Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 25 из 41)

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического ми­ропонимания в период позднего Возрождения. Монументальность, пластич­ность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой про­явились уже в ранних произведениях ("Оплакивание Христа", 1497-98; "Да­вид", 1501-04. Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя "Моисей" (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту чело­века, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызван­ные кризисом идеалов Ренессанса, звучат во фреске "Страшный суд" (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах "Оп­лакивания Христа" (1550-55) и в других произведениях. С 1546 г. руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме (см. статью в разделе "Дополнительные материалы").

Mop (More), Томас (1478-1535), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529-32 гг. Будучи католи­ком, отказался дать присягу королю, "верховному главе" англиканской церкви,

98


после чего обвинен в государственной измене и казнен, канонизирован като­лической церковью (1935). В сочинении "Утопия" (1516), содержащем описа­ние идеального строя фантастического острова Утопия (название дано Мо­ром), Мор изобразил общество, где нет частной собственности и обобществ­лены производство и быт; труд обязанность всех, распределение происходит по потребности.

Петрарка, Франческо (1304-1374), итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. "Канцоньере" ("Книга песен") - со­неты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры (1327-74) - лирический дневник, образец поэтического самовыражения, про­никнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощуще­нием и новым видением мира. Поэмы: "Африка" (1339-42; на латинском язы­ке) о 2-й Пунической войне, "Буколики" (1346-57). Автобиографическая про­за: "Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру" (1342-43), "Письмо к потомкам" (1374). Оказал значительное влияние на развитие европейской по­эзии.

Пико делла Мирандола (Pico della Mirandola), Джованни (1463-94), итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманиз­ма. "900 тезисов" Пико делла Мирандола (введение к ним "Речь о достоинстве человека"), в которых он стремился к всеобщему "примирению философов" (все религиозные и философские школы - частные проявления единой исти­ны), были осуждены папской курией. С 1488 г. во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино). Пико обосновы­вает достоинства и свободу человека как полновластного творца собственного "я". Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть ре­зультат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он нико­гда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире.

Пресвитериане (от пресвитер), в период Английской революции XVII в. религиозно-политическая партия, правое крыло пуритан; в 1640-48 гг. фактически у власти. Как религиозное течение пресвитерианство - разновид­ность кальвинизма в англоязычных странах.

Протестантизм (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично дока­зывающий), одно из основных направлений в христианстве. Выделился из ка­толицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятель­ных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны от­сутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в нем нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения -Священное писание.

99


Проторенессанс (от прото... и Ренессанс), период истории итальянского искусства (XIII начало XIV вв.), ознаменовавшийся ростом светских реали­стических тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэта Данте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живопис­цев Пьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву для искусства Возрождения.

Пуритане (англ. Puritans, от позднелат. puritas - чистота), последователи кальвинизма в Англии в XVI-XVII вв., выступавшие за углубление Реформа­ции, проведенной сверху в форме англиканства (см. Англиканская церковь), против абсолютизма. Пуританизм стал идеологическим знаменем Английской революции XVII в. Неоднородность социально-политического состава пури­тан привела к выделению среди них умеренного (пресвитериане) и радикаль­ного (индепенденты) течений.

Рафаэль Санти (Raffaello Santi) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", около 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармо­нию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Вати­кана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, бла­гозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Им созданы многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадон­на", 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б. Кастильоне", 1514-15). Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме (см. статью в разделе "Дополнительные материалы").

Реформация (от лат. reformatio - преобразование), общественное дви­жение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против като­лической церкви. Начало Реформации положило выступление в 1517 г. в Гер­мании М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фак­тически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и ду­ховенства вообще, отвергалось католическое Священное предание, отрица­лись права церкви на земельные богатства и т. п. Основные направления Ре­формации: бюргерское (Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, соеди­нявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установле­ние равенства (Т. Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся укрепить власть, захватить земель­ные владения церкви. Под идейным знаменем Реформации проходили Кресть­янские войны 1524-26 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция.

100


Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация -проведение религиозных преобразований в его духе).

Тициан (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (около 1489/90-1576), итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности ("Даная", около 1554; "Венера и Адонис", 1554). В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев ("Оплакивание Христа", 1573-76). Его рабо­там присущи тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета.

Трндентский Собор, Вселенский Собор католической церкви, заседал в 1545-47, 1551-52, 1562-63 гг. в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547-49 гг. в Болонье Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховен­ство Римских Пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Тридентского Собора стали про­граммой контрреформации.

Уиклиф (Виклиф) (Wycliffe, Wiclif), Джон (около 1330-84), английский религиозный мыслитель, предшественник Реформации. Требовал секуляриза­ции церковных земель, отвергал необходимость папства, а также ряда обрядов и таинств.

Флорентийская школа, одна из основных художественных школ Ита­лии. Основоположник - Джотто (конец X1I1 - начало XIV вв.). В начале XV в. флорентийская школа - авангард гуманистического искусства Возрождения (архитекторы Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Ги-берти, живописцы Мазаччо, Боттичелли и др.), которое к концу XV в. приоб­рело черты утонченного декоративизма и стилизации (А. Верроккьо, Ботти­челли). Идеи возвышенного героического искусства, смелые реалистические поиски, стремление связать науку и искусство выразились в искусстве Лео­нардо да Винчи и Микеланджело. С 1520-х гг. во флорентийской школе заро­ждается маньеризм (Я. Понтормо).

Цвинглианство, одно из бюргерских течений Реформации XVI в. в час­ти Швейцарии и Германии. Основатель У. Цвингли. Уже в XVI в. в основном слилось с кальвинизмом

Эразм Роттердамский, Дезидерий (1467-1536), гуманист эпохи Воз­рождения (глава "северных гуманистов"), филолог, писатель, богослов, фило­соф, педагог. Родом из Роттердама. Незаконнорожденный сын священника, шесть лет Эразм провел в монастыре, изучая древние языки, античных и ран­нехристианских писателей. Затем он продолжил образование в Париже. Об­щеевропейскую известность Эразму принесло издание в 1500 г. "Адагий" -собрания поговорок, или крылатых слов, найденных у античных и раннехри-

101


стианских писателей. В 1501 г. был написан религиозно-этический трактат "Оружие христианского воина" (1504), в котором сформулированы основные принципы эразмианской "философии Христа", подчеркивавшей ,в христианст­ве не обрядовую сторону, а нравственное преображение человека в соответст­вии с Христовыми заповедями. Несколько лет он провел в Англии, читал лек­ции в Оксфорде. В гостях у Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил просла­вившую его философскую сатиру "Похвала глупости" (1511). В этом произве­дении он критиковал принятый уклад жизни, нравы и обычаи общества и вме­сте с тем проводил гуманистические идеи. В глазах образованного европей­ского общества считался главой так называемой республики ученых. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Враг религиозного фанатизма.