Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса (стр. 7 из 41)

Вольтер (XVIII в.): "Если бы бога не было, его следовало бы выду­мать".

Фейербах Л. (XIX в.): "Основу религии составляет чувство зависимо­сти человека". "Бог человека таков, каковы его мысли и намерения". "Созна­ние бога есть самосознание человека, познание бога - самопознание челове­ка".

Энгельс Ф. (XIX в.): "...Всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые гос­подствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором зем­ные силы принимают форму неземных".

26


Фрейд 3. (1856 - 1939): Религия "это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры".

Фрезер Дж. (XX в.): "Религия есть умиротворение сил, которые стоят выше человека и которые, как принято считать, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни".

Фромм Е. (XX в.): Религия - "любая разделяемая группой людей сис­тема мышления и действия, позволяющею индивиду вести осмысленное су­ществование и дающаю объект преданного служения".

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 210-211:

"Первое, что представляется необходимым при систематическом изу­чении религии примитивных обществ, - это определение самой религии. Ес­ли в этом определении требовать для религии верования в верховное божест­во или суд после смерти, поклонения идолам, обычаев жертвоприношения или других каких-либо более или менее распространенных учений или обря­дов, то, конечно, придется исключить многие племена из категории религи­озных. Но столь узкое определение имеет тот недостаток, что оно отождеств­ляет религию скорее с частными проявлениями верований, чем с более глу­бокою мыслью, которая лежит в основе их. Целесообразнее всего будет про­сто принять за определение минимума религии верование в духовных существ.

...Я намерен проследить здесь под именем анимизма глубоко прису­щее человеку учение о духовных существах... Анимизм не представляет но­вого технического термина, хотя и употребляется теперь очень редко.

Анимизм характеризует племена, стоящие на весьма низких ступенях развития человечества, он поднимается отсюда без перерывов, но глубоко видоизменяется при переходе к высокой современной культуре. ...Анимизм составляет в самом деле основу философии как у дикарей, так и у цивилизо­ванных народов. ...Обыкновенно находят, что теория анимизма распадается на два главных догмата, составляющих части одного цельного учения Пер­вый из них касается души отдельных существ, способной продолжать суще­ствование после смерти или уничтожения тела. Другой - остальных духов, поднимаясь до высоты могущественных богов. Анимист признает, что ду­ховные существа управляют явлениями материального мира и жизнью чело­века или влияют на них здесь и за гробом. Так как, далее, анимисты думают, что духи сообщаются с людьми и что поступки последних доставляют им ра­дость или неудовольствие, то рано или поздно вера в их существование должна привести естественно и, можно даже сказать, неизбежно к действи­тельному почитанию их или желанию их умилостивить. Таким образом, ани­мизм в его полном развитии включает верования в управляющие божества и

27


подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, верования, которые пе­реходят на практике в действительное поклонение.

Весьма важный элемент религии, именно тот нравственный элемент, который ныне составляет самую жизненную часть ее, встречается весьма слабо выраженным в религии примитивных племен. Это не означает отсутст­вия у них нравственного чувства или нравственного идеала - и то и другое есть у них, хотя и не в форме определенных учений, а в виде того традици­онного сознания, которое мы называем общественным мнением и которое определяет у нас добро и зло. Дело в том, что соединение нравственной и анимистической философии, столь тесное и могущественное в высшей куль­туре, по-видимому, едва начинается в низшей".

Яблоков И. Н. Основы теоретического религиоведения. М., 1994: Фрагмент 1-й (о сути «натуралистического» подхода, сторонники которого, прогрессивные мыслители XV11-XIX вв., не соглашались с бого­словским учением о том, что религия есть результат божественного от­кровения, ниспосланного человеку):

"Натуралистическая идея при всем разнообразии взглядов ее сторонни­ков может быть кратко охарактеризована следующим образом. Религия по­рождена грозными силами природы, сначала она выступала в виде обоготво­рения грозных и разрушительных явлений природы (солярные, селенные и прочие культы). Затем совершился переход к почитанию сил природы, про­изводящих эти разрушительные природные явления. По аналогии с самим собой первобытный человек постепенно пришел к олицетворению как от­дельных явлений (демонизм), так и сил, их производящих (политеизм). По­степенно осуществлялся и переход от фетишизма к антропоморфизму и от политеизма к монотеизму" (С. 15).

