Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 27 из 41)

Этические учения итальянских гуманистов. Основные принципы эти­ческих учений итальянских гуманистов XV в. тесно связаны с новым понима­нием науки не только как воплощения знаний, но как средства воспитания че­ловеческой личности. Это относилось, с их точки зрения, только к гуманитар­ным наукам: грамматике, риторике, философии, истории, праву, этике, - при этом именно последняя была главной в совершенствовании человека и обще­ства. Колюччо Салютати (гуманист и канцлер Флорентийской республики) (1331-1406) призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значе­ние свободы воли у человека и отрицательно относился к пассивности и по­корности, что противоречило феодально-церковному мировоззрению.

С именем другого канцлера Флоренции - Леонардо Бруни (1370-1441) -связана теория «гражданского гуманизма». В своих работах он утверждал, что демократия и свобода - естественная форма человеческой общности. Служе­ние обществу, родине, республике он считал важнейшим нравственным дол-

105


гом человека и утверждал, что высшее счастье - это деятельность на благо то­го общества, в котором человек живет.

Леонардо Бруни был ярким выразителем идей гражданского гуманизма, но, помимо этого, он был теоретиком гуманистической педагогики, сторонни­ком женского образования, пропагандистом античной философии.

Искусство Раннего Возрождения. Искусство Раннего итальянского Возрождения было представлено новой живописью, скульптурой и архитекту­рой.

Первыми крупнейшими мастерами живописи XIV в. были Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428) - флорентийские художники. Они писали на церковно-религиозные сюжеты (фресковая живопись - роспись стен внутри храмов), но придавали своим изображениям реалистические черты. Джотто был первым художником, освободившим итальянскую живопись от влияния византийской иконописи. На фресках Джотто предстают живые люди, дви­гающиеся, жестикулирующие, то радостные, то печальные. На фресках Мазач­чо наблюдается дальнейшее развитие живописи нового типа. Он брал религи­озные сюжеты, но переносил действие на улицы Флоренции.

Необходимо отметить, что в XV в, были открыты законы перспективы, которые позволили художникам делать изображаемые фигуры выпуклыми и помещать их в трехмерном пространстве.

Крупным скульптором этого периода был Донателло (1386-1466). Он основательно изучал классические античные образцы скульптуры, стараясь понять принципы их творения. Ему принадлежат скульптуры портретного типа (он был художником-портретистом), такие как конная статуя кондотьера Гат-темалаты; реалистической фигурой является статуя Давида, убившего Голиа­фа, причем в статуе впервые представлено обнаженное тело.

Крупнейшим архитектором Раннего Возрождения был Брунеллески (1377-1445). Сочетая элементы древнеримской архитектуры с романской и го­тической традицией, он создал свой самостоятельный архитектурный стиль. При помощи точных расчетов Брунеллески разрешил трудную задачу возведе­ния купола на знаменитом соборе Флоренции (Марии дель Фьоре). Его архи­тектурным сооружениям присуши легкость, гармония и соразмерность частей (капелла Пацци во Флоренции). Брунеллески строил не только храмы и капел­лы, но и здания гражданского назначения, такие как воспитательный дом во Флоренции, поражающий своим изяществом и гармонией; палаццо Питги -новый тип дворца вместо замков средневековья. Брунеллески также, подобно другим архитекторам, строил укрепления и плотины. Альберти, другой круп­ный архитектор Возрождения, написал «Десять книг об архитектуре», где из­ложил научную теорию новой архитектуры, созданной им под влиянием изу­чения античных памятников. В другой своей работе - «О живописи» - он


сформулировал теорию искусства живописи, также опираясь на наследие ан­тичных художников.

Гуманистическое движение и его центры. В XV в. гуманистическое движение распространилось по всей Италии. Главным центром его оставалась Флоренция, но, кроме Флоренции, кружки гуманистов появились в Риме, Не­аполе, Венеции и Милане. Правители Флоренции украшали свой город пре­красными зданиями, в библиотеках они собирали редкие книги и рукописи. Наибольшим блеском отличалось правление Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Он собирал в своем дворце, носившем название «Сады Меди­чи», картины, статуи, книги; привлекал к своему двору писателей, поэтов, ху­дожников, архитекторов, скульпторов, ученых. Гуманисты были в Италии в большом почете, их приглашали папы, магистраты и государи итальянских го­родов-государств на работу в качестве канцлеров, секретарей, посланников, давали заказы на картины, статуи. Большой славой пользовались гуманисты-писатели. Недаром Боккаччо говорил: «Не имена великих полководцев дают славу писателям, наоборот, имена королей переходят к потомству только бла­годаря писателям».

