Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 34 из 41)

Искусство XVIII в. прошло два этапа. Первый продолжался до 1740-1760 гг Он характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. Своеобразие искусства первой половины XVIII в.- в сочетании остроумного и насмешливого скептицизма и изыскан­ности. Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному ли-

131


ризму, с другой стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к сказоч­ным образам Востока - арабов, китайцев, персов. Одновременно с рококо развивалось реалистическое направление - у некоторых мастеров оно приоб­рело острообличительный характер (Хогарт, Свифт). Открыто проявлялась борьба художественных направлений внутри национальных школ. Второй этап связан с углублением идеологических противоречий, ростом самосозна­ния, политической активности буржуазии и народных масс. На рубеже 1760-1770-х гг. Королевская Академия во Франции выступила против искус­ства рококо и пыталась возродить парадный, идеализирующий стиль акаде­мического искусства конца XVII в. Галантный и мифологический жанры ус­тупили место историческому с сюжетами, заимствованными из римской исто­рии. Они были призваны подчеркивать величие утратившей авторитет монар­хии в соответствии с реакционным истолкованием идей «просвещенного аб­солютизма».

Представители передовой мысли обратились к наследию античности. Во Франции граф де Кейлюс открыл научную эру исследований в этой обла­сти («Собрание древностей», 7 томов, 1752-1767). В середине XVIII в. не­мецкий археолог и историк.искусств Винкельман («История искусства древ­ности», 1764) призывал художников вернуться к «благородной простоте и к спокойному величию древнего искусства, несущего в себе отражение свободы греков и римлян эпохи республики». Французский философ Дидро нашел в античной истории сюжеты, обличающие тиранов, призывающие к восстанию против них. Возник классицизм, противопоставивший декоративности рококо естественную простоту, субъективному произволу страстей - познание зако­номерностей реального мира, чувство меры, благородство мысли и поступков. Художники впервые изучали древнегреческое искусство на вновь открытых памятниках. Провозглашение идеального, гармоничного общества, примат долга над чувством, пафос разума - общие черты классицизма XV11 и XVIII вв. Однако классицизм XVII в., возникший на почве национального объединения, развивался в условиях расцвета дворянского общества. Для классицизма XV1I1 в. характерна антифеодальная революционная направлен­ность Он был призван объединить прогрессивные силы нации для борьбы с абсолютизмом. За пределами Франции классицизм не имел революционного характера, которым он отличался в первые годы французской революции.

Одновременно с классицизмом, испытывая его воздействие, продолжа­ло жить реалистическое направление. В нем наметились рационалистические тенденции: художники стремились обобщать жизненные явления.

Во второй половине XVIII в. зародился сентиментализм с его культом чувства и страсти, преклонением перед всем простым, наивным, искренним. Возникло и связанное с ним предромантическое направление в искусстве, пробудился интерес к средневековью и народным формам искусства. Пред-132


ставители этих течений утверждали ценность благородных и активных чувств человека, раскрывали драматизм его конфликтов с окружающей средой, по­буждавших к вмешательству в реальные общественные дела во имя торжества справедливости. Они прокладывали путь «к познанию человеческого сердца и магическому искусству представлять глазам зарождение, развитие и круше­ние великой страсти» (Лессинг) и выражали назревавшую потребность в ис­кусстве взволнованном, патетическом".

Контрольные задания

Задание 1. Что такое промышленная революция?

Задание 2. Чем отличается фабрика от мануфактуры?

Задание 3. В чем состояли причины промышленной революции?

Задание 4. Какие изобретения произвели революцию в производстве?

Задание 5. В каких странах началась промышленная революция? Что этому способствовало?

Задание 6. Какие новые социальные группы населения сформировались в результате промышленной революции?

Задание 7. В чем состояли методы первоначального накопления капита­ла? Дайте им оценку.

Задание 8. В чем сущность абсолютизма?

Задание 9. Что включает в себя понятие "просвещенный абсолютизм"?

Задание 10. Интересы какого класса защищала абсолютная монархия в первую очередь?

Задание 11. Дайте определение либерализма.

Задание 12. В каких странах задачи буржуазной революции были во­площены наиболее полно и раньше всего?

