Фрагмент 3. Неолит (6-2 тыс. лет до н. э.)
"Этот период характеризуется переходом человечества от пассивного присвоения продуктов природы к производящей хозяйственной деятельности. Появились новые формы производства - скотоводство и земледелие, техника обработки каменных орудий, развивалось гончарное производство и строительное дело, совершенствовалось ткачество и обработка кожи.
Эти изменения поставили человека в более сложные отношения с природой, что отражалось на развитии культуры в разных областях. Нарастающее разделение труда, усиление родовых общин и укрепление связей между ними усложнили отношения между людьми. Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология, возникли более сложные формы осмысления жизни.
В искусстве неолита начали проявляться локальные особенности. Они дают возможность отличить неолит Египта и Передней Азии от неолита Европы. В наскальной живописи продолжал существовать схематический стиль изображений человеческих фигур и животных - так называемый «Лыжник» в Редей (провинция Нордланд, Норвегия), «Медведь» в Финнхаг (Нордланд, Норвегия). Петроглифы, высеченные охотниками и рыболовами под открытым небом на скалах и гранитных валунах (отдельные изображения достигают высоты 8 м), изображают лосей, северных оленей, медведей, китов, тюленей, рыб, рептилий. Редко встречающиеся среди фигур животных человеческие фигуры схематичны. На северо-востоке Европы в районах Белого моря и на гранитных берегах Онежского озера неолитические охотники высекли вереницы лошадей, силуэты рыб и примитивных человеческих фигур. ...Подобные изображения животных находятся в Крыму, на Кавказе, Урале, Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Выдающейся художественной ценностью, эпической мощью и лаконизмом отличаются петроглифы Каменных островов на Ангаре. Они позволяют наблюдать связь искусства неолита с искусством палеолита.
Неолит обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной скульптуры (Южная Европа, Средиземноморье). К их числу принадлежат изваянья так называемых «каменных баб» Северного Причерноморья, представляющие собой каменные столбы с округлыми головами и руками, сложенными у пояса.
При наличии ясно выраженной тенденции к схематизму (гигантообраз-ные Кикладские идолы, мрамор, III-II тысячелетие до н. э., Афины, Национальный археологический музей) в некоторых статуях связь с реальными
15
формами не обрывается до конца (терракотовые женские фигуры из Трипо-лья).
Характерная черта культуры неолита - распространение мелкой пластики, художественных ремесел и орнамента, которые положили начало декоративному искусству. В то время как статуэтки животных все еще были близки натуре, в изображениях женского божества земледелия часто проступали черты схематизма. Живое чувство пластики, присущее искусству палеолита, уступало место отвлеченным геометрическим формам.
Новые черты характеризуют и художественные ремесла... В основе орнамента - условно-схематическая передача явлений природы и стремление обобщить, абстрагировать наблюдения реальных образов. Простейший орнамент появился как след от плетения, обмазанного глиной. В дальнейшем этот орнаментальный мотив рисовался. Возникли геометрические узоры, покрывавшие сосуды и другие предметы быта.
Примером орнаментально-керамических изделий могут служить три-польские сосуды (1V-III тысячелетие до н. э., юго-запад европейской части СССР и территория ряда Балканских стран) различной формы, с орнаментом, нанесенным белой, черной или красной краской. Характерные мотивы орнамента: параллельные полосы, двойные спирали, обегающие сосуд зигзагами, концентрические круги и т. д., имеющие разнообразное смысловое значение. Из повторения одних и тех же геометрических знаков возник правильный и сложный орнаментальный узор, линии которого в бронзовый век приобрели большую гибкость и упругость. В орнамент включались схематизированные изображения людей и животных, фольклорные образы, сохранявшие значение и в дальнейшем".
Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985:
Глава VIII. Изобразительная деятельность палеолита как важнейший фактор становления сознания Homo sapiens (фрагменты)
"В палеолитическом творчестве исключительное место заняли сюжеты, отображавшие два основополагающих вида производства самой общественной жизни, - во-первых, производство основных средств существования (образ зверя) и, во-вторых, воспроизводство человека в виде определенной «телесной организации» (образ женщины). (Тем самым памятники возникавшего творчества отчетливо свидетельствуют о том, что ход мыслей начался с того же, с чего началась история - с активного отношения человека к природе и осознания производства средств существования.)
16
При этом древнейшие археологические источники наглядно показывают, что исторически исходной являлась первая тема, так ярко выраженная четвертичным анимализмом.