Высокое и Позднее Возрождение. Двумя последними стадиями в разви­тии культуры Возрождения являлись Высокое Возрождение - время наивыс­шего расцвета живописи, скульптуры, зодчества (конец XV - первые 30 лет XVI в.) - и завершивший Ренессанс период Позднего Возрождения (до конца XVI в.).

С конца XV - начала XVI в. наступил этап, когда назрела необходи­мость синтеза всех достижений Раннего Возрождения, когда гуманистические принципы, составлявшие идейную основу ренессансного искусства, получили в нем наиболее полное воплощение. Именно в культуре Высокого Возрожде­ния особенно ярко выразилось представление о величии человека, его высоком достоинстве и предназначении.

Возрождение достигло своего апогея в тяжелое для страны время - пер­вые десятилетия итальянских войн. Вторжение чужеземных завоевателей спо­собствовало формированию национального самосознания в среде широких слоев населения. Расширение кругозора людей эпохи великих географических открытий также характерная черта времени, которое породило, по выражению Энгельса, «...титанов по силе мысли, страсти и характеру, по много­сторонности и учености»1.

Наиболее универсальным из этих титанов был Леонардо да Винчи (1452-1519) - художник, скульптор, архитектор, теоретик искусства, матема-

1 Энгельс Ф. Диалектика природы. Статьи и главы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С.346.


106

107


тик, физик, анатом, физиолог, геолог, астроном. Он являлся автором первых проектов летательных аппаратов, гидротехнических сооружений, разнообраз­ных станков; почти все области науки Леонардо обогатил гениальными догад­ками. Наука, по его убеждению, должна основываться на опыте, который представляет собой единственный источник знания. Вместе с тем наука и ис­кусство для Леонардо неразделимы: в своих занятиях наукой он был художни­ком, а в искусстве - ученым; то и другое было для него средствами познания мира.

Леонардо родился в местечке Винчи, около Флоренции, и как художник сформировался во Флоренции. Из его произведений самым значительным бы­ла «Тайная вечеря» - огромная фреска на стене трапезной миланского мона­стыря Санта-Мария делле Грацие. Леонардо избрал в евангельской легенде о Христе драматический момент, наступивший после слов Христа: «Один из вас предаст меня». Он изобразил бурную реакцию апостолов, внезапно узнавших о скорой гибели Христа и о том, что среди них находится предатель. Это позво­лило художнику показать в рамках традиционного религиозного сюжета край­нюю напряженность человеческих чувств, дать глубокие психологические за­рисовки людей разного душевного настроя и темперамента. В портрете моло­дой флорентийки Моны Лизы (портрет получил название «Джоконда», по имени ее мужа Джокондо) Леонардо достиг вершины портретного мастерства. Едва уловимая улыбка Моны Лизы, ее взгляд, как бы обращенный к зрителю, весь одухотворенный облик отражают интенсивный внутренний мир, сочета­ние в ней ума и интеллекта, присущее Моне Лизе чувство духовной гармонии. Страстное стремление к совершенству нередко мешало Леонардо завершать свои произведения, поэтому он оставил сравнительно небольшое живописное наследство.

На 30 лет моложе Леонардо да Винчи был лишь на один год пережив­ший его Рафаэль Санти (1483-1520). На своем творческом пути Рафаэль Сан-ти не испытал тяжелых кризисов; его замыслы неизменно осуществлялись. Искусство Рафаэля было ясным и гармоничным. В женских образах (изобра­жениях мадонн и реже портретах) сочеталась физическая и духовная красота. Лучшее из его произведений, представляющее собой итог многолетних твор­ческих исканий, - «Сикстинская мадонна», написанная для церкви св. Сикста в Пьяченце. Мадонна с сыном на руках, легко ступая по облакам, несет его людям. В ее лице - предвидение неизбежной гибели сына и в то же время го­товность отдать его на жертву во имя блага человечества. Взгляд младенца не по-детски серьезен. Сикстинская мадонна - олицетворение тревоги и скорби. Ее образ обладает большой нравственной силой.

Рафаэль был мастером и монументальной живописи. По поручению па­пы он вместе с учениками покрыл росписью три станцы (комнаты) и зал Вати­канского дворца. Сложная многофигурная роспись стен по своему содержа-

108


нию носит гуманистический характер. Наиболее отчетливо жизнеутверждаю­щие ренессансные мотивы звучат в самой значительной из фресок - «Афин­ской школе». На фреске в анфиладе больших арочных пролетов, создающих ощущение простора, группами и поодиночке разместились античные филосо­фы и ученые. Центральными персонажами являются Платон и Аристотель. Со­гласие разных философских школ, единство мира и человека, обладающего неограниченными возможностями познания, - таково содержание фрески.