Задание 13. Каких целей добивались участники буржуазных революций XV1I-XVIII вв.?

Задание 14. Что представляет собой принцип разделения властей?

Задание 15. Какое явление в духовной жизни Европы получило назва­ние "Просвещение"? Каковы черты этого явления?

Задание 16. Назовите известных вам просветителей.

Задание 17. В чем смысл теории "естественного права"?

Задание 18. Каково отношение просветителей к религии?

Задание 19. В чем вы видите значение идейного наследия деятелей эпо­хи Просвещения?

Задание 20. Расскажите об основных чертах стиля барокко и его веду­щих представителях.

Задание 21. Каковы особенности стиля рококо?

133


Задание 22. Расскажите об основных чертах классицизма и его ведущих представителях.

Список литературы

Бродель Ф. Материальная цивилизация. Экономика и капитализм в XV -XVIII вв.: В 3 т. Т. 1. ML: Наука, 1968.

Виллор Ж. И. К. Формирование французской нации. М.: Наука, 1957.

Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. М.: Наука, 1984.

Европейский романтизм. М.: Наука, 1973.

История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX в. М.: Искусство, 1995.

История зарубежного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1983.

Люблинская А. Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630-1642 гг. Л.: Наука, 1982.

Монтескье Ш. Персидские письма. М.: Наука, 1982.

Очерки новой и новейшей истории США.: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1960.

Очерки по истории Франции. Л.: Наука, 1957.

Питер Пауль Рубенс: Письма. Документы. Суждения современников. М.: Наука, 1977.

Русский и западноевропейский классицизм. М.: Наука, 1982.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: В 3 т. М.: Республика, 1994. Т. 2. Галантный век; Т. 3. Буржуазный век.

Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983.

Хрестоматия по новой истории. Т. 1. М.: Наука, 1963.

Занятие 2. Культура Западной Европы в XIX в.

Вопросы для изучения

пы.

1. Социально-экономическое и политическое развитие Западной Евро-

2. Духовная культура и искусство.

Методические указания

При изучении первого вопроса обратите внимание на то, что фундамен­тальным фактором в истории европейской цивилизации XIX в. стала индуст-


риальная революция, результатом которой было построение в конце века ин­дустриального общества. Индустриальная революция в Западной Европе спо­собствовала усилению различий между Западом и Востоком. Вспомните мате­риалы первого занятия по данной теме (фрагменты из работы Фукса Э. Иллю­стрированная история нравов. М., 1996. Т. 3. Буржуазный век), где показаны причины, сущность и социальные последствия промышленного переворота в Англии. Они во многом те же, что и в других европейских странах.

В XIX в. страны Европы сотрясали буржуазные революции, вследствие которых старые феодальные порядки уступали место новым, буржуазным. Оз­накомьтесь со статьями словаря "Революция 1848 г. во Франции", "Революция 1848-1849 гг. в Германии". В разделе "Дополнительные материалы" позна­комьтесь с очерком, посвященным французским революциям XIX в. и их ито­гам.

При изучении второго вопроса обратите внимание на появление нового взгляда на развитие органического мира и происхождение человека. Прочи­тайте статьи, посвященные Дарвину и дарвинизму как теории, которая нанес­ла удар по ранее общепринятым теориям креационизма - божественного тво­рения мира и человека. Ознакомьтесь с новыми социальными учениями, поя­вившимися в Европе, и их наиболее яркими представителями, такими как Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Маркс, Энгельс.

Прочитайте статьи о романтизме, ампире, неоклассицизме, импрессио­низме, постимпрессионизме, о творчестве наиболее ярких представителей этих художественных стилей в архитектуре, литературе и изобразительном ис­кусстве. Отметьте возросшую роль литературы в жизни человека и общества, что стало следствием распространения грамотности и издания книг массовы­ми тиражами.

Для проверки степени овладения материалом выполните контрольные задания.

Словарь терминов

Ампир (от фр. empire, букв. - империя), стиль в архитектуре и декора­тивном искусстве трех первых десятилетий XIX в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное на­следие императорского Рима, древнегреческой архаики. Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции,.где его от­личало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых ин­терьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государст­венной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейских стран, в том