Все ранее сделанные наблюдения по проблеме его происхождения можно подытожить схемой генезиса сюжетного искусства на протяжении примерно 200 000 лет Она характеризует этот процесс как сложный, обогащаемый все новыми ответвлениями и связями, но единый в самой основе.
"Натуральное творчество" | Эпизодическое экспонирование значительной части туши ("продольное сечение"); Экспонирование символических частей зверя -головы, конечностей, шкуры ("поперечное сечение"); Создание особых хранилищ натуральных символов определенного вида ("медвежьи пещеры" и др.) | Ранний и средний ашель (300-200 тыс лет до н. э.) Поздний ашель Мустье (100-40 тыс. лет до н. э.) |
"Натуральный макет" | Прообраз "натурального макета" (использование естественной фигурной основы); "натуральный макет" с основой, собранной из камней (9); "натуральный макет" с грубо намеченной лепной основой и выделенной "шеей*; "натуральный макет" с глиняной основой, обобщенно передающей всю безголовую Jmrypy | Мустье Переход к верхнему палеолиту (40 тыс. лет до н. э.) Начало верхнего палеолита |
Генезис искусственных изобразительных форм | Полнообъемная обобщенная глиняная скульптура в натуральных размерах; обобщенно моделированный профильный глиняный барельеф; огрубление схематический профильно-контурный рисунок на глине; профильный рисунок с уточненным контуром (краска и гравировка) | Ранний ориньяк (30-35 тыс. лет до н э ) |
Начало верхнепалеолитического творчества | Профильный рисунок с детализированным контуром, несущим начала художественной стилизации и затем насыщаемый внутренними деталями | Средний ориньяк и позднее (20 тыс. лет до н. э.) |
. .Какова же глубинная сущность этого грандиозного процесса, до ориньяка еще не несшего на себе печати эстетического? И в чем заключалось в целом значение всего этого вида материально-теоретической практики палеолита, в которой последовательными узловыми формами генезиса и подъема творчества явились «натуральный макет», профильно-контурный рисунок, верхнепалеолитическое художественное изображение.
17
Рассмотрим иод этим углом зрения ход возникновения анималистического символа.
«Медвежьи пещеры» и их аналоги раскрывают тему, которая всепоглощающе концентрировала внимание неандертальцев. В комплексах, подобных «медвежьим пещерам», выделенный всеми условиями жизни сюжет осмыслялся посредством единственной возможности - лишь в процессе коллективных действий, явившихся следствием определенного производственно-эмоционального уровня охоты. Органическое вплетение мышления в ход труда, обраставшего новыми сторонами, вся нераздельность действия и мысли в начальном генетическом единстве демонстрируется этими памятниками с большой непосредственностью. ...Значительным шагом здесь было превращение характерных частей избранного зверя в его символы, которыми в общественное восприятие вводились природные объекты, наделенные принципиально новым (условным) смыслом. Они оценивались как нечто отличное от пищевого продукта и не подлежали потреблению.
Многократное повторение особых действий с этими очевидными олицетворениями охотничьей цели обусловило прогресс предметно-наглядного абстрагирования.
...Экспонирование и сохранение символических частей многих особей одного вида в особых местах (тех же «медвежьих пещерах») по самой сути представляло выделение одного вида животных из всей живой природы. Такое вычленение исключительного элемента, сочетающееся с определением его общих примет, составляло простейшую «абстракцию отождествления» или, иначе, «обобщающую абстракцию», создающую предпосылки для образования понятия. •
«Натуральный макет» явился закономерно переходным звеном к собственно творчеству. Две различные части макета - шкура и голова, всегда принадлежавшие одной из особей и имевшие потенциальную потребительскую ценность, и глиняное тело, равно условно относящееся ко всем животным данного вида, - противоположны друг другу. Пропорционально распределению изобразительного труда ив соответствии с его характером осуществлялись упражнения сознания - они все более сосредоточивались на оценке и совершенствовании лепной фигуры. Последняя, становясь сюжетно выразительной, входила в общественное восприятие как нечто самостоятельное. Процесс обобщения, к которому подспудно вела вся производственная практика, получал в этой модели предметное утверждение.
Полнообъсмпая глиняная скульптура явилась конечным результатом сбрасывания консервативной формы, что здесь происходило с первобытной буквальностью. Превращение вспомогательной основы в сам символ, говорящее о преодолении новым содержанием «натуральной» формы, было резким сдвигом, обозначавшим один из важнейших рубежей интеллектуальной истории - появление скульптуры зверя как первого, собственно творческого воплощения темы. Сменившая «макет» глиняная скульптура свидетельствует