Фрагмент 2-й (о позиции Э. Тайлора, создателя анимистической тео­рии, и его критиков):

"Для определения религии, которое было бы применительно в изуче­нии верований в примитивных обществах, Тайлор вводит понятие «перво­бытный анимизм» (лат. anima - душа, animus - дух), под которым понимает веру в духовные существа, и называет его «минимум религии».

Тайлор отстаивает идею «естественного и постепенного развития рели­гиозных идей в человеческом роде», подчеркивает «объяснительное значение низших фаз религии для высших», для «развитых религий». Анимизм со­ставляет основу философии как у дикарей, так и у цивилизованных народов.

...Дикарский анимизм почти совершенно лишен нравственного эле­мента... Постепенно происходит слияние религии и нравственности. Введе-

28


ние нравственного элемента разделяет религии земного шара, соединенные между собой общим анимистическим принципом, на два больших класса: на низшие системы, главной задачей которых является создание примитивной, детской естественной философии, и на высшие религии, прибавляющие к этим системам понятие о справедливости и святости, чувстве долга и любви.

...Английский этнограф и историк Р. Маретт (1866-1943) развил идею «преанимизма», согласно которой до анимизма у первобытного человека су­ществовали представления о стихийной безличной силе, одушевляющей природу, воздействующей на жизнь людей и саму подверженную воздейст­вию. Комплекс этих представлений был назван аниматизмом (лат. animatus -одушевленный). На основании изучения верований народов Полинезии и Меланезии Дж. Кинг предложил считать первоначальной формой верований представление о Мана - о чувственно не воспринимаемой безликой силе, ко­торая приводит в действие все, что имеет отношение к жизни первобытных народов и является причиной наиболее важных событий в сакральной сфере, может быть присуща некоторым людям, животным, а также духам. Как пока­зали исследования культуры в других регионах, у некоторых австралийских племен эта сила получила название арунгвилта, у различных американских индейцев - вакан, оренда, маниту, а где-то она оказалась безымянной. Таким образом, оказалось, что именно эта сила под разными названиями или безы­мянная составляет сущность преанимической религии, а также магии" (С. 135-138).

Комментарий составителя. Наличие представления о Мана у всех народов не доказано этнографическим материалом, тем более нельзя дока­зать, что идея о существовании некой общей силы появилась раньше, чем представления о том, что окружающие человека предметы могут иметь такую .же живую dyuiy, как и сам человек. Этнографам не известны племе­на, которые бы верили в Many, но не верили в души и духов. Таким образом, нет серьезных оснований говорить об обязательном существовании преани-мистической стадии в развитии религиозного мировоззрения человека.

Фрагмент 3-й (о позиции Дж. Фрэзера (1854-1941), английского эт­нолога и историка религии, по вопросу о соотношении магии и религии):

"Дж. Фрэзер теории анимизма противопоставил исследование магииОн вы-делил в истории человечества три этапа духовного развития - магию, ре-ли-гию, науку. По его мнению, "магия предшествовала религии в эволюции мышления", "эпоха магии повсеместно предшествовала эпохе религии". Ма­гическое мышление основывается на двух принципах: первый - подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину; согласно вто­рому, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продол­жают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контак­та. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй - законом соприкосновения или заражения.

29


...Фрэзер далее выясняет соотношение магии и религии. Он дает сле­дующее определение понятия религии: «...Под религией я понимаю умило­стивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человече­ской жизни. Религия в таком понимании состоит из теоретического и практи­ческого элементов, а именно из веры в существование высших сил и из стремления умилостивить их и угодить им».

...Религия радикально, «фундаментально» противоположна магии и науке. Для последних ход природных процессов определяется не страстями или причудами личных сверхъестественных существ, а действием неизмен­ных механических законов. Природные процессы жестки и неизменны. Если в магии это допущение содержится имплицитно, то наука его эксплицирует. Стремясь к умиротворению сверхъестественных сил, религия подразумевает, что управляющие миром силы, умиротворяемое существо являются созна­тельными и личными. С другой стороны, стремление снискать благосклон­ность предполагает, что ход природных процессов в какой-то мере эластичен и изменчив.