Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 40 из 41)

В творчестве многих французских романтиков проявились и консерва­тивные тенденции романтизма (идеализация, индивидуализм восприятия, пе­реходящие в трагическую безысходность, апологию средневековья и т. п.), приводившие к религиозной аффектации и открытому прославлению монар­хии (Э. Девериа, А. Шеффер и др.). Отдельные формальные принципы роман­тизма широко использовали и представители официального искусства, эклек­тически соединявшие их с приемами академизма (мелодраматические исто­рические картины П. Делароша, поверхностно-эффектные парадные и баталь­ные произведения О. Берне, Э. Месонье и др.).

Историческая судьба романтизма во Франции была сложной и неодно­значной. В позднем творчестве его крупнейших представителей отчетливо проявились реалистические тенденции, отчасти заложенные уже в самой ро­мантической концепции характерности реального. С другой стороны, роман­тическими веяниями в разной мере было захвачено раннее творчество пред­ставителей реализма во французском искусстве - К. Коро, мастеров барби-зонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Мане. Мистицизм и сложный ал-

153


легоризм, подчас присущие романтизму, нашли преемственность в символиз­ме (Г. Моро и др.); некоторые характерные черты эстетики романтизма вновь проявились в искусстве «модерна» и постимпрессионизма.

Еще более сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии. Ранний немецкий романтизм, которому свойственны пристальное внимание ко всему остроиндивидуальному, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя, миетико-панте-истического настроения, связан главным образом с поисками в области порт­рета и аллегорических композиций (Ф. О. Руте), а также пейзажа (К. Д. Фрид­рих, И. А. Кох). Религиозно-патриархальные идеи, стремление возродить ре­лигиозный дух и стилистические особенности итальянской и немецкой живо­писи XV в. питали творчество назарвйцев (Ф Овербек, Ю. Шнорр фон Ка-рольсфельд, П. Корнелиус и др.), чья позиция стала особенно консервативной к середине XIX в. Для художников дюссельдорфской школы, в известной ме­ре близкой романтизму, были характерны, помимо воспевания средневековой идиллии в духе современной романтической поэзии, сентиментальность и сюжетная занимательность. Своеобразным сращением принципов немецкого романтизма, зачастую склонного к поэтизации обыденного и специфически «бюргерского» реализма, стало творчество представителей бидермейера (Ф. Вальдмюллер, И. П. Хазенклевер, Ф. Крюгер), а также К. Блехена. Со 2-й трети XIX в. линия немецкого романтизма продолжалась, с одной стороны, в помпезной салонно-академической живописи В. Каульбаха и К. Пилота, а с другой - в эпических и аллегорических произведениях Л. Рихтера и жанрово-повествовательных, камерных по звучанию работах К. Шпицвега и М. фон Швинда. Романтическая эстетика во многом определила становление творчества А. фон Менцеля, в дальнейшем крупнейшего представителя не­мецкого реализма XIX в. Так же, как и во Франции, поздний немецкий роман­тизм (в большей мере, чем французский, впитавший черты натурализма, а за­тем «модерна»), к концу XIX в. сомкнулся с символизмом (X. Тома, Ф. фон Штук и М. Клингер, швейцарец А. Бёклин).

В Великобритании в 1-й половине XIX в. некоторой близостью к фран­цузскому романтизму и вместе с тем самобытностью, ярко выраженной реа­листической тенденцией отмечены пейзажи Дж. Констебла и Р. Бонингтона, романтической фантастикой и поисками свежих выразительных средств -пейзажи У. Тёрнера. Религиозно-мистическими устремлениями, привязанно­стью к культуре средневековья и Раннего Возрождения, а также надеждами на возрождение ремесленного труда отличалось позднеромантическое движение прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант, Э. Берн-Джонс и др.).


Импрессионизм. Краткий очерк (Власов В. Г. Cniwni а искусстве: Сло­варь. Т. 1. СПб., 1995. С. 227-231):

"Весной 1874 г. группа молодых художников-живописцев: К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега, П. Сезанн, Я. Моризо, - проигно­рировав жюри официального Салона, устроила собственную выставку. Всех этих очень разных художников объединила общая борьба с консерватизмом и академизмом в искусстве Импрессионисты провели восемь выставок, послед­нюю - в 1886 г. Этим десятилетием собственно и исчерпывается история им­прессионизма как художественного течения, после чего каждый из художни­ков пошел своим собственным путем (см. Постимпрессионизм).

