio), Джованни (1313-1375), итальянский писатель, гуманист раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, пси­хологическая повесть "Фьямметта" (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. Главное произведение - "Декамерон" (1350-53, опубликовано в 1470) - книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, ду­хом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского обще­ства. Поэма "Ворон" (1354-55, опубликована в 1487) книга "Жизнь Данте Алигьери" (около 1360, опубликована в 1477).

Боттичелли, Сандро (настоящие имя и фамилия Алессандро Филипепи (Filipepi)) (1445-1510), итальянский живописец. Представитель раннего Воз­рождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флорен­ции. Произведения на религиозные и мифологические темы ("Весна", около

95


94


1477-78; "Рождение Венеры", около 1483-84) отмечены одухотворенной по­эзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 90-х гг. искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим ("Клевета", после 1495). Рисунки к "Божественной комедии" Данте, острохарактерные изящные портреты ("Джулиано Медичи").

Бруно (Bruno), Джордано (1548-1600), итальянский философ-пантеист и поэт. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, Бруно отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бес­численного множества миров. Основные сочинения: "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах", "О героическом энтузиазме". Автор антиклерикальной сатирической поэмы "Ноев ковчег", комедии "Под­свечник", философских сонетов. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме.

Бэкон, Фрэнсис (1561-1626), английский философ, родоначальник анг­лийского материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате "Новый Органон" (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода очищения разума от заблуж­дений ("идолов", или "признаков"), обращение к опыту и обработку его по­средством индукции, основа которой эксперимент. Автор утопии "Новая Ат­лантида".

Возрождение (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других стра­нах конец XV-XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, ан­тиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (см. статью в разделе "Дополнительные материалы").

Гус (Hus), Ян (1371-1415), национальный герой чешского народа, идео­лог чешской Реформации. В 1402-03, 1409-10 гг. ректор Пражского (Карлова) университета. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви (порицал торговлю индульгенциями, требовал возвращения к принципам раннего христианства, уравнения в правах мирян с духовенством). Осужден церковным собором в Констанце и сожжен.

Данте Алигьери (Dante Alighieri) (1265-1321), итальянский поэт, созда­тель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе "дольче стиль нуово" (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть "Новая жизнь", 1292-93, издание 1576); философские и политические тракта­ты ("Пир", не закончен; "О народной речи", 1304-07, издание 1529), "Посла­ния" (1304-16). Вершина творчества Данте — поэма "Божественная комедия" (1307-21, издание 1472) в 3 частях ("Ад", "Чистилище", "Рай") и 100 песнях,


поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на разви­тие европейской культуры.

Джотто (Giotto di Bondone) (1267-1337), итальянский живописец. Пред­ставитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в ре­лигиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небыва­лой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306) и в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320-25) поражают внут­ренней силой и величием образов, тектоничностью композиции. Автор проек­та колокольни собора во Флоренции.

Иезуиты (лат. societas Jesu - общество Иисуса), католический монаше­ский орден, основанный в 1537 г. св. Игнатием Лойолой. Утвержден Папой Павлом III в 1540 г. В условиях широкого распространения протестантизма и критики традиционного монашества перед иезуитами ставились задачи рас­пространения и защиты веры, а также воспитания "добрых католиков", чему служили проповедь, преподавание и помощь обездоленным. Осуществлению задач ордена служили централизм и иерархия; любой из иезуитов мог по не­обходимости жить в миру, единое орденское одеяние также отсутствовало.

Индульгенция (лат. indulgentia - милость), в католической церкви пол­ное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широ­кая торговля индульгенциями (с XII-XIII вв.) явилась средством обогащения духовенства.

Кальвин, Жан (1509-1564), французский деятель Реформации, основа­тель кальвинизма. Главное сочинение "Наставление в христианской вере". Став с 1541 г. фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из цен­тров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Контрреформация, церковно-политическое движение в Европе середи­ны XVI-XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. В основу программы контрреформации легли решения Тридентского Собора (1545-63). Осуществлялась в основном с помощью инквизиции. Активные проводники контрреформации монашеские ордена (см. Иезуиты).

Коперник (Kopernik, Copernicus), Николай (1473-1543), польский ас­троном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных све­тил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в том числе Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении "Об обращениях небесных сфер" (1543), запрещенном католической церковью.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский жи­вописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ


96

97


человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения (см, статью в разделе "Дополнительные материалы").

Лютер, Мартин (1483-1546), деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление (1517) в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма. Основатель лютеранства. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общене­мецкого литературного языка.

Мазаччо (Masaccio) (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401-28), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы, один из основоположников реалистического искусства Возрождения. Воплощал в религиозных сценах гуманистические представления о совершен­ной человеческой личности. Произведения отличают энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трехмерность фигур, монументализация и обобщение форм (фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, 1425-28).

Макиавелли (Machiavelli), Никколо (1469-1527), итальянский полити­ческий мыслитель, историк ("История Флоренции", издана в 1532), писатель (комедия "Мандрагора", 1518). Видел главную причину бедствий Италии в ее политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть ("Государь", издан в 1532, и др.). Ради упрочения го­сударства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин "макиавел­лизм" для определения политики, пренебрегающей нормами морали.