Разделение духовной и светской властей. На всем протяжении западной истории церковь, а затем ряд церквей существовали отдельно от государства
156
Бог и Цезарь, церковь и государство, духовная и светская власть - из этих противопоставлений рождался дуализм западной культуры. Только в индуистской цивилизации присутствует столь ж- четкое разделение религии и политики. В исламе Бог есть кесарь; в Китае и Японии кесарь есть Бог; в православии Богу отведена роль младшего партнера кесаря. Разделение церкви и государства, типичное для западной цивилизации, не встречается более нигде, и подобное разделение полномочий вмесло громадный вклад в развитие
идеи свободы на Западе.
Верховенство закона. Понимание центральной роли права в цивилизованном существовании пришло от римлян. Средневековые мыслители разрабатывали идею естественного права, в соответствии с которым монархи должны были осуществлять свои властные полномочия. В эпоху абсолютизма в XVI и XVII веках принцип верховенства закона чаще нарушался, чем соблюдался, однако идея подчинения человеческой власти какому-то внешнему ограничению сохранилась. Традиция верховенства закона заложила основу конституционного строя и защиты прав человека, в том числе права собственности, от произвола властей.
Социальный плюрализм и гражданское общество. Исторически западное общество всегда отличалось высокой степенью плюрализма. Одной из отличительных черт западной цивилизации, как отмечал Карл Дойч, «является возникновение и существование различных автономных групп, члены которых не были связаны кровным родством или браком». В VI-VII вв. такими объединениями являлись монастыри, монашеские ордены и гильдии, однако затем почти повсюду в Европе стали рождаться самые разнообразные общества и ассоциации. Групповой плюрализм дополнился плюрализмом классовым. В большинстве западноевропейских стран имелись достаточно сильная и независимая аристократия, довольно многочисленное крестьянство, а также небольшой, но могущественный класс торговцев и купцов. Именно сила феодальной аристократии препятствовала установлению абсолютизма в большинстве европейских стран. Подобный плюрализм образует резкий контраст с неразвитостью гражданского общества, слабостью аристократии и силой централизованной бюрократической власти, которые наблюдались в тот же исторический период в России, Китае, Османской империи и других незападных обществах.
Представительные органы. В силу социального плюрализма в Европе очень рано возникли сословные представительства, парламенты и другие институты, представлявшие интересы аристократии, духовенства, купцов и других групп населения. Эти органы явились теми формами представительства, которые в ходе модернизации превратились в институты современной демократии. В эпоху абсолютизма монархическая власть порой распускала их или сильно ограничивала их полномочия. Однако даже в этих случаях они могли,
^ 157
как это было во Франции, возродиться в последующие годы в качестве механизма расширенного политического участия. Ни в одной другой цивилизации представительные органы не имеют тысячелетней истории.
Ин()ивидуа:ппм. Многие перечисленные выше особенности западной цивилизации сыграли свою роль в развитии индивидуализма и зарождении традиции личных прав и свобод, которые также являются ее отличительными чертами. Требования равных прав для всех: «самый последний бедняк в Англии такой же человек, как и самый богатый богач» также были заявлены, хотя и не приняты всеми. Индивидуализм остается характерной особенностью Запада и в XX веке".
Контрольные задания
Задание 1. Каковы причины и основные результаты индустриального развития в Европе в XIX в.?
Задание 2. Покажите, как изменялась демографическая ситуация в основных странах Европы.
Задание 3. Какие наиболее крупные технические изобретения появились в Европе в XIX в.?
Задание 4. В чем состояли причины и каковы основные результаты революций во Франции в XIX в.?
Задание 5. Какие новые социальные группы населения сформировались в результате промышленной революдии?
Задание 6. Расскажите о взглядах представителей утопического социализма Сен-Симона, Оуэна, Фурье.
Задание 7. Расскажите об основных положениях учения Ч. Дарвина.
Задание 8. В чем состояла суть учения Маркса и Энгельса об обществе и механизмах его развития?
Задание 9. Расскажите об основных чертах неоклассицизма и его ведущих представителях.
Задание 10. Каковы особенности стиля ампир?
Задание 11. Расскажите об основных чертах стиля "романтизм" и его ведущих представителях.
Задание 12. Опишите сюжет картины Э. Делакруа "Свобода на баррикадах".
Задание 13. Дайте характеристику импрессионизму. Покажите, что нового появилось в работах представителей этого художественного стиля.
Задание 14. Дайте определение реализма как художественного стиля и метода отображения действительности в искусстве
Задание 15. Назовите известных вам писателей Европы XIX в.
158
Задание 16. Назовите наиболее известных скульпторов XIX в. Задание 17. Назовите наиболее известных живописцев XIX в.
Список литературы
Алпатов М. Немеркнущее наследие. М : Наука, 1990. Виргинский В. С Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. М.: Наука, 1984.
Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь имен: В 2 т. Т. 2. СПб.: Лита, 1995.
Гастев А. А. Делакруа. М,: Наука, 1966.
Гойя. Капричос: Альбом по искусству. М.: Центр Рой, 1992
Делакруа Э. Дневник: В 2 т. М.: Наука, 1961.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Кн. 2. М.: Искусство, 1996.
Европейский романтизм. М.: Наука, 1973.
Изобразительное искусство и архитектура Франции первой трети XIX в. // Всемирная история. Т. 17. Минск, 1997. С. 453-458.
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX в. М., 1995
Искусство Западной Европы: Англия и Франция. М., 1996.
Искусство Франции // Всеобщая история искусств: В 6 т. Т. 4. М.: Искусство, 1963.
Кожина Е. Ф. Эжен Делакруа: Альбом. М.: Искусство, 1961.
Популярная художественная энциклопедия. М., 1999.
Турчин В. Искусство Великой Французской революции // Искусство. 1989. №7. С. 48-56.
Шнайдер М. Франсиско Гойя. М.: Искусство, 1988.
Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: В 3 т. М : Республика, 1994. Т. 2. Галантный век; Т. 3. Буржуазный век.
Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1983.
Хрестоматия по новой истории. Т. 1. М.: Наука, 1963.
150
Содержание
Введение.......................................................................... 3
Культура первобычного общества............................................... .. 4
Занятие I. Происхождение искусства..................... ... 4
Занятие 2. Происхождение религии,......................... .. .. 24
Культура древнего мира..................................................... 38
Занятие 1. Первые цивилизации Ближнего Востока.................. 38
Занятие 2. Античный мир: Греция и Рим................................ 58
Культура средневековой Европы.................................. ................ 75
Занятие I Культура феодального общества............................ 75
Занятие 2. Эпоха Возрождения............................................ 94
Культура Западной Европы в Новое время...................................... ИЗ
Занятие 1. Культура Западной Европы в XVII-XVIII вв............ 1 '3
Занятие 2. Культура Западной Европы в XIX в........................ 134
Калашников Владимир Валерьянович Сорокина Марина Анатольевна Андреева Ольга Владимировна Корьев Андрей Александрович