Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 35 из 41)


135

134


числе в России, где он дал классические образцы градостроительства, обще­ственных сооружений, городских и усадебных домов.

Байрон (Byron), Джордж Ноэл Гордон (1788-1824), английский поэт-романтик; член палаты лордов. В 1816 г покинул Великобританию, жил в Италии. В поэме "Паломничество Чайльд Гарольда" (1812-18), "восточных" поэмах (в том числе "Гяур", "Лара", "Корсар"), философско-символических драматических поэмах-мистериях "Манфред" (1817) и "Каин" (1821), цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы "Еврейские мелодии" (1813-15) отражено острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность раз­очарования в действительности (мотивы мировой скорби, "космического пес­симизма"). Протест против зла мира, отстаивание прав личности приобретает иронико-сатирическую (поэма "Бронзовый век", 1823), нравоописательскую (роман в стихах "Дон Жуан", 1819-24, не закончен), а иногда политическую окраску (лирика). Байрон был участником движения карбонариев, националь­но-освободительной революции в Греции (умер в военном лагере). Создал тип "байронического" рефлексирующего героя, разочарованный мятежный инди­видуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу (сила богоборческих настроений определила пафос "Манфреда" и "Каина"), трагически переживающий разлад с миром и собст­венную раздвоенность. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в ду­ховном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма (начало XIX в.), в том числе "русского".

Бальзак (Balzac), Оноре де (1799-1850), французский писатель. Эпопея "Человеческая комедия" из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: романы "Неведомый шедевр" (1831), "Шагреневая ко­жа" (1830-31), "Евгения Гранде" (1833), "Отец Горио" (1834-35), "Цезарь Би-ротто" (1837). "Утраченные иллюзии" (1837-43), "Кузина Бетта" (1846). Эпо­пея Бальзака - грандиозная по широте охвата реалистическая картина фран­цузского общества.

Ван Гог (van Gogh), Винсент (1853-90), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма. Страстная эмоциональность, остродрама­тическое восприятие жизни, социальный протест, присущие искусству ван Го-га, выражались им в 1-й половине 80-х гг. в произведениях, выдержанных в сумрачной гамме, проникнутых сочувствием к людям труда; с 1888 г. создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной ма­нере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной ди­намике пастозного мазка ("Ночное кафе", 1888; "Пейзаж в Овере после дож­дя", 1890).

Гойя (Goya), Франсиско Хосе де (1746-1828), испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством,

136


страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для королевской шпалерной мастерской ("Игра в жмурки", 1791), портреты ("Семья короля Карла IV", 1800), росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в "Доме Глухо­го", 1820-23), графика (серии "Капричос", 1797-98, "Бедствия войны", 1810-20), картины ("Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" и "Расстрел пов­станцев в ночь на 3 мая 1808 года", обе около 1814).

Гоген (Gauguin), Поль (1848-1903), французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по компози­ции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы ("Брод", 1901, "А, ты ревнуешь?", 1892).

Дарвин (Darwin), Чарлз Роберт (1809-1882), английский естествоиспы­татель, создатель дарвинизма, иностранный член-корреспондент Петербург­ской АН (1867). В основном труде "Происхождение видов путем естественно­го отбора" (1859), обобщив результаты собственных наблюдений (плавание на "Бигле", 1831-36) и достижения современной ему биологии и селекционной практики, вскрыл основные факторы эволюции органического мира. В груде "Изменение домашних животных и культурных растений" (т. 1-2, 1868) изло­жил дополнительный фактический материал к основному труду. В книге "Происхождение человека и половой отбор" (1871) обосновал гипотезу проис­хождения человека от обезьяноподобного предка. Работы по геологии, бота­нике и зоологии; автобиография.

Дега (Degas), Эдгар (1834-1917), французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Картины отличаются острым, ди­намичным восприятием современной жизни, со строго выверенной асиммет­ричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур. Мастер пастели ("Голубые танцовщицы", "Звезда").

Делакруа (Delacroix), Эжен (1798-1863), французский живописец и график. Глава французского романтизма. Дух свободолюбия, активного дей­ствия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гумани­стическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях ("Резня на Хиосе", 1823-24; "Свобода, ведущая на­род", 1830). Творческая фантазия, страстный темперамент выразились в исто­рических композициях, в произведениях на темы Востока, классической и со­временной литературы ("Алжирские женщины", 1833-34; "Взятие крестонос­цами Константинополя", 1840-41), иллюстрациях к произведениям У. Шек­спира, И. В. Гете.

137


Щ:


Диккенс (Dickens), Чарлз (1812-70), английский писатель. Юмористи­ческие нравоописательные "Очерки Боза" (1836) посвящены обитателям раз­личных слоев лондонского общества. В сентиментальном романе "Посмерт­ные записки Пиквикского клуба" (1837) свойственные Диккенсу ирония и са­тира побеждаются своеобразным диккенсовским комизмом, обусловленным верой в доброе начало человека. Пафосом сострадания к униженным, непри­ятия всех форм социальной несправедливости проникнуты авантюрно-приключенческие романы "Приключения Оливера Твиста" (1838), "Николас Никльби" (1839), "Мартин Чезлвит" (1844). Социальный оптимизм Диккенса (романы "Лавка древностей", 1841, "Рождественские повести", 1843-46) всту­пал в противоречие с гротескно-реалистическим изображением губительной психологии собственничества и прагматизма: романы воспитания "Домби и сын" (1848) и "Дэвид Копперфилд" (1850, с автобиографическими чертами), роман "Холодный дом" (1853). Детективный роман "Тайна Эдвина Друда" (1870). Рисуя драматическую картину английской жизни, Диккенс вносил в нее смягчающие сказочно-сентиментальные оттенки (в том числе романы "Тяжелые времена", 1854, "Крошка Доррит", 1857). Основные нравственные коллизии романов Диккенса - столкновение бескорыстного, великодушного или беззащитного героя с миром эгоистических страстей и расчета, олицетво­ряемым низким злодеем или холодным рационалистом (иногда способным к нравственному преображению).

Жерико (Gericault), Теодор (1791-1824), французский живописец и гра­фик Основоположник романтизма во французской живописи. Драматично-напряженные произведения ("Плот Медузы", 1818-19) отличаются актуально­стью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени; быто­вые сцены, пейзажи ("Дебри в Эпсоме", 1821) повлияли на реалистов середи­ны XIX в.

Золя (Zola), Эмиль (1840-1902), французский писатель. Основное про­изведение - 20-томная серия романов "Ругон-Маккары" (1871-93), история одной семьи в эпоху Второй империи. В романах серии "Чрево Парижа" (1873), "Западня" (1877), "Жерминаль" (1885), "Деньги" (1891), "Разгром" (1892) с большой реалистической силой изображены социальные противоре­чия. Золя сторонник принципов натурализма (книга "Экспериментальный ро­ман", 1880). Выступал с протестами против дела Дрейфуса (памфлет "Я обви­няю", 1898).

Импрессионизм (от фр. impression - впечатление), направление в ис­кусстве последней трети XIX - начале XX вв., представители которого стре­мились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Им­прессионизм зародился в 1860-е гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега анесли в искусство свежесть и непосредственность воспри-


ятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуа­ций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожи­данные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, .растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложе­ние сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цвето­вые тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев, интерес к мгновенному движению, текучей форме вос­приняли скульпторы (во Франции - О. Роден, в Италии - М. Россо, в России -П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма конца XIX - начала XX вв. (во Франции - К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сло­жившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной про­граммности, интерес к тембровой и гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европей­ской литературе последней трети XIX в., русской поэзии начала XX в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).