Одна из картин, представленных на первой выставке «независимых», как сами себя окрестили художники, принадлежала К. Моне и называлась «Впечатление. Восход солнца». В появившемся на следующий день газетном отзыве на выставку критик Л. Леруа всячески издевался над отсутствием «сделанности формы» в картинах, иронически склоняя на все лады слово «впечатление» (impression), будто бы заменяющее в работах молодых худож­ников подлинное искусство. Против ожидания, новое слово, произнесенное в насмешку, прижилось, поскольку оно как нельзя лучше выражало то общее, что объединяло всех участников выставки, - субъективное переживание цвета, света, пространства. Стараясь максимально точно выразить свои непосредст­венные впечатления от вещей, импрессионисты, освободившись от традици­онных правил, создали новый метод живописи. Его суть состояла в передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раз­дельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окру­жающей световоздушной среде. Импрессионистический метод стал, таким об­разом, максимальным выражением самого принципа живописности. Живопис­ный подход к изображению как раз и предполагает выявление связей предме­та с окружающей его световоздушной средой. Сущность импрессионистиче­ского видения природы и ее изображения заключается в ослаблении активно­го, аналитического восприятия трехмерного пространства и сведения его к двухмерности, определяемой плоскостной зрительной установкой, по вы­ражению А. Хильдебранда. «далевым смотрением на натуру», что приводит к отвлечению изображаемого предмета от его объемно-конструктивных, мате­риальных качеств, слиянию со средой, почти полному превращению его в «видимость», внешность, растворяющуюся в свете и воздухе. Не случайно П. Сезанн позднее называл лидера французских импрессионистов К. Моне «только глазом».

Эта «отстраненность» зрительного восприятия приводила также к по­давлению «цвета памяти», г. е связи цвета с привычными предметными пред-


154

155


ставлениями и ассоциациями, согласно которым небо всегда синее, а трава че-леная. На картинах импрессионистов в зависимости от рефлексов небо может стать зеленым, а трава синей. Моне, а за ним К. Писсарро и Ж. Сера первыми в истории живописи начали писать траву в тени синим кобальтом, а на солнце золотистой охрой. Законам зрительного восприятия здесь приносилась в жерт­ву «объективная правдоподобность». Сера с восторгом рассказывал всем, как он открыл для себя, что оранжевый прибрежный песок в тени - ярко-синий. Так в основу живописного метода был положен принцип контрастного вос­приятия дополнительных цветов.

Абсолютизация зрительного подхода к изобразительному искусству сделала импрессионистов «фанатиками зрения», приносящими в жертву опти­ческому методу разнообразное содержание художественного творчества. Для художника-импрессиониста по большей части не важно то, что он изображает, а важно «как». Объект становится только поводом для решения чисто живо­писных, «зрительных» задач. Поэтому импрессионизм первоначально имел еще одно, позднее забытое название - «хроматизм» (от греч. chroma - цвет)".

Что делает Запад Западом? (С. Хантингтон. Столкновение цивилиза­ций и передел мира. Simon & Schuster, 1996. С. 62-64):

"Что же отличало западную цивилизацию от других в течение тех не­скольких столетий, пока она не модернизировалась? Ученые, которые пыта­лись дать ответ на этот вопрос, не согласны друг с другом, но там, где дело касается деталей, выделяют ряд институтов, форм деятельности и представ­лений, которые могут быть с полным правом названы ядром западной циви­лизации. Характеристики эти таковы.

Классическое наследие. Как цивилизация третьего поколения, Запад многое унаследовал от своих предшественников, в особенности от классиче­ской цивилизации. Классическое наследие в западной цивилизации весьма велико и разнообразно: греческая философия и рационализм, римское право, латинский язык и христианство. Исламская и православная цивилизации так­же использовали его, однако несравненно меньше, чем Запад.

Западное христианство. Западное христианство - вначале католицизм, а затем протестантизм - важнейшая историческая особенность западной ци­вилизации. Почти все первое тысячелетие своего существования образование, зовущееся ныне «Западом», именовалось западным христианским миром. За­падные христианские народы ясно ощущали свою общность - и соответст­венно отличие свое от турок, мавров, византийцев и других народов.