Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 37 из 41)

Романтизм (фр. romantisme), идейное и художественные направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII -1-й половины XIX вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца XVIII в., в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и ис-

142


кусства. Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление соз­дать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. XIX в. под влиянием литера­турного романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к ин­струментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенст­во музыки и лирики в романтизме.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в жи­вописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (например, ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобрази­тельном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим клас­сицизмом. Главные представители романтизма в литературе - Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев; в музыке - Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы роман­тизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.

Сезанн (Cezanne), Поль (1839-1906), французский живописец. Предста­витель постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных по­строений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм ("Бере­га Марны", 1888; "Персики и груши", 1888-90).

Сен-Симон (Saint-Simon), Клод Анри де Рувруа (1760-1825), граф, французский мыслитель, социалист-утопист. Движущими силами историче­ского развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. Основные черты будущей "промышленной системы" Сен-Симона: обязательный труд. единство науки и промышленности, научное планирование хозяйства, распре­деление по "способностям" и,т. д. В будущем обществе, по Сен-Симону, со­храняется частная собственность, а пролетариат и буржуазия образуют еди­ный класс "индустриалов". В сочинении "Новое христианство" (1825) объяв­лял освобождение рабочего класса целью своих стремлений, но путь решения этой задачи видел в утверждении "новой" религии ("все люди братья").

Скотт (Scott), Вальтер (1771-1832), английский писатель Основопо­ложник английского реалистического романа. Сборник народных баллад

•143


"Песни шотландской границы" (т. 1-3, 1802-03); романтические поэмы "Песнь последнего менестреля" (1805), "Дева озера" (1810). Исторические ро­маны на материале европейской истории (в том числе шотландской) в ее пе­реломные моменты: "Уэверли" (1814), "Пуритане" (1816), "Роб Рой" (1818), "Айвенго" (1820), "Квентин Дорвард" (1823).

Социализм, обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин "социализм" появился во 2-й половине XIX в. (П. Леру), однако пред­ставления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о "золотом веке", они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма. Так называемая теория научного социализма, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривала со­циализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капи­тализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры про­летариата.

Стендаль (Stendhal) (настоящее имя Анри Мари Бейль, Beyle) (1783-1842), французский писатель. Книга "Расин и Шекспир" (1823-25) пер­вый манифест реалистической школы. Мастерством психологического анали­за, реалистическим изображением общественных противоречий отмечены ро­маны: "Красное и черное" (1831) о трагической карьере "плебея", переживаю­щего конфликт честолюбия и чести; "Пармская обитель" (1839), поэтизация свободного чувства, обличение политической реакции после наполеоновских войн. В романе "Люсьен Левей" (опубликован в 1855 г., полностью в 1929 г.) показана Франция периода Июльской монархии. Автор книг "История живо­писи в Италии" (1817), "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио" (1817), психо­логического трактата "О любви" (1822), новеллы "Ванина Ванини" (1829), цикла новелл "Итальянские хроники" (издан в 1855 г.).

Фурье, Шарль (1772-1837), французский социалист. Подверг критике современный строй "цивилизации" и разработал проект плана будущего обще­ственного строя "гармонии", в котором должны развернуться все человеческие способности. Первичной ячейкой нового общества считал "фалангу", соче­тающую промышленное и сельскохозяйственное производство. Высказывал представления о будущем обществе (труд как потребность и наслаждение, уничтожение различий между умственным и физическим трудом и др.). Фурье считал, что сохранятся частная собственность, классы, нетрудовой доход. Но­вое общество утвердится, по Фурье, путем мирной пропаганды социалистиче-' ских идей. Сочинения: "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (1808), "Теория всемирного единства" (1822), "Новый хозяйственный социетарный мир" (1829). Последователями Фурье были В. Консидеран, петрашевцы и др.

144


\Ш11И.'рИи.'1Ы

Дарвинизм. Краткий очерк теории эволюции ('Энциклопедия 1-Ciipu.i.ui иМефодия. М., 1999):

"Дарвинизм - теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. Движущими силами эво­люции, по Дарвину, являются наследственная изменчивость и естественный отбор. Изменчивость служит основой образования новых признаков в строе­нии и функциях организмов, а наследственность закрепляет эти признаки. В результате борьбы за существование происходит преимущественно выжива­ние и участие в размножении наиболее приспособленных особей, т. е. естест­венный отбор, следствием которого является возникновение новых видов. При этом существенно, что приспособленность организмов к окружающей среде носит относительный характер. Независимо от Дарвина к близким выводам пришел А. Уоллес. Существенный вклад в пропаганду и развитие дарвинизма внесли Т. Гексли (в 1860 г. предложил термин «дарвинизм»), Ф. Мюллер и Э. Геккель, А. О. и В. О. Ковалевские, Н. А. и А. Н. Северцовы, И. И. Мечни­ков, К. А. Тимирязев, И. И. Шмальгаузен и др. В 20-30-е гг. XX в. сформиро­валась так называемая синтетическая теория эволюции, объединившая клас­сический дарвинизм и достижения генетики. Как целостное материалистиче­ское учение дарвинизм совершил переворот в биологии, подорвал позиции креационизма и витализма, оказал во 2-й половине XIX в. огромное влияние на естественные и общественные науки, культуру в целом. Однако еще при жизни Дарвина, наряду с широким признанием его теории, в биологии воз­никли различные течения антидарвинизма, отрицавшие или резко ограничи­вавшие роль естественного отбора в эволюции и выдвигавшие в качестве главных сил, приводящих к видообразованию, другие факторы. Полемика по основным проблемам эволюции учения продолжается и в современной науке".

Марксизм. Краткий очерк (Энциклопедия Kupicna и Мефодия. М.. 1999):

"Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, ос­новоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение не­мецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской полит­экономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс .и Энгельс разработали диалектический ма­териализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производи­тельные силы определяют производственные отношения, формы собственно-

145


сти, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Един­ство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступа­тельного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов -движущая сила истории, а ее высшее выражение - социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощ­ные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности).

Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли Х1Х-ХХ вв. В то же время подверглись критике содержавшиеся в нем утопические, проти­воречивые и ошибочные представления. В марксизме абсолютизировалась роль социальных антогонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались воз­можности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; ут­верждалась необходимость ликвидации парламентских институтов и разделе­ния властей; отвергалась общечеловеческая нравственность. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с нача­ла XX в. разделилось на революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э. Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретиче­ские основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма".