Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 6 из 41)

Контрольные задания

Задание 1. Дайте определение понятия "искусство", опираясь на мате­риал статьи "Искусство", приведенный в разд. "Дополнительные материалы".

Задание 2. Назовите основные виды искусства и дайте их краткие ха­рактеристики, опираясь на материалы, приведенные в словаре основных тер­минов.

Задание 3. Какое значение у древних греков имело понятие "техне"? Сравните это понятие с латинским понятием "арт". Подберите однокоренные слова, объясните их значения.

Задание 4. Выберите из числа предложенных понятий те, которые обо­значают виды изобразительного искусства, музыка, скульптура, архитекту­ра, танец, живопись

22


Задание 5. Назовите периоды, на которые в исторической науке приня­то делить каменный век.

Задание 6. Перескажите основные положения концепции происхожде­ния искусства, предложенной Я. А. Шером.

Задание 7. Перескажите основные положения концепции происхожде­ния изобразительного искусства, предложенной А. Д. Столяром.

Задание 8. Расскажите об основных чертах искусства эпохи верхнего палеолита.

Задание 9. Какая из перечисленных пещер, содержащих рисунки эпохи палеолита, находится на Урале: Альтамира, Капова, Ляско?

Задание 10. Расскажите об основных чертах искусства эпохи мезолита.

Задание 11. Расскажите об основных чертах искусства эпохи неолита.

Задание 12. Назовите самое древнее деревянное изваяние в мире. Рас­скажите о нем.

Задание 13. Дайте характеристику основных видов мегалитических со­оружений.

Задание 14. К какому типу мегалитических сооружений относится Стоунхендж?

Список литературы

Бадер О. Н. Капова пещера. Палеолитическая живопись. М.: Наука,

1965.

Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. Л.: Наука, 1979.

Брейль А. Запад - родина великого наскального искусства // Первобыт­ное искусство. Новосибирск, 1971.

Пластика и рисунки древних культур. Первобытное искусство. М.: Ис­кусство, 1983.

Всеобщая история искусств: В 6 т. М.: Искусство, 1956. Т. 1.

Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. М.: Искусство, 1970.

История зарубежного искусства. М.: Наука, 1983.

История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древ­ний Восток. Античность. М.: Наука, 1981.

Каган М. С. Морфология искусства. М.: Наука, 1972.

Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: Сб. статей. М.: Наука, 1979.

Мень А. Истоки мировой духовной культуры М.: Наука, 1996.

Окладников А. П. Утро искусства Л.: Наука, 1967.

Окладников А. П. Центрально-азиатский очаг первобытного искусства. Новосибирск, 1972.

Первобытное искусство: Сб. статей. Новосибирск, 1971.

Ранние формы искусства. М.: Наука, 1972.

23


Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

Формозов А. А. Очерки по первобытному искусству. М.: Наука, 1969. Шер Я. А. Асимметрия, антропогенез, искусство: Доклад на междунар. конф. по первобытному искусству. Кемерово, 1998.

Занятие 2. Происхождение религии

Вопросы для изучения

1. Сущность религии как формы общественного сознания.

2. Основные формы религиозного сознания человека первобытного общества.

Методические указания

При изучении первого вопроса прежде всего следует уяснить содержа­ние самого понятия "религия". Ознакомьтесь с теми определениями религии, которые приведены в словаре основных терминов по этой теме.

Опираясь на эти определения, а также на фрагменты соответствующих текстов из разд. "Дополнительные материалы", сформулируйте основные точки зрения на сущность религии, которые высказаны учеными.

Используя материал словаря, ознакомьтесь с такими понятиями, как "теизм", "деизм", "пантеизм",' "монотеизм", "политеизм". Это позволит вам получить общее представление об основных формах религии, созданных че­ловеком в рамках мировой истории. Найдите относящийся к этому сюжету материал в разд. "Дополнительные материалы" и познакомьтесь с разными точками зрения по вопросу о социальных функциях религии.

При изучении второго вопроса необходимо ознакомиться с такими по­нятиями, как "анимизм", "аниматизм", "тотемизм", "фетишизм", "магия", "культ предков", определения которых содержатся в словаре.

Сравните основные формы первобытной религии с религиозными представлениями эпохи цивилизации (например, сравните понятия "ани­мизм", "политеизм" и "монотеизм"). Это позволит вам более четко выявить основные этапы становления религиозного сознания человека. Найдите отно­сящийся к этому вопросу материал в разд. "Дополнительные материалы". В результате его изучения вы должны уметь аргументированно определить свое отношение к тезису о том, что религия, как и искусство, возникла из практических потребностей и помогала человеку приспособиться к окру­жающей среде. Иными словами, религия появилась как форма отражения и освоения человеком окружающего мира.

Проверьте глубину полученных знаний путем выполнения контроль­ных заданий.

24


('январь терминов

Анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

Бог (божество), в религиозных верованиях - сверхъестественное су­щество.

Деизм (от лат. deus - бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "ма­шину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в XVII-XVIII вв.

Культ предков, одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь по­томков.

Магия (от греч. mageia - колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздей­ствовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обще­стве и стала элементом обрядов.

Монотеизм (от моно... к греч. theos - бог = единобожие), система ре­лигиозных верований, основанная на представлении о едином боге. В бого­словской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, хри­стианство и ислам.

Панетизм (от пан... и греч. theos - бог), религиозное и философское учение, отождествляющее бога и мировое целое. Пантеистические тенден­ции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для на­турфилософии Возрождения и Б. Спинозы, отождествившего понятия "бог" и "природа"; неоднократно выступал как форма перехода от теизма к материа­лизму.

Политеизм, многобожие, вера во многих богов.

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа), ми­ровоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специ­фические действия (культ), основанные на вере в существование бога или бо­гов, сверхъестественного. Исторические формы развития Р.: племенные, на­ционально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

Религия, вера в священную или сверхъестественную силу или силы, которой(ым) следует поклонятся и служить как создателю(лям) и правите-лю(лям) Вселенной; выражение такой веры в поведении и обрядах. Термин "религия" происходит от латинского "religare", что означает в буквальном смысле слова "обратную связь" или "взаимосвязь" (re-, обратный + ligare, связывать вместе).

25


Тайлор (Tylor) Эдуард Бернетт (1832-1917), английский этнограф, ис­следователь первобытной культуры. Наряду с Г. Спенсером создатель эво­люционной школы в этнографии и истории культуры. Разработал анимисти­ческую теорию происхождения религии (см. анимизм).

Теизм (от греч. theos - бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности бога отли­чает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности бога - от деиз­ма. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий -иудаизма, христианства и ислама.

Тотемизм, комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно ро­дами) и так называемыми тотемами (на языке оджибве "ототем" означает "его род") - видами животных и растений (реже явлениями природы и не­одушевлёнными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Фетишизм (от франц. fetiche - идол, талисман), культ неодушевлён­ных предметов - фетишей, наделенных сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Пережитки Ф. вера в аму­леты, обереги, талисманы. Сохранился в современных религиях - почитание чёрного камня в Мекке (ислам), креста и мощей (христианство).

Дополнительные материалы

Ряд высказываний, принадлежащих известным мыслителям:

Петроний Г. (I в.): "Первых богов на земле создал страх".

Спиноза Б. (XVII в.): "Страх есть причина, благодаря которой суеве­рие возникает, сохраняется и поддерживается".

Гольбах П. (XVIII в.): "Толпа видит чудеса и знамения во всех пора­жающих ее явлениях, понять которые она не может; она называет сверхъес­тественными производящие их причины... Атеизм, подобно философии и всем серьезным абстрактным наукам, не по плечу... большинству людей".