Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 5 из 41)

18


об окончательном отвлечении от натуральной конкретности. Очень вероятно, что эта лепка отмечает начало овладения законченно понятийными форму­лами, олицетворявшими определенного «зверя вообще».

Накапливавшийся опыт творческих действий, использующих теперь уже искусственные средства, их восприятие и осмысление привели к барель­ефному уплощению и к уменьшению размеров фигур. Эта эволюция допол­нительно оправдывалась фактором экономии труда и тем, что ею обеспечи­валась не только все большая выразительность, но и долговечность памятни­ков, созвучная их собирательной семантике. Так проявилась линия некоторой дематериализации изобразительной формы, как бы убывания ее телесности.

Раннеориньякский рисунок Homo sapiens, доведенный до уровня логи­ческой схемы, заключал собой эту тенденцию «глиняного цикла». Изолиро­ванные фигуры зверя, не содержащие ничего особенного и индивидуального, рождают чувство, что «перед вами как будто выхваченные из человеческого созерцания отдельные представления, брошенные на стены, потолки, углуб­ления или ниши». Надо подчеркнуть знаковый схематизм начальной формы. В ней явственно то омертвление живого, которое составляет обязательную черту законченного абстрактного образа. Эти рисунки служат памятниками кристально отчетливой логической мысли, будучи равнозначными общему видовому понятию о звере.

Одновременность появления Homo sapiens и «понятийных» рисунков зверя глубоко знаменательна. Этим, вероятно, обозначилась важнейшая веха прогресса - завершенный генезис первой «теоретической» мысли. Ранне-ориньякские рисунки - свидетельства «разумности» неоантропов и подъема их сознания на генеральных направлениях до уровня полноценно человече­ского типа умственной деятельности".

Шер Я. А. Асимметрия, антропогенез, искусство. Кемерово 1998:

(Фрагменты доклада на международной конференции по первобыт­ному искусству. Кемерово, лето 1998 г.)

"...Существующие в настоящее время гипотезы о происхождении ис­кусства (из игры, из магии, из религии, мифологии, из «натурального макета» и т. д.) являются, строго говоря, гипотезами не о том, как возникло искусст­во, а о том, что ему непосредственно предшествовало (игра, магия, религия, мифология, «натуральный макет» и т. д.). Сам механизм возникновения ис­кусства из «неискусства», как правило, в этих гипотезах и не рассматривает­ся. При том, что многие гипотезы о происхождении искусства нередко про­тивостоят одна другой, у них есть нечто общее: почти все авторы рассматри­вают искусство как продукт развития общества, как результат выражения эс-

19


тетических чувств, но не как фактор естественно-исторический, не завися­щий от воли и сознания человека и общества.

... Без естественно-научных знаний проблему происхождения искусства вряд ли удастся даже поставить надлежащим образом, поскольку искусство является производным от самых сложных функций живого вещества - пси­хических, коммуникативных, знаковых и, возможно, каких-то еще, неизвест­ных.

Одна из главных идей предлагаемой гипотезы о механизме происхож­дения искусства состоит в том, что речь, письмо и искусство имеют общую физическую природу: и то, и другое, и третье - информация. Материальными носителями речи являются звуки и знаки, нанесенные на какие-то предметы, а материальным носителем изобразительного искусства - плоские и объем­ные изображения. И речь, и искусство появились на последней стадии антро­погенеза у Homo sapiens sapiens.

По шкале абсолютного времени этот рубеж можно определить пример­но около 200 тыс. лет тому назад на Переднем Востоке и около 40 тыс. лет -в Европе. Вопрос о появлении речи и изобразительной деятельности у неан­дертальца пока даже трудно назвать дискуссионным: факты в пользу неан­дертальца столь малочисленны и сомнительны, что не могут быть соизмери­мы с огромным числом таковых в пользу Homo sapiens sapiens.

В последние годы появились новые результаты генетических исследо­ваний, подкрепляющие ранее высказанную гипотезу о том, что неандерталец не был прямым предком человека, а был параллельной ветвью на древе эво­люции гоминид, не выдержавшей ни резкого изменения климата в связи с последним оледенением, ни конкуренции с Homo sapiens sapiens.

Эндокраны неандертальских черепов указывают на определенную сте­пень асимметрии полушарий головного мозга, и это может свидетельствовать о потенциальной «готовности» неандертальца и к речи, и к искусству. Одна­ко эта потенция, по-видимому, не была реализована. Мозг неандертальца в среднем крупнее мозга современного человека. Скорее всего это говорит о первоначально экстенсивном пути, по которому пошла Природа, наращивая физическую массу клеток мозга для увеличения объема памяти. После того, как масса головы превысила возможности шейных мышц и позвоночника удерживать ее, экстенсивный рост остановился.

