Дополнительные материалы
Возрождение. Краткий очерк (История средних веков. М., 1980. С. 361-367,508-512).
"Характер культуры Возрождения. Термин «Возрождение» (перевод с французского термина - «Ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к античной цивилизации и античной культуре, где даже боги наделялись человеческим обликом и человеческим характером. Отсюда попытка воскресить ушедшую культуру и возвести ее на пьедестал.
Деятели Возрождения старались в своих трудах подражать стилю латинских писателей «золотого века» римской литературы, особенно Цицерону. С этим связано и возрождение классической латыни, которая подвергалась искажениям и варваризации в период средневековья. Гуманисты разыскивали старинные рукописи античных писателей. Так, были найдены рукописи Цицерона, Тита Ливия и других писателей античности.
Появился интерес к греческой литературе и греческому языку. Поджо Браччолини, канцлер Флорентийской республики, перевел на латинский язык сочинения греческих писателей и философов. В это время во Флоренцию из Византийской империи было вывезено много греческих рукописей. Джованни Боккаччо был первым итальянским гуманистом, который мог читать Гомера по-гречески.
Но культура Возрождения - не простое копирование античности. Деятели Возрождения перерабатывали и творчески усваивали античное наследие. Итальянская культура Возрождения создала свой самобытный стиль.
Гуманисты не выступали против религии. Но они подвергали резкой критике и осмеянию пороки и невежество духовенства. Богу они отводили роль творца, приведшего мир в движение, но не вмешивающегося в жизнь лю-
102
дей. Отказ от церковно-религиозного и аскетического мировоззрения, критика католического духовенства расшатывали основы религиозной морали и этики; гуманистическая культура была культурой светской.
Одной из важнейших черт новой идеологии был индивидуализм. Нарождающаяся буржуазия, сильная и богатая, утверждала теперь, что не родовитость, не знатное происхождение, а личные качества отдельного Человека, его ум, ловкость, смелость, предприимчивость и энергия обеспечивают успех в жизни. В трактате «О благородстве» Поджо Браччолини пишет: «Благородство есть как бы сияние, исходящее из добродетели; оно придает блеск своим обладателям, какого происхождения они бы ни были... Слава и благородство измеряются не чужими, а собственными заслугами...»
Мировоззрение деятелей новой культуры, которое выражалось в их философских, политических, научных и литературных взглядах, обычно обозначают термином «гуманизм» (от humanus - «человеческий»). Деятели Возрождения ставили в центре внимания человека, а не божество. Человека рассматривали теперь как кузнеца своего счастья, творца всех ценностей, идущего вперед наперекор судьбе и добивающегося успеха силой своего разума, твердостью духа, активностью, оптимизмом. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой, он стоит в центре мироздания, считали гуманисты. Представителям новой идеологии была чужда идея греховности человека, в частности его тела; наоборот, становится признанной гармония человеческой души и тела.
Данте Алигьсрп. В этом новом великом интеллектуальном движении принимала участке плеяда выдающихся поэтов, писателей, ученых и деятелей различных областей искусства. Крупнейшей фигурой, стоявшей на грани средневековья и нового времени, был флорентиец Данте Алигьери (1265-1321). Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, отразила мировоззрение переходного периода от средних веков к Возрождению. «Божественная комедия» была написана на,итальянском языке (тосканское наречие) и представляла собою энциклопедию знаний средневековья. В ней выпукло отражена жизнь современной Данте Флоренции.
