Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 36 из 41)

Канова (Canova), Антонио (1757-1822), итальянский скульптор. Пред­ставитель классицизма. Эффектные надгробия (Папы Климента XIII, 1792), мифологические статуи ("Амур и Психея", 1793), идеализированные портреты ("Паолина Боргезе в образе Венеры", 1805-07).

Креационизм (от лат. creatio - сотворение), религиозное учение о со­творении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий инду­изма, христианства, ислама.

Матисс (Matisse), Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил празд­ничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия ("Танец", 1910; "Красные рыбы", 1911), в витражах, гравюрах, литографиях.

Моне (Monet), Клод (1840-1926), французский живописец. Представи­тель импрессионизма. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пей­зажи; в 1890-х гг. стремился запечатлеть мимолетные состояния световоздуш-ной среды в разное время дня (серии "Стога сена", 1890-91, "Руанский собор", 1893-95).

Наполеон I (Napoleon) (Наполеон Бонапарт) (1769-1821), французский император в 1804-14 гг. и в марте - июне 1815 г. Уроженец Корсики. Начал службу в войсках в 1785 г. в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдви­нулся в период Великой французской революции (достигнув чина бригадного


139

138


генерала) и при Директории (командующий армией). В ноябре 1799 г. совер­шил государственный переворот (18 брюмера), в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим с течением времени в своих руках всю полноту власти; в 1804 г. провозглашен императором Установил диктаторский режим. Провел ряд реформ (принятие гражданского кодекса, 1804, основание французского банка, 1800, и др.). Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Пора­жение наполеоновских войск в войне 1812 г против России положило начало крушению империи Наполеона I. Вступление в 1814 г. войск антифранцузской коалиции в Париж вынудило Наполеона I отречься от престола. Был сослан на о. Эльба. Вновь занял французский престол в марте 1815 г. (см. "Сто дней"). После поражения при Ватерлоо вторично отрекся от престола (22 июня 1815 г.). Последние годы жизни провел на о. Св. Елены пленником англичан.

Неоклассицизм (фр. neo-classicisme), общее название художественных течений 2-й половины XIX и XX вв., основывавшихся на классических тра­дициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие "неоидеалисты" - живописцы X. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд - противопоставляли противоречиям жизни "вечные" эстети­ческие нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуа­листическому произволу (в XX в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Бе-ренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассициз­мом течения "новая вещественность" в Германии, "метафизическая живопись" в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительно­сти связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910-20-х гг. (Э. Лаченс) и США 1950-60-х гг. (Э. Стоун, A. Stone), в американской живо­писи 1930-х гг. (регионализм). Неоклассицизмом часто называют также клас­сицизм XVIII - начала XIX вв., в отличие от классицизма XVII в. Литератур­ный неоклассицизм ("романская школа" французских поэтов XX в.) характе­ризуется ориентацией на античную и классическую трагедию и лирику, под­черкнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставляв­шимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представ­лявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов конца XIX - начала XX вв. Он проявился в твор­честве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского. Воссоз­дание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизма с обновлением музыкального языка.

Оуэн, Роберт (1771-1858), английский социалист-утопист. В начале 1810-х гг. разработал филантропический план улучшения условий жизни ра­бочих и пытался осуществить его- на прядильной фабрике в Нью-Ланарке


(Шотландия), управляющим которой он был с 1800 г. В 1817г. выдвинул про-g грамму радикальной перестройки общества путем создания самоуправляю­щихся "поселков общности и сотрудничества", лишенных частной собствен-;, ности, классов, эксплуатации. Основанные Оуэном опытные коммунистиче-,¥ • ские колонии в США ("Новая Гармония" и др.) и Великобритании потерпели

- неудачу.

f Постимпрессионизм (от лат. post - после и импрессионизм), общее на-

; звание течений в живописи конца XIX - начала XX вв., возникших во Фран-

*; ции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолет-§ ному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрес-% сионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых |; материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живопис­ных методов. К постимпрессионистам относят П. Сезанна, В. ван Гога, П. Го­гена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы "наби".

Реализм в искусстве: 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее худо­жественного познания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенден­ция исторического развития искусства, присущая различным его видам, сти­лям, эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в ис­кусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С. Пушки­на); 2) исторически конкретная форма художественного сознания нового вре­мени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. XIX в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма XIX-XX вв.: объектив­ное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истин­ностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфлик­тов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. кон­кретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физи­ческих, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в спосо­бах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному проти­востоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представи­телей реализма в различных видах искусства XIX в. - Стендаль, О Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф; М. Достоевский, М. Твен. А. П. Че­хов.

Революция 1848 г. во Франции. Началась победой Февральской рево­люции 1848 г. 24 февраля была низвергнута монархия и создано Временное правительство. 25 февраля провозглашена республика (Вторая республика). В


140

141


феврале - марте были провозглашены демократические свободы, принят дек­рет о "праве на труд" и др. Образованное в апреле 1848 г. правительство рес­публиканцев, победивших на выборах в Учредительное собрание (23-24 апре­ля), 22 июня издало распоряжение о закрытии национальных мастерских. В ответ рабочие 23 июня начали вооруженное выступление. После поражения восстания республиканцы пошли на значительные уступки монархистам. На выборах в Законодательное собрание в мае 1849 г. победила монархическая "Партия порядка". В мае 1850 г. было ликвидировано всеобщее избирательное право. Государственный переворот 2 декабря 1851 г., поддержанный крупной буржуазией, чиновничеством, офицерством, католическим духовенством, ус­тановил военную диктатуру Луи Бонапарта; 2 декабря 1852 г. была восста­новлена монархия (Вторая империя).

Революция 1848—49 гг. в Германии. 27 февраля 1848 г. начались мас­совые народные собрания и демонстрации в Бадене. 18 марта произошло вос­стание в Берлине, 29 марта было сформировано либеральное правительство. 22 мая созвано Национальное собрание. В апреле и сентябре 1848 г. произош­ли восстания в Бадене, 14 июня - захват берлинскими рабочими арсенала, в мае 1848 г. - открытие во Франкфурте-на-Майне общегерманского Нацио­нального собрания, в мае - июле 1849 г. - движение в Саксонии и Юго-Западной Германии в защиту принятой в марте 1849 г. Франкфуртским на­циональным собранием имперской конституции. В ноябре-декабре 1848 г. дворяне-монархисты произвели государственный переворот в Пруссии, открывавший путь к восстановлению абсолютизма.

Ренуар, Опост (1841-1919), французский живописец, график и скульп­тор. Представитель импрессионизма. Светлые и прозрачные по живописи пей­зажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия ("Мулен де ла Галет", 1876, "Портрет Жанны Самари", 1877). Роден (Rodin), Опост (1840-1917), французский скульптор. Смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергичную живописную леп­ку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) соче­тал с драматизмом замысла, стремлением к философским обобщениям ("Бронзовый век", 1876; "Граждане Кале", 1884-88; работы для "Врат ада", с 1880, в том числе "Мыслитель").