Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 30 из 41)

Либерализм, идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в XVTI-XVIII вв. и провозгласившее принцип граждан­ских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма в концепци­ях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных про­тив абсолютизма и феодальной регламентации. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции. В XIX - начале XX вв. сформировались ос­новные положения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли. Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической дея­тельности, регулирования социальных и экономических процессов; вместе с тем постоянное вмешательство государства необходимо для поддержания нормальных условий функционирования рынка, конкуренции. В конце XX в. происходит сближение идей либерализма, консерватизма и социал-демократии.

Мануфактура (от лат. manus - рука и factura - изготовление), предпри­ятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Суще­ствовала с середины XVI в. до последней трети XVIII в. в странах Западной Европы, со 2-й половина XVII в. до 1-й половины XIX в. в России. В силу уз­кой специализации рабочего и орудий труда мануфактура способствовала уг­лублению общественного разделения труда, подготовила переход к машинно­му производству.

Машинное производство, важнейшая стадия становления материаль­ной основы индустриального производства, на которой произошла замена ма­нуфактуры фабрикой. Характерно применение системы машин. Возникло в результате промышленного переворота во 2-й половине XVIII в. Новая сту­пень в развитии машинного производства связана с научно-технической революцией.


117

116


Меркантилизм (от итал. mercante - торговец, купец), первая школа буржуазной политэкономии; экономическая политика эпохи так называемого первоначального накопления капитала, выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и проводилась в интересах купечества. Для раннего меркантилизма (последняя треть XV - середина XVI вв., основ­ные представители: У. Стаффорд (Англия), Г. Скаруффи (Италия)) характерна теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на уве­личение денежного богатства чисто законодательным путем. Главным эле­ментом позднего меркантилизма, достигшего расцвета в XVII в., являлась система активного торгового баланса. Основные представители позднего мер­кантилизма: Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция). Ими выдвигался принцип: покупать дешевле, продавать дороже. Политика меркантилизма заключалась в активном протекционизме, в поддержке экспан­сии торгового капитала, поощрении развития отечественной промышленно­сти, особенно мануфактурной.

Мольер (Moliere) (настоящие имя и фамилия Жан Батист Поклен, Poquelin) (1622-73), французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опи­раясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочета­лись с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки ари­стократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы ("Смешные жеманницы", поставлена в 1659; "Мизантроп", поставлена в 1666; "Скупой", поставлена в 1668; "Ученые женщины", поставлена в 1672; "Мещанин во дворянстве", поставлена в 1670; "Мнимый больной", поставлена в 1673); с особой непримиримостью разобла­чал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа в комедии "Тартюф, или Обманщик" (поставлена в 1664). Постановка "Дон Жуана" в 1665 г. подвер­глась преследованиям за вольнодумство. Жизненность, художественная ем­кость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой, в том числе русской, драматургии и театра.

Монтескье (Montesquieu), Шарль Луи (1689-1755), французский про­светитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, ана­лизировал различные формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей. Основные сочи­нения: "Персидские письма" (1721), "О Духе законов" (1748).

Общественный договор, теория происхождения государства, выдвину­тая голландским ученым Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др. Сторонники теории общественного договора считали, что государство воз­никло в результате договора между людьми, в котором предусматривался

.118


добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти. Впервые трактовка государства как результата дого­вора между людьми была выдвинута Эпикуром.

Просвещение, идейное течение XVIII - середины XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Неве­жество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режи­ма, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распростра­нения здесь Просвещения между 1715 и 1789 гг. называется "веком Просве­щения") - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеции, П. А. Гольбах; в Германии - Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гете; в США -Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н. И. Новиков, А. Н. Ради­щев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общест­венной мысли. Вместе с тем, в XIX-XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистиче­ское толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе со­вершенствования разума. В широком смысле просветителями называли вы­дающихся распространителей научных знаний.

Просвещенный абсолютизм, обозначение политики абсолютизма в ря­де европейских стран во 2-й половине XVIII в., которая выражалась в преоб­разовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некото­рых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы кресть­янская, судебная, школьного обучения, смягчение цензуры и др.). Представи­тели просвещенного абсолютизма (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России до начала 70-х гг. XVIII в. и др.), используя популяр­ность идей французского Просвещения, изображали свою деятельность как "союз философов и государей". Просвещенный абсолютизм был направлен главным образом на укрепление дворянства, хотя некоторые реформы способ­ствовали развитию капиталистического уклада.

Разделение властей, в конституционном праве принцип, согласно кото­рому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (ис­полнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система сдержек и противовесов). Теория разделения властей впервые выдвинута Дж. Лоюсом, развита Ш. Монтескье. Сыграла значитель­ную роль в борьбе против абсолютизма. По принципу разделения властей впервые была построена конституция США. Разделение властей - один из важных элементов правового государства и демократии.

119


Рембрандт, Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-69), нидерландский живописец, рисовальщик, офортист. Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом, жизненностью образов. Сочетая глу­бину психологической характеристики с исключительным мастерством живо­писи, основываясь на эффектах светотени, писал портреты, в том числе груп­повые ("Ночной дозор", 1642); религиозные ("Святое семейство", 1645) и ми­фологические ("Даная", 1636) сцены. К 1660-м гг. относятся наиболее слож­ные по психологической структуре религиозные ("Возвращение блудного сы­на", около 1668-69) и исторические ("Заговор Юлия Цивилиса", 1661) компо­зиции, портреты ("Синдики", 1662). Широкая, свободная живопись, виртуоз­ная графика (рисунки, офорты) Рембрандта приобретают особую эмоциональ­ную выразительность, светотень выступает в них как средство раскрытия пси­хологических коллизий.

Рококо (фр. rococo, от rocaille - осколки камней, раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины XVIII в. Для рококо, свя­занного с кризисом абсолютизма, характерны уход от жизни в мир фантазии, театрализованные игры, мифологические и пасторальные сюжеты, эротиче­ские ситуации. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но не­глубоки. Декоративное искусство принадлежит к высшим достижениям ис­кусства XVIII в. по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству.

Роман (фр. roman), литературный жанр, эпическое произведение боль­шой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман - эпос нового времени; в отличие от народ­ного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь лич­ности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но "частная", внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем "эпопейно", т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная роман­ная ситуация - столкновение в герое нравственного и человеческого (лично­стного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман разви­вается в новое время, когда характер взаимоотношений человека и общества постоянно меняется, постольку его форма по существу является "открытой", основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим содержа­нием и находит воплощение в различных жанровых модификациях. Историче­ски первой формой считают плутовской роман. В XVIII в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман (Г. Филдинг, Т. Смол-летт) и психологический роман (С. Ричардсон, Ж. Ж. Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический роман (В. Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпоха социально-психологического романа критиче-