Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 31 из 41)

120


ского реализма XIX в. (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).

Рубенс (Rubens), Питер Пауль (1577-1640), фламандский живописец. Работал в Антверпене, в 1600-08 гг. в Италии. Характерные для барокко при­поднятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неот­делимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реали­стических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Снятие со креста", около 1611-14, "Персей и Андромеда", около 1620-21), историко-аллегорические полотна (цикл "История Марии Медичи", около 1622-25), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих при­родных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни ("Возвращение жнецов", около 1635-40), полные живого обаяния портреты ("Камеристка", около 1625). Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пла­стическая лепка, тонкость красочных градаций.

Руссо (Rousseau), Жан Жак (1712-78), французский писатель и фило­соф. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официаль­ную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях "Рассуждение о на­чале и основаниях неравенства..." (1755), "Об общественном договоре" (1762) и др. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королев­ской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенст­ва и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Госу­дарство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей (см. Общественный договор). Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762). Роман в письмах "Юлия, или новая Элоиза" (1761), а также "Исповедь" (издана в 1782-89), ставящие в центр повествования "частную", душевную жизнь, спо­собствовали становлению психологизма в европейской литературе. "Пигмали­он" (издан в 1771) - ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих из­начально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влия­ние на общественную мысль и литературу многих стран.

Сентиментализм (от фр. sentiment - чувство), течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й половины XVIII - начале XIX вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма (см. Просвещение), объявил доминантой "человеческой природы" не разум, а чувство, и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании "естест­венных" чувств, отсюда большой демократизм сентиментализма и открытие им богатого духовного мира простолюдина. Близок предромантизму. Главные представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Л. Голдсмит, Т. Смоллетт (поздние произведения), Ж. Ж. Руссо и писатели "Бури и натиска" (наиболее радикаль-

121


ное выражение демократических тенденций сентиментализма). Вершина сен­тиментализма в России - повесть "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина.

Французская революция 1789-99 гг., Король Людовик XVI созвал в мае 1789 г. Генеральные штаты. Депутаты от третьего сословия (купцы, ре­месленники, буржуа, рабочие) объявили себя 17 июня 1789 г. Национальным, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка разгона собрания вызвала на­родное восстание: штурм 14 июля 1789 г. Бастилии явился началом француз­ской революции. В августе 1989 г. принята Декларация прав человека и граж­данина. После низвержения монархии в результате восстания 10 августа 1792 г., возглавленного Парижской Коммуной, политическое руководство перешло к жирондистам, которым противостояли якобинцы, стремившиеся к углубле­нию революции. 22 сентября 1792 г. учреждена республиканская форма прав­ления. В январе 1793 г. цо приговору Конвента (высший законодательный и исполнительный орган) был казнен король Людовик XVI, обвиненный в госу­дарственной измене. Восстание 31 мая - 2 июня 1793 г. привело к установле­нию якобинской диктатуры. Правительство якобинцев, мобилизовав народ, обеспечило победу над вторгшимися во Францию войсками европейских мо­нархических государств (Пруссии, Австрии и др.), радикально разрешило аг­рарный вопрос. Однако ограничительный режим и террор якобинцев подорва­ли их социальную базу. Термидорианский (по названию 11-го месяца фран­цузского республиканского календаря) переворот низверг якобинскую дикта­туру. Власть сосредоточилась в руках крупной буржуазии. В 1795 г. установ­лен режим Директории. Государственный переворот 18 брюмера (1799) зна­меновал окончание революции.

Хабеас корпус акт (Habeas Corpus Act), в Великобритании один из ос­новных конституционных актов; принят в 1679 г. Гарантирует процессуальные права граждан, неприкосновенность личности, устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду.

"Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел", ("Encyclopedic, ou Dictionnaire raisonne des Sciences, des Arts et des Metiers"), одно из самых знаменитых универсальных справочных изданий, памятник французской культуры XVIII в.

Дополнительные материалы

Промышленный переворот в Англии и его социальные последст­вия. (Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Т. 3. Буржуазный век. М., 1996.С.13-18,45, 48-55:

"Переход от мануфактурного производства к машинно-фабричному, от­носящийся ко второй половине XVIII в., был, разумеется, не случайностью, а логическим и исторически неизбежным последствием всей эволюции. Разви-

122


тие техники, изобретение машин, введение пара как двигательной силы не мо­гут считаться конечными и решающими причинами происшедшего переворо­та - нет, это развитие техники само было лишь результатом вновь назревших потребностей.

Истинные причины экономического переворота лежат гораздо глубже и восходят к более отдаленному времени, а именно к эпохе великих открытий. Открытие новых торговых путей в XV-XVI вв. не только привело к накопле­нию больших богатств в среде купечества - оно быстро и во все возрастав­шем размере расширило рынок для промышленности тех стран, которые вели морскую торговлю. Сначала для Испании, Голландии и Англии, потом, глав­ным образом, для Англии, все более становившейся царицей морей. Удовле­творить эти быстро растущие потребности рынка ремеслу оказалось под конец не по плечу. Массовый сбыт предполагал массовое производство.

Вторая половина XVHI в. знаменует собой этот поворотный пункт в ис­тории. А эта потребность в массовом производстве сказалась, естественно, прежде всего на производстве таких предметов, которые и раньше изготавли­вались в особо большом количестве для рынка и даже тогда составляли важ­нейший предмет торговли, а именно на ткацкой промышленности. В этой от­расли особенно рано обнаружилось, что ремесленники отстают от потребно­стей рынка. Из-за все возраставшего производства в середине XVIII в. оказа­лось, что для всех имевшихся в наличии веретен уже недостаточно пряжи, так как один ткач мог привести в движение шесть или восемь веретен. Каждый станок часто и подолгу бездействовал, так как не было нужной пряжи.

Главнейшей потребностью времени стало, таким образом, устройство машины, которая "пряла бы без помощи пальцев" и столько пряжи, сколько нужно станку, чтобы непрерывно находиться в работе. Так обозначилась глав­нейшая техническая проблема эпохи. Проблему эту решило изобретение пря­дильной машины, знаменитой "Jenny Mule". Она была изобретена и усовер­шенствована исключительно ткачами, которые особенно остро ощущали эту потребность. Брадобрей Аркрайт, которому история необоснованно приписала главную честь этого изобретения, был на самом деле только первым его бес­совестным эксплуататором.

Аналогичные потребности вызвали изобретение и усовершенствование паровой машины. В интересах все большего повышения работоспособности прядильной машины она обслуживалась сначала руками, потом лошадьми, наконец, водой, мельничными колесами. Производитель теперь был прикован к определенному месту. Насущнейшая же потребность фабриканта заключа­лась в возможности производить товар везде, и прежде всего там, где он мог найти самые дешевые "руки" для обслуживания машин и где он не зависел бы от отдельного рабочего. Такую возможность он мог найти тогда только в го-

123


роде. Изобретенная Джеймсом Уаттом паровая машина и позволяла ставить где угодно механическое веретено, а потом и механический станок...

Так началась та огромная промышленная революция, которая шаг за шагом втягивала в свой круговорот все продукты и все потребности...

Во главе шла Англия. Иначе и быть не могло. Здесь вся историческая ситуация ранее, чем в других странах, сделала возможным воцарение нового способа производства. По этой только причине здесь и вспыхнула раньше, чем где бы то ни было, буржуазная революция, то есть такая революция, в которой буржуазные интересы торжествовали победу над интересами абсолютизма.