Количественное уменьшение объема мозга у современного человека было связано с его реструктуризацией. Объем перерабатываемой информа­ции резко возрос не за счет экстенсивного наращивания массы мозга, а за счет дифференциации функций полушарий, разделения центров восприятия и переработки языковой и образной информации, а также за счет более тесного взаимодействия между специализированными полушариями. Взаимодейст­вие между полушариями создает полноценную систему отображения внеш­него мира и позволяет вырабатывать стратегию и тактику целесообразного поведения человека на основе комплексной переработки языковой и образ-

20


ной информации. Создание человеком изображений возможно только в усло­виях тесного взаимодействия правого полушария, которое оперирует целост­ными образами, с левым, которое представляет мир в дискретных элементах, а также управляет точными действиями правой руки, посредника между соз­нанием и материалом, реализующего функцию изобразительной деятельно­сти. По всей вероятности, в полной мере эта способность появилась у чело­века только в верхнем палеолите.

... Эпоха верхнего палеолита была не только временем появления и ус­коренного развития новых технологий обработки камня, но и временем рево­люционного перехода к новым видам поведения, в частности, к новым знако­вым действиям. Возможно, что зачатки новой картины мира и были у неан­дертальца, и воплотились в действиях, похожих на ритуальные, следы кото­рых наблюдаются при исследовании неандертальских погребений. Однако полновесная знаковая деятельность, породившая ритуально-мифологическую модель мира, появилась только в верхнем палеолите. Она включала в себя средства языка, изобразительную деятельность, музыку, танцы и создала из этих разнохарактерных действий единую синкретическую форму первобыт­ного мышления".

О. Александр Мень. Истоки мировой духовной культуры. М., 1996:

"...В пещерах Испании найдены рисунки красками: на стенах перво­бытный художник эпохи палеолита нарисовал стоящих и бегущих бизонов, мамонтов, носорогов. Смелые линии, замечательные краски, дух зверя. Не всякий современный мастер сумеет передать образ животного так лаконично, вдохновенно, прекрасно.

Тогда спрашивается: развивалось ли искусство? Нет, нет. Прекрасное в истории человеческой культуры всегда было прекрасным. У него была исто­рия, то есть были различные фазы, различные типы искусства и духовности, но развития в том смысле, что вот это искусство было примитивным, а потом оно поднималось все выше и выше, не было".

Наиболее известные пещеры с настенной живописью

Название Дата открытия Страна Датировка, лет до н. э.
Шове 1995 Франция 32 000 - 30 000
Хоит-Цэнкер Агуй 1972 Монголия 15000-10000
Капова пещера 1959 Россия (Урал) 15000- 10000

21


Дата открытия Страна Датировка, лет до н. э.
1956 Франция 15000- 10000
1940 Франция 15000-10000 1
1879 Испания 14000-16000 1

Название

Руффиньяк

Ляско

Альтам ира

Техника палеолитического искусства. Для выполнения большинства известных скальных гравюр, особенно с глубоким прорезом, художник дол­жен был пользоваться грубыми режущими инструментами. Для гравюр сред­него и позднего палеолита типична более тонкая проработка. Их контуры пе­реданы, как правило, несколькими неглубокими линиями. В такой же техни­ке выполнены гравюры, комбинированные с росписью, и гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках. Некоторые детали часто заштрихова­ны, например грива, шерсть на брюхе животного и т. д.

Одной из самых простых и легко выполнимых техник является грави­ровка пальцем или палкой на глине или рисунок на скальной стене пальцем, покрытым цветной глиной. Эту технику считают самой старой.

Иногда встречается комбинированная техника росписи и гравюры. Для раскрашивания гравюр часто применялись различные минеральные красите­ли. Жёлтая, красная и коричневые краски приготовлялись обычно из охры, чёрная и тёмно-бурая - из окиси марганца. Белая краска вырабатывалась из каолина, различные оттенки жёлто-красного цвета - из лемонита и гематита, древесный уголь давал чернь. Вяжущим веществом в большинстве случаев была вода, реже жир. Известны отдельные находки посуды из-под красок. Не исключено, что красная краска использовалась тогда для раскрашивания тела в ритуальных целях. В позднепалеолитических слоях были обнаружены и за­пасы порошковых красителей или комки красителей, которые использова­лись наподобие карандашей.