Данте обладал исключительной силой воображения, и его поэма, особенно ее первая часть (ад), производит потрясающее впечатление. Поэт спускается в ад и проходит все его девять кругов, руководимый Вергилием, которого Данте называет своим учителем, хотя он и язычник. В аду Данте наблюдает мучения грешников. В первом круге нет мучений - там философы и ученые древности; они язычники и в рай попасть не могут, но они и не заслуживают наказания. Во втором круге мучаются те, кто изведал преступную любовь, но Данте сочувствует им. В третьем круге мучения купцов и ростовщиков; в четвертый круг Данте, как истинный католик, поместил еретиков; в девятый - предателей - Брута, Кассия, Иуду. Папы могут попасть и в ад и в рай
103
- это зависит от их поведения на земле. Для одного из плохих пап приготовлена огненная яма. Политические страсти кипят в аду так же, как и на улицах Флоренции. Данте дал правдивое и глубокое изображение человеческих судеб, переживаний и стремлений. Потрясающее впечатление производит рассказ о политическом противнике Данте гибеллине Фарннато дельи Уберти, который спас Флоренцию от разрушения, и хотя Данте поместил его в ад, но тем не менее изобразил его и в аду гордым, сильным и мужественным человеком. Реалистическое раскрытие сюжета придает этому произведению Данте удивительную силу и человечность, несмотря на известный символизм.
Данте написал трактат «О монархии», в котором он ратовал за объединение Италии. Но его политический идеал оставался консервативным. Объединить страну, по его представлению, можно было не в рамках национального государства, а в универсальной империи под эгидой германского императора.
Франческо Петрарка. Первым гуманистом Италии принято считать Франческо Петрарку (1304-1374). Петрарка родился во Флоренции, но значительную часть своей жизни провел при папской курии в Авиньоне, а потом переселился в Италию. Он и Боккаччо были создателями итальянского литературного языка. На этом языке Петрарка написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Лауре, в которых звучит глубокое и прекрасное чувство к любимой женщине. Сонеты Петрарки не потеряли своего значения и в наши дни. Петрарка был и историком. Он попытался написать историю Рима в биографиях. В сочинении «О знаменитых мужах» Петрарка дал 21 биографию великих римлян - от Ромула до Цезаря, а также биографии Пирра, Александра Македонского и Ганнибала по сочинениям Тита Ливия. Как истинный гуманист, он придавал большое значение личным качествам человека независимо от знатности происхождения; ему принадлежит высказывание о том, что у всех людей кровь одинакового красного цвета. Находясь на службе у пап, он отрицательно относился к римской курии и ее деятельности, способствовавшей распространению суеверий и невежества: «Поток скорбей, обитель злобы дикой, храм ереси и школа заблуждений.. » Его, так же как и Данте, тревожила мысль о раздробленности Италии, из-за чего она подвергалась насилиям со стороны могущественных соседей. Скорбь о бедственном положении его прекрасной родины звучит в канцоне «Италия моя». Объединить ее, по мнению поэта, можно было в форме республики. Петрарка при жизни достиг величайшего признаниями славы. Парижский университет и Римский сенат увенчали его лавровым венком; Венецианский сенат признал его величайшим поэтом своего времени.
Джованни Боккаччо. Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375), убежденный республиканец, жизнерадостная, эмоциональная натура. Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сборнике 100 новелл, написанных на итальянском языке, в которых подчеркивается
104
право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных перегородок. Красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью. Сюжеты своих новелл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни Флоренции. Боккаччо высмеивал и даже клеймил пороки католического духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие.
Церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов, за острую сатиру. Его сочинения были включены в «список запрещенных книг». Боккаччо принадлежат сочинения «О славных женщинах» и «Жизнеописание Данте». Произведения Боккаччо отражают демократическую, народную струю в раннем итальянском Возрождении. Творчество Петрарки и Боккаччо получило широкое признание не только в Италии, переводы их произведений появлялись во всех странах Западной Европы.
Большой интерес вызывала у деятелей гуманизма история, и в частности история своего народа. Они дали новую периодизацию истории. Флавио Бьон-до (XV в.) написал большую работу «История от упадка Римской империи», где дал периодизацию всемирной истории: античность, средние века, новое время. Много внимания гуманисты Флоренции уделяли истории своего города, его возвышению и превращению в республику. Канцлер Флорентийской республики Леонардо Бруни (1369-1444) написал историю Флоренции в 12 книгах, где много говорится о социальных движениях XIII-XIV вв.
Гуманисты придавали истории большое воспитательное значение. Вот что писал о значении истории итальянский гуманист Марсилио Фичино: «...посредством изучения истории то, что само по себе смертно, становится бессмертным, то, что отсутствует